Особенности научного стиля

Дата добавления: 10 Марта 2013 в 19:57
Автор: t**********@mail.ru
Тип работы: лабораторная работа
Скачать полностью (28.53 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Практические задания к семинару.docx

  —  31.13 Кб

Практические  задания к семинару: Особенности  научного стиля.

 

1. В предложенном тексте определите  тезис, аргументы, выясните, какая  структура использована при составлении текста.

 

Обратимся к самым простым  примерам. Представим себе группу солдат, отдыхающих в перерыве между учениями. Стоит появиться командиру, дать команду - и разрозненная группа людей  становится строем. Команды "направо", "налево", "кругом" суть перформативы, они не несут никакой смысловой нагрузки и становятся чисто агональным актом. Изменим условие. Допустим, вместо командира появляется новобранец и даёт те же команды, эффект оказывается обратным: команды уже не перформативы, а чистые декларативы, с их помощью разрушается агональный акт, но сам перформатив осознаётся как отстранённый смысл. Профессиональный же ритор в процессе агональной коммуникации совмещает роли командира и новобранца, он одновременно поддерживает агональную коммуникацию и придаёт ей семиотический смысл, благодаря тому, что вписывает пациента (группу пациентов) в определённую иерархию понимания. Агональное высказывание всякий раз становится либо перформативом, принявшим форму декларатива (как в печально знаменитой истории Лёни Голубкова), либо декларативом, принявшим форму перформатива (как, например, знаменитые приказы Василия Ивановича в чапаевской серии анекдотов).

Обычный перформатив есть первичный агональный акт, уходящий глубокими корнями в древность; обычный декларатив - разрушение агонального акта путём введения необязательного высказывания. Игра же на постоянной перекодировке этих функций - один из важных семиологических резервов современной агональной коммуникации.

Еще один пример. В. В. Вересаев рассказывает историю о знаменитом адвокате Ф. И. Плевако. Судили старушку, укравшую жестяной чайник. Обвинитель, зная, что её будет защищать сам  Плевако, решил заранее нейтрализовать его аргументы. Прокурор говорил о бедственном положении старушки, о незначительности преступления, о жалости. Но поскольку собственность священна, мы должны признать старушку виновной. Если мы позволим нарушение принципа даже в малом, страна погибнет. И вот поднялся Плевако. Речь его была крайне немногословной. Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её более чем тысячелетие существования... Двунадесят языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. Присяжные оправдали старушку.

Перед нами опять-таки столкновение двух риторических стратегий. Прокурор активно использует средства для достижения суггестивного эффекта, мультиплицируя конкретный случай до пределов всеобщего принципа. Для этого он конструирует набор уклончивых фраз, дающих значение, которое не имеет строгого соответствия разбираемому явлению. Обильные словесные блоки оказываются здесь готовым сложившимся материалом с соответствующей семантической и стилевой окраской. В то же время всякое суггестивное высказывание выстраивает для себя риторическую ловушку в лице иронии.

 

  1. Проанализируйте фрагмент научного текста, используя следующую схему:

1. Функциональный стиль (разговорный, научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный.

2. Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, документ, и т.п.)

3. Основные стилевые черты (эмоциональность/официальность, простота, точность, стандартизоыанность, подготовленность/неподготовленность, безличность, абстрактность, доказательность, объективность, призывность, лаконичность, образность, красота, богатство и т.д.).

4. Языковые особенности данного текста (разговорные слова, фразеологизмы, простые/сложные предложения, диалогическая речь, наличие терминов, описательные обороты, использование принятых сокращений, схем, графиков, чертежей, средства образности языка, использование элементов различных стилей).

Последний пункт характеристики стиля  необходимо сопровождать примерами из текста. Вариант текста выбирается произвольно из предложенных ниже.

 

Текст 1.

К метеорологическим факторам воздействия на климат Земли можно  отнести основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей, имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и будущем.

Текст 2.

Реальные сложные системы (СС) можно  исследовать с помощью двух типов  математических моделей: аналитических  и имитационных. В аналитических  моделях поведение СС записывается в виде некоторых функциональных соотношений или логических условий. Наиболее полное исследование удается провести в том случае, когда получены явные зависимости, связывающие искомые величины с параметрами СС и начальными условиями ее изучения.

Текст 3.

Лес - один их основных типов растительности. Лес состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории. Леса, образованные одной древесной породой (например, сосной) называются чистыми, несколькими породами (например, березой и елью) - смешанными. Различают леса листопадные, развивающие листву весной, хвойные, вечно зеленые.

5.3.  Лингвистический  тест

1. Укажите, какие из приведенных  особенностей НЕ характерны для научного стиля:

  • распространенность элептических и   неполных предложеннй, слов-обращений, слов-предложений,
  • использование абстрактной лексики,
  • преобладание неопредепенно-личных предложений,
  • использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу «экономии» языковых средств.

 

2.Укажите, что относится к  жанру научного стиля:

  • дневниковая запись, реклама,
  • акт, комедия,
  • коммюнике, распоряжение,
  • статья, учебное пособие.

3. Что не относится к академическому  красноречию:

  • лекция вузовская, школьная,
  • приветственное,
  • научный доклад,
  • научный обзор,
  • научное сообщение,
  • научно-популярная лекция,
  • агитаторское.

4. Определите, к  какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями.

 

  • разговорные,
  • диалектные,
  • термины,
  • общеупотребительные.

 

5. Соответствие между методом  научного исследования и его  содержанием:

- аналогия   - движение мысли от общего к частному

- индукция   - родство явлений

- дедукция   - движение мысли от частного к общему

 

6. Основное назначение научных  произведений …

  • освещение важных проблем общества,
  • бытовое общение,
  • изложение исследуемых данных,
  • знакомство с научной информацией.

 

7. Популяризация научных знаний, повышение общего культурного  уровня народа – цель …  подстиля научной речи

Введите ответ _______________________

 

8. Отличительные признаки научно-популярного подстиля

  • классификация и обобщение фактов и явлений,
  • облегченность содержания,
  • наглядность,
  • доступность,
  • доказательность.

 

9. Соответствие видов связи в  сложных предложениях и примеров  их научных текстов

 

бессоюзные

Указанные способы отличаются невысокой   технологичностью и экономический эффект от их использования незначителен

сложноподчиненные

В стандартах есть требование: шум внутри салона не должен мешать восприятию речи

сложносочиненные

Если ледниковый лед распределить по земной  поверхности, то он покроет ее слоем в 60 см.


 

10.Использование абстрактных и  вещественных существительных во  множественном числе (типа глины,  стали) …

  • допускается,
  • неуместно,
  • считается ошибкой.

 

11. Жанры, характерные и для  научного, и для публицистического стилей:

  • пресс-конференция,
  • рецензия,
  • диспут,
  • открытое письмо,
  • статья,
  • доклад.

 

12. Тип мышления, свойственный научному  стилю речи …

  • образный,
  • конкретный,
  • абстрактный.

 

13. Сферой применения научного  стиля является:

Введите ответ _______________________

 

14. Адресатом научного стиля  не являются:

  • ученые,
  • администраторы,
  • ремесленники,
  • школьники,
  • студенты.

 

15. Характеристики индуктивных  рассуждений:

  • не являются абсолютно доказательными,
  • являются абсолютно доказательными,
  • являются неверными.

 

16. Главной формой научного мышления  является …

Введите ответ _______________________

 

17. Соответствие видов сложных  предложений в научном тексте  и языковых конструкций:

    - неопределенно-личные            считается, что…

    - безличные     считают, что…

    - определенно-личные   рассмотрим проблему

 

18. Отличительные признаки научно-популярного подстиля:

  • наглядность,
  • доказательность,
  • классификация т обобщение фактов и явлений,
  • облегченность содержания,
  • доступность.

 

5.4. Подготовьте публичное выступление  или эссе по следующим темам:

 

  1. Для чего ученому сегодня риторические способности?
  2. Как вы понимаете фразу «язык есть система знаков на радость мыслящим, на горе чувствующим»?
  3. Возможно ли употребление научного стиля в SMS-жанрах, чатах?
  4. Согласны ли вы с высказыванием, что люди перестают мыслить, когда перестают читать?
  5. Могли бы вы назвать  для себя книгу  – открытием?
  6. Как вы выбираете книги?
  7. Можно ли через язык детей понять как происходит номинация?
  8. Как вы понимаете фразу: То, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно. (Апулей).
  9. Как вы понимаете фразу: Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит себя (Августин Аврелий Блаженный)
  10. Как вы понимаете фразу: Сначала жить, а уж затем философствовать.
Страницы:12следующая →
Описание работы
Обратимся к самым простым примерам. Представим себе группу солдат, отдыхающих в перерыве между учениями. Стоит появиться командиру, дать команду - и разрозненная группа людей становится строем. Команды "направо", "налево", "кругом" суть перформативы, они не несут никакой смысловой нагрузки и становятся чисто агональным актом. Изменим условие. Допустим, вместо командира появляется новобранец и даёт те же команды, эффект оказывается обратным: команды уже не перформативы, а чистые декларативы, с их помощью разрушается агональный акт, но сам перформатив осознаётся как отстранённый смысл.
Содержание
содержание отсутствует