Публицистический стиль

Автор: Наталия Кочеткова, 08 Декабря 2010 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

В латинском языке есть глагол publicare – «сделать общим достоянием, открыть для всех» или «объяснить всенародно, обнародовать». С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Работа содержит 1 файл

Исачкина русс.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Российской Федерации

     Саратовский государственный  технический университет

     ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  курсу 

     «Русский  язык для профессионального  обучения»

     по  теме:

     «Публицистический стиль»

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     САРАТОВ 2009

  1. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

      В латинском языке есть глагол publicare – «сделать общим достоянием, открыть для всех» или «объяснить всенародно, обнародовать». С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

      Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

      Публицистический  стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

      Характерными  особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

      Публицистический  стиль представлен множеством жанров:

      1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

      2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

      3. ораторские – выступление на  митинге, тост, дебаты;

      4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

       5. рекламные  – очерк, объявление, плакат, лозунг. 

     Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

     Информационная  заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В  расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

     Репортаж  характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

     Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно  может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о  событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

     Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения  дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.1

     Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность  воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в  очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка - изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

     В последние годы в жанровой системе  публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

     В настоящее время для системы  жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

     В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

     Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать,  виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль,  инъекция лжи.

     Многочисленные  примеры речевых клише вошли  в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата,  пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

     Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

     Характерной особенностью публицистического стиля  является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание;  слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

     В публицистическом стиле особое место  принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование,  воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

     В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

     В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

     К морфологическим признакам публицистического  стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

     1) единственное число имени существительного  в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

     2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

     3) императивные формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом  канале!

     4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

     5) причастия на -омый: ведомый, невесомый,  влекомый;

     6) производные предлоги: в области,  на пути, на базе, во имя, в  свете, в интересах, с учетом.

     К синтаксическим признакам публицистического  стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

     1) риторические вопросы: Выдержит  ли русский человек? Хотят ли  русские войны?

     2) восклицательные предложения: Все  на выборы!

     3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

     4) заголовки статей, очерков, выполняющие  рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

     В заголовках часто используется специфический языковой прием – «соединение несоединимого». Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.2

  1. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.

     Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит  вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

     В последние годы огромное распространение  получили профессии, где главным  условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

     Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

     Начиная с Древней Греции ораторское искусство  было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен).

     Во  времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

     Сегодня в понятия «риторика», «ораторское  искусство», «красноречие» вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

     Можно выделить три уровня ораторского  искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):

Уровень искусства оратора Составляющие  компоненты
I. Владение  материалом (что говорить) 1. Грамотная  речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка)

2. Словарный  запас

3. Композиция (принципы построения)

II. Владение  собой (как говорить) 1. Естественность  поведения оратора

2. Техника речи (дикция, темп, интонация,

голос)

3. Контакт с  аудиторией

III. Образ  оратора (кто говорит) 1. Одежда

2. Положение  сидя или стоя

3. Выражение  лица (мимика)

4. Жесты

Информация о работе Публицистический стиль