Речевой этикет в повседневной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Речевой этикет начал возникать ещё с самых ранних пор, в частности это связывается с возникновением государства. Во время правления царей люди уже знали некоторые основы этикета и старались уважительно относиться к власти.

Содержание

История возникновения речевого этикета……………………………………3стр.
Речевой этикет……………………………………………………………………3стр.
Повседневный речевой этикет…………………………………………………5стр.
Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование……………………………………………………………………7стр.
Вывод……………………………………………………………………………...11стр.

Работа содержит 1 файл

готовый реферат по русскому языку.docx

— 37.44 Кб (Скачать)

Филиал Санкт- Петербургского государственного инженерно- экономического              университета в г. Череповце

 

 

                          

                          Кафедра «Социогуманитарных дисцеплин».

.

 

                               Контрольная работа

 

 

            По дисциплине Русский язык и культура речи.

Тема №: «Речевой этикет в повседневной жизни».

 

 

 

 

 

 

                                                                                Студентка 1 курса

                                                                                Группы ЭТП- 10

                                                                                Пантелеева Анна

                                                                                Александровна

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                            

 

                                                                           Череповец,

                                                                                  2010

 

 

План работы:

  1. История возникновения речевого этикета……………………………………3стр.
  2. Речевой этикет……………………………………………………………………3стр.
  3. Повседневный речевой этикет…………………………………………………5стр.
  4. Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование……………………………………………………………………7стр.
  5. Вывод……………………………………………………………………………...11стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения  речевого этикета.

Речевой этикет начал возникать  ещё с самых ранних пор, в частности  это связывается с возникновением государства. Во время правления  царей люди уже знали некоторые  основы этикета и старались уважительно  относиться к власти.

Даже на пиру великий Хан за столом сидит вот как: его стол намного  выше других столов. Садится он на северной стороне, лицом на юг. С левой стороны  возле него сидит старшая жена, а по правую руку, намного ниже, сыновья, племянники и родичи императорского роду, а головы их приходятся у ног  великого хана. Прочие князья садятся  за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются  точно так же. Жены сыновей великого Хана, его племянников и родичей - с левой стороны, пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов  и рыцарей. Всякий знает свое место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим Ханом... С этого момента  огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку  в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих  поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок  поведения в обществе воспитывается  с детства в каждом его члене  семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой

"Словарь по этике"  определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка)

Речевой этикет.

Речевой этикет — важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился  богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.

Национальная специфика  речевого этикета в каждой стране чрезвычайно ярка, потому что на неповторимые особенности языка  здесь, как видим, накладываются  особенности обрядов, привычек, всего  принятого и непринятого в  поведении, разрешенного и запрещенного в социальном этикете. Порой самым  неожиданным образом проявляются  национально-культурные особенности  речевого поведения говорящих.

В широком смысле РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Речевой этикет присутствует как в деловой практике, так  и в повседневной жизни людей. Но рассмотрим подробнее речь людей в повседневной жизни.

Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Действительно, элементы речевого этикета присутствуют в повседневной практике любого носителя языка (в том  числе и слабо владеющего нормой), который легко опознает эти формулы  в потоке речи и ожидает от собеседника  их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются  настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как  часть повседневного, естественного  и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета  и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому  человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

С другой стороны, речевой этикет может  рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление  о правильной, культурной, нормированной  речи включает в себя и определенные представления о норме в области  речевого этикета. Например, каждому  носителю языка известны формулы  извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни (Извините меня, Прошу прощения) – и отвергаются или не рекомендуются другие, например, Извиняюсь (причем иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других). Само употребление или неупотребление единиц речевого этикета также может быть предметом нормализации, например: формулы извинения уместны в случае, если говорящий причиняет беспокойство своему собеседнику, однако слишком часто извиняться не следует, так как этим собеседник ставится в неловкое положение. Кроме того, нарушение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит как небрежность, само по себе может рассматриваться как нарушение речевого этикета.

Итак, требования речевого этикета  образуют своего рода иерархию. В какой-то мере они являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются  с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. Например, каждому носителю языка  с раннего возраста известно, что  при встрече необходимо здороваться. Далее, ребенку объясняют, что надо здороваться в соответствии с  определенными правилами (младший  приветствует старшего первый, используя  для этого вполне определенные формулы  – не Привет или Здорово, а Здравствуйте, или лучше: Здравствуйте, Иван Иванович). Наконец, в дальнейшем носитель языка узнает и о других тонкостях речевого этикета и учится их использовать в своей повседневной практике.

Граница между повседневной речевой  практикой и нормой в речевом  этикете неизбежно является подвижной. Практическое применение речевого этикета  всегда несколько отличается от нормативных  моделей, и не только из-за недостаточного знания участниками его правил. Отклонение от нормы или чересчур дотошное следование ей может быть связано с желанием говорящего продемонстрировать свое отношение  к собеседнику или подчеркнуть  свое видение ситуации. В приведенном ниже примере вежливая форма используется, чтобы подчеркнуть недовольство начальника подчиненным:

– Здрасьте, Любовь Григорьевна! – сказал он в отвратительно галантной манере. – Задерживаетесь?

Больше всего ее напугало то, что к ней обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало все происходящее крайне двусмысленным, потому что если опаздывала Любочка – это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко – уже совсем другое. Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра».

Повседневный  этикет.

Немногие правила речевого этикета  в повседневной жизни людей:

Повседневный этикет включает в  себя то, как Вы себя ведете на протяжении дня: набор определенных действий, общение  с людьми, поведение на улице, в  здании и т.д. Когда Вы кого-нибудь приветствуете, не делайте этого автоматически, небрежно Вы можете обидеть того, кому адресовано приветствие. Даже когда Вы равнодушны к человеку, или он Вам не симпатичен, Вы обязаны быть приветливым, непринужденным.

При приветствии нужно каждый раз  учитывать конкретные обстоятельства, иметь в виду, кого Вы приветствуете  и где.

В общественных местах: в магазинах, на улице, в парке всегда следует  здороваться с теми, кого Вы даже очень плохо знаете, или даже знаете только имя. То есть обменялись кивком головы и пошли дальше, каждый в  свою сторону.

Вполне уместно приветствовать абсолютно незнакомых людей, если Вы вместе с ними поднимаетесь или опускаетесь  в лифте своего дома, встречаетесь на лестничной площадке, в купе железнодорожного вагона.

Когда обгоняете кого-либо на лестнице или коридоре – обязательно извинитесь. Если Вы видите, что кто-то прячет глаза, пытается спрятаться, чтобы не здороваться  с Вами, сделайте вид, что не заметили его. Если по какой либо причине Вы не успели ответить на приветствие, или оно было невнятным, то при следующей встрече извинитесь и объясните, что произошло.

Никогда не стоит выжидать, чтобы с Вами поздоровались  первым. Если знакомый – Вам ровесник и у него нет формальных оснований первым Вас приветствовать, то в таких случаях более вежлив тот, кто первым поздоровался.

Всегда надо смотреть в глаза  тому, с кем здороваетесь. Не нужно  проявлять демонстративное неуважение, держа руки в карманах или держа  в губах сигарету. При приветствиях, обычно, говорят: «Здравствуйте!». Не стоит  произносить это слово нечетко, небрежно, сквозь зубы. Не стоит использовать жаргонные приветствия, типа: «приветик», «салютик» и др.

Если Вы находитесь на работе или  на собрании, то не надо допускать какие-либо различия в приветствиях, относящихся  к мужчине и женщине. В такой  обстановке все они являются Вашими товарищами.

В наше время напутствия стали традиционными  – «До свидания», «Прощайте», «Желаю вам хорошей дороги» и др. Общественных и посещаемых мест очень много  и к каждому есть индивидуальный подход.

Театр и кино. «Точность – вежливость королей» - гласит французская поговорка. Это совсем не означает, что другим можно быть неточными. Точность – самое яркое проявление вежливости. Особенно, когда речь идет о театрах и кино, ведь спектакли и фильмы начинаются в точно запланированное время.

Случаются ситуации, когда Вы опаздываете  не по совей вине (ЧП в транспорте, задержка на работе.). Как же быть? Главное, заходя в зрительный зал, не мешайте  зрителям. В некоторых театрах  вход после третьего звонка воспрещен. Опоздавших впускают на ярусы, на балконы. В таких случаях надо стать  недалеко от входа, и стоя смотреть спектакль до антракта. Если есть свободные  места можно присесть, но на то место  которое ближе к Вам, чтобы  не мешать остальным. Все делается при  одном условии: Ваши перемещения  должны происходить бесшумно.

При прохождении  контроля, если Вы с женой или знакомой, то Вы идете первым и предъявляете билеты. В ложу следует заходить, когда в зале гаснет свет. В партере места следует занимать не позже третьего звонка. Если Вам надо выйти, и Вы должны потревожить зрителей, извиняться не стоит, достаточно попросить разрешения пройти. Проходя между рядов, до начала спектакля Вы должны проходить лицом к зрителям, а после начала, из уважения к актерам, лицом к сцене.

В театр следует приходить вовремя, а лучше и за 10-15 минут до начала, чтобы успеть раздеться и привести себя в порядок.

Во время действия не разговаривайте: делиться мнениями с товарищем следует  во время антракта. Не стучите в  такт музыке, это некрасиво.

В общественном транспорте. Войдя в трамвай, автобус или троллейбус не останавливайтесь у входа, если не выходите на следующей остановке. К выходу надо готовится заранее. Когда в салоне очень много пассажиров, то за одну остановку до Вашей надо начинать продвигаться к выходу. При этом надо спрашивать у впереди стоящего пассажира, выходит ли он на этой остановке и, в случае отрицательного ответа, попросить пройти.

Обязательно уступайте сидячие  места гражданам пожилого возраста, инвалидам и пассажирам с детьми. Сумки, которые носят на плечах, следует  снимать с плеча, дабы не мешать другим пассажирам.

В магазинах покупатели часто жалуются на недостаточное внимание и плохое обслуживание, на грубость и пренебрежительное  отношение продавцов. Но случается, что и покупатель портит настроение продавцу. Неприятностей не было бы, если и покупатель и продавец были бы взаимно вежливыми и улыбались  друг другу.

Собираясь в магазин, следует сменить  домашнюю одежду. При входе Вы обязаны  пропустить выходящих.Неприлично входить  в магазин в рабочей одежде. Продукты нельзя трогать руками. Их следует упаковать, чтобы не вымазать других покупателей. Всегда занимайте  очередь и не пытайтесь её обойти. Это невежливо и нечестно. Для  того, чтобы посмотреть товар, нужно  обратиться к продавцу с соответствующей  просьбой. При этом Вы не обязаны  покупать вещь, которую посмотрели. В магазине, как и в любом  другом общественном месте, не нужно  стараться обращать на себя особого  внимания, не обсуждать громко никаких  проблем. Улыбка, такт, предупредительность  с обеих сторон прилавка – залог  удачной покупки и хорошего настроения продавца и покупателя.

Информация о работе Речевой этикет в повседневной жизни