Речевой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимоотношений понятий речевого этикета и вежливости.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить специфику русского речевого этикета;
выяснить важность вежливости в речевом этикете;
рассмотреть технику реализации этикетных форм;
дать краткую характеристику речевым дистанциям и табу.

Содержание

Введение 3
1. Специфика русского речевого этикета 5
2. Речевой этикет и вежливость 6
3. Формулы речевого этикета 10
4. Речевые дистанции и табу 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Речевой этикет.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

Этикет по происхождению французское  слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений.

Все большее распространение в  деловых кругах, особенно в последнее  время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

По тому, как человек знает  этикет, соблюдает его, судят о  нем самом, его воспитании, общей  культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает  доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий – чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражами порядка – имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное  следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Цель работы – рассмотреть взаимоотношений  понятий речевого этикета и вежливости.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    • определить специфику русского речевого этикета;
    • выяснить важность вежливости в речевом этикете;
    • рассмотреть технику реализации этикетных форм;
    • дать краткую характеристику речевым дистанциям и табу.

 

1. Специфика русского речевого этикета

 

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, вежливость, выдержанность.

Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка – про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово – стрела, выпустишь – не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается  в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы  спокойно относиться к возможным  расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует  уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность – умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Вежливость необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов1.

2. Речевой этикет и вежливость

 

«Словарь по этике» определяет вежливость так: "...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими"2. Значит, вежливость — это проявление уважения. Вежливость — это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление — речевой этикет — неотъемлемый элемент вежливости.

Раз вежливость — форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства  личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому. Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: Здорово, парни! В данном случае он избрал такие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим: «Я свой, близкий». Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: Здорово, парень, поскольку в этом случае будут нарушены нормы ролевых отношений — ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания, соответствующие старшинству. Не сделав этого, человек проявит невежливость. Значит, невежливость — это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками.

Присущая человеку вежливость оценивается  окружающими как его положительное  качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: Какой хороший человек — всегда поздравляет меня с праздниками; Славная у вас дочка — всегда со всеми здоровается и т.д.

Человек, нарушающий элементарные правила общения, заслуживает у окружающих самых суровых оценок, хотя бы таких: "... она зашагала прочь, со сладострастием привычного презрения вспоминая Приходько. Как поутру к ним в отдел писем влезает сначала выдающийся живот зама, а лишь затем — он сам и вместо освященного веками "здравствуйте" одышливо диктует свою державную волю..." (Д. Беляева. Роман с чемпионом).

Так важен для нас речевой  этикет, что «волшебные слова» включаются в набор признаков, по которым нас опознают внеземные цивилизации. В статье «Одиноки ли мы во Вселенной?» читаем: "Наша беседа началась под звуки "неземной" мелодии — кассета с ее записью летит сейчас где-то у границ Солнечной системы на борту космического аппарата. Там же "упакованы" крик петуха и шум водопада, лай собак, раскаты грома и многие другие привычные нам звуки. И наконец, одна и та же фраза, произнесенная на нескольких языках:

— Здравствуйте, приветствуем вас!" (из газеты).

«Волшебная сила» речевого этикета в том, что он отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в общении. А.Б. Добровичем в книге «Общение: наука и искусство» рассказывает о биологическом эксперименте, с помощью которого исследователи хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновение, вылизывание, выискивание и т.п. лишь гигиенической нуждой или это и «социальная» потребность животных. Были взяты две группы крысят, одну из них сотрудники поглаживали. Эти крысята выросли в более крупных, умных, устойчивых к заболеваниям животных, нежели те, которых не ласкали. Ученые сделали вывод, что потребность в прикосновании, ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности.

А у человека? Вот жена, в который уже раз спрашивает мужа: Скажи, ты меня любишь? Мужчины над этим смеются, а порой и сердятся, но ведь женщины стремятся удовлетворить свою жажду «поглаживаний». А как расцветают мужчины от похвалы, одобрения!

Над всем этим задумались языковеды  и обнаружили, что язык откликнулся  на такую потребность, создал систему  словесных «поглаживаний». Важное место принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлении о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как служить «поглаживаниями».

  • Привет, как дела?
  • Все в порядке! А у тебя?
  • Тоже ничего. Ну, всего!
  • Пока! — вот и обменялись «поглаживаниями»! Все дело в том, что речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда «здесь» (в точке встречи) и «сейчас» (в момент встречи) «я» и «ты» открыто обмениваются «поглаживаниями». Именно поэтому выражения речевого этикета задевают нас лично (радует «исполнение» и огорчает «неисполнение» по отношению к нам). Благодарю вас! — во фразе, в ее структуре, грамматике, семантике отражены «я» и «ты», фраза равна доброму поступку «здесь» и «сейчас». А передаваемая информация носит социальный характер типа «я тебя замечаю, уважаю, вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра...» Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению (в своей этимологии) означают доброжелательство: здравствуйте — будьте здоровы, то же и поздравляю; благодарю — благо дарю (за вашу услугу); извините — признаю свою вину и прошу простить; спасибо — спаси бог (за добрые дела) и т.д.

«Волшебство» речевого этикета и в том, что он действительно открывает двери к нашим человеческим взаимодействиям. Стоит добавить волшебное пожалуйста — и императивная форма уже выражает просьбу, и только просьбу, достаточно уважительную, направленную к равному партнеру. И еще есть много способов «поглаживания» в этой ситуации: Вам не трудно подвинуться?; Если вас не затруднит, подвиньтесь, пожалуйста и многое другое.

Вежливо могут твориться и беззакония. Вот газетный пример: «В полдень на улице ко мне подошли сотрудники милиции и спросили: «Что несете?» Я показал фанерный щит, на котором было написано «Гласность — оружие перестройки!» Не представившись, не спросив моего имени и не объяснив причин, сотрудники милиции сказали, что я задержан, заломили мне руки и попытались втолкнуть в милицейский фургон. Как человек, не чувствующий за собой вины, я возмутился и попытался оказать сопротивление грубому насилию. Тогда подошел подполковник милиции и вежливо предложил мне сесть в машину. Меня доставили в районное отделение милиции, где составили протокол как на «нарушителя» общественного порядка, шедшего по улице с транспарантом "Гласность — оружие перестройки!"» Вот так — и грубо, и вежливо, но результат один. Здесь уместно сказать, что вежливость, будучи формой проявления уважения, может обернуться двояко — это может быть вежливость-искренность и вежливость-маска. Из-за того, что кто-то использует вежливость как маску, кто-то скрывает за ней свою скверную суть, не будем огульно отрицать положительное моральное качество людей — их способность (и привычку) выражать людям свое уважение, свое благопожелание.

Вежливость как форму речевого поведения приходится отстаивать. Потому что она нужна и тому, кто  вежлив, и тому, с кем вежливы; здесь выигрывают обе стороны  — и «я», и «ты». Говорящий вежливо сохраняет свое собственное достоинство и оберегает достоинство адресата. А достоинство человека — это уже достояние всего общества. Так что за вежливость стоит бороться.

Ведь если не бороться, все мы просто перестанем быть вежливыми, так просто и незаметно перестанем. Но, как говорят, свято место пусто не бывает — это место будет занято всем тем, чему противостоит вежливость — проявлением неуважения к человеку. Здесь и высокомерие, и заносчивость, и спесь, и грубость, и хамство — попрание достоинства гражданина.

Сервантес говорил: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Уважение, доброжелательность, направленные другому, делают лучше и нас самих. Сестра Тереза, основательница ордена «Миссия милосердия», которую знает весь мир, во время визита в нашу страну сказала корреспонденту газеты: «Если даже нет ничего, чтобы помочь нуждающемуся, всегда можно подарить человеку улыбку или рукопожатие. Часто это даже больше, чем все остальное». Поскольку вежливость проявляется больше всего в нашей речи, а книга эта посвящена речевому этикету (значит — речи и языку), то необходимо остановиться, хотя бы попутно, на том, как сам язык отражает вежливость3.

3. Формулы речевого этикета

 

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы нас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

Этикет предлагает несколько возможных  формул:

  • Разрешите с вами познакомиться.
  • Я хотел бы с вами познакомиться.
  • Давайте познакомимся.
  • Будем знакомы.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость  представиться:

  • Позвольте (разрешите) представиться.
  • Моя фамилия Сергеев.
  • Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи  знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

  • Здравствуйте!
  • Добрый день!

Неофициальные формулы приветствия:

  • Привет!
  • Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

  • Позвольте (разрешите) пригласить вас…
  • Приходите на праздник (юбилей, встречу).
  • Будем рады видеть вас.

Поздравление:

  • Разрешите поздравить вас с…
  • Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
  • Горячо поздравляю…

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

  • Сделайте одолжение…
  • Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
  • Будьте любезны…
  • Не могу ли попросить вас…
  • Очень вас прошу…

Советы и предложения не стоит  высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет  в виде деликатной рекомендации, сообщения  о некоторых важных для собеседника  обстоятельствах:

  • Разрешите порекомендовать вам…
  • Позвольте обратить ваше внимание на…
  • Я бы предложил вам…

Информация о работе Речевой этикет