Публицистический стиль

Автор: Наталия Кочеткова, 08 Декабря 2010 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

В латинском языке есть глагол publicare – «сделать общим достоянием, открыть для всех» или «объяснить всенародно, обнародовать». С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Работа содержит 1 файл

Исачкина русс.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     На  этом этапе подготовки к выступлению  формируется необходимый для  оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:

     1. Припоминание ранее читаемой  литературы по теме выступления.

     2. Просмотр личной библиотеки или  каталога.

     3. Просмотр каталогов в библиотеке.

     4. Просмотр в последних номерах  журналов перечня опубликованных за истекший год статей.

     5. Просмотр библиографических изданий  (летописей книг, журналов и т.  п.).

     6. Просмотр справочников.4

     Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счете позволит ускорить сам процесс подготовки.

     Этот  этап подготовки связан с работой  оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

     «Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными, - наставляет П. Сопер начинающих ораторов. - Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи».5

     Альтернативой полному тексту речи является подготовка тезисов и запись плана. При навыке выступлений и хорошем знании темы этого вполне достаточно для убедительного выступления.

     Необходимо фиксировать ключевые слова. Некоторые слова бывают настолько удачны, хороши, так кратко и точно показывают мысль, что использование их сокращает, а главное - улучшает изложение.

     Цитаты, особенно пространные, должны быть обязательно  записаны и зачитаны, так как зачитанная цитата воспринимается как заведомо точная.

     Относительно  числа тезисов можно привести мнение судебного оратора П.С. Проховщикова (П. Сергеича): «Чем меньше отдельных тезисов, тем лучше. Чтобы построить куб, нужны только три линии, а куб есть фигура, совершенная по форме и по содержанию. Чем больше положений, тем легче могут присяжные забыть некоторые из них. Но каждое из них должно быть... подтверждено множеством доказательств».6 
 
 
 

     
  1. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информированность и выразительность публичной речи.

     Старое  правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

     Ведь  цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так хороший оратор исходит из интересов слушателей.

     Всякое  выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание.

     Прежде  чем исполнять симфонию, дирижер добивается чистоты звучания основных аккордов. Так и для оратора важно, чтобы стержневая идея была ясна для слушателей.

     Стержневая  идея имеет большое значение и  для самого выступающего, являясь  связующим звеном для отдельных  положений его речи.

     Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех (если только они не взаимосвязаны).

     Объем выступления. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Помните: «Где мало слов, там вес они имеют» Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Нередко трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.

     Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Последние обычно отнимают много времени.

     Количество  разделов. Обилие разделов обычно указывает  на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно если вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда полностью разделались с одной идеей, прежде чем перейти к другой.

     Если  время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления.

     Название  речи. Нелегко дать название докладу. Оно должно быть коротким, выразительным, благозвучным и привлекательным. Все эти требования не так просто совместить. Обычно наиболее удачное название приходит на заключительном этапе работы над выступлением.

     Нередко краткая формулировка стержневой идеи является наиболее удачным названием. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и связанных с ними разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое.

     Крайне  важно, чтобы заголовок отвечал  содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ждет. Поэтому объявление о докладе нельзя делать двусмысленным или слишком общим.

     Привлекает внимание название темы в форме вопроса. Например: «Что привело к финансовому кризису в России?» Это лучше, чем «Финансовый кризис в России». Формулировка темы в виде вопроса, правда, предполагает, что будет дан четкий ответ на поставленный вопрос.

     Тональность выступления. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит не в произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: «Если вы не сделаете этого, то пожалеете» или «Не могу понять, почему люди не делают то-то и так-то». Подобный слегка раздраженный тон, будоража слушателей, позволяет докладчику эффективнее донести свою идею.  
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
  2. Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000.
  3. Сахаров В. Психология и личность пропагандиста. М., 1971
  4. Сопер, П. Основы искусства речи/П. Сопер. - М.:Б.И., 1992.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1989.

Информация о работе Публицистический стиль