Общие принципы выражения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Три принципа, которыми объясняется большинство выражений и жестов, непроизвольно употребляемых человеком и животными под влиянием различных эмоций и ощущений:
Принцип полезных ассоциированных привычек. — Определенные сложные действия оказываются прямо или косвенно полезными при известных душевных состояниях, облегчая определенные ощущения или удовлетворяя известные желания.

Работа содержит 1 файл

Конспект дарвин.docx

— 59.63 Кб (Скачать)

    Чувства, которые называются нежными, с трудом поддаются анализу; в них, по-видимому, соединяются воедино привязанность и радость, и особенно симпатия. С интересующей нас точки зрения эти чувства замечательны тем, что они легко вызывают выделение слез. Немало было случаев, когда при встрече отца и сына после долгой разлуки, особенно при встрече неожиданной, оба разражались слезами. Сочувствие -

      самостоятельная или отличная от других эмоция; она особенно способна возбуждать слезные железы. Это равно относится как к тем случаям, когда мы выражаем кому-либо наше сочувствие, так и к тем, когда сочувствие выражают нам. Чувство соболезнования обычно объясняют, исходя из предположения, что, слыша или видя страдания других, мы живо их себе представляем в собственном воображении и сами от этого страдаем. Но этого объяснения едва ли достаточно, ибо оно не учитывает тесного сродства между сочувствием и привязанностью. Мы, без сомнения, гораздо глубже сочувствуем любимому человеку, чем человеку для нас безразличному, и сочувствие первого доставляет нам гораздо большее облегчение, чем сочувствие второго. Но мы, бесспорно, можем сочувствовать и тем, к кому не питаем привязанности.

    Благоговение. — Так как благоговение до некоторой степени родственно привязанности, — хотя оно главным образом заключается в почтении, нередко соединенном со страхом, — то мы можем вкратце упомянуть здесь о выражении этого душевного состояния. Благоговение выражается главным образом в том, что лицо устремлено к небесам, а глаза закатываются кверху.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 9. Раздумье, размышление, дурное настроение, угрюмость, решимость. 

    При сокращении мышц, сморщивающих брови, брови опускаются и сближаются, а на лбу образуются вертикальные морщины; это и есть акт нахмуривания.

    Человек может быть погружен в глубочайшее  размышление, но до тех пор пока в ходе его мыслей не встретится препятствие или пока они не будут прерваны какой-нибудь помехой, лоб его остается разглаженным, и лишь затем нахмуривание пробегает по нему, как тень.

    Теперь  мы можем рассмотреть, почему нахмуривание выражает затруднение в мыслях или действиях или возникшее при этом неприятное впечатление. Самое раннее и почти единственное выражение, которые мы видим у младенца в первые же дни жизни и притом довольно часто, — это выражение, проявляющееся при крике; крик вначале и некоторое время спустя сопровождает все ощущения и эмоции, носящие угнетающий или неприятный характер: голод, боль, гнев, зависть, страх.

    Абстрагирование. Размышление. — Когда человек настолько глубоко поглощен своими мыслями, что не сознает окружающего, или когда он, как иногда говорят, «унесся за облака», он не хмурится, но глаза его кажутся отсутствующими. Нижние веки обыкновенно приподняты и сморщены совершенно так, как у близорукого человека, когда он старается рассмотреть отдаленный предмет; одновременно верхние круговые мышцы глаза бывают слегка сокращены.

    Раздумье, соединенное с затруднением, часто  сопровождается определенными движениями или жестами. В таких со-

    стояниях мы обыкновенно поднимаем руки ко рту, лбу или подбородку; но насколько мне приходилось видеть, мы не производим этих движений, когда бываем совершенно поглощены мыслями и не испытываем затруднения.

    Дурное  настроение. — Мы видели, что нахмуривание является естественным выражением такого состояния, которое наступает при встрече с каким-либо затруднением или в связи с возникшей по ходу размышлений или действий неприятностью; человек, который часто испытывает подобное душевное состояние, бывает склонен к дурному расположению духа или бывает слегка сердит и угрюм, имеет обыкновение выражать это нахмуриванием. Но выражение недовольства, обусловленное нахмуриванием, может быть сглажено другим движением, а именно расширением рта в улыбку, придающую выражению приветливость, и блестящими веселыми глазами. То же самое произойдет, если взгляд будет ясен и прям, а на лице будет отпечаток серьезного размышления. Нахмуривание, сопровождаемое некоторым опусканием углов рта, что является признаком горя, придает лицу угрюмый вид.

    Если  хмурится весь лоб и брови низко  опускаются, вследствие сокращения пирамидальных мышц носа с образованием на переносице поперечных морщин или складок, то выражение становится угрюмым.

    Решительность, или решимость. — Плотно сжатый рот сообщает лицу выражение решимости, или решительности. Вероятно, ни один решительный человек еще не имел привычки держать рот раскрытым. Поэтому небольшая и слабо развитая нижняя челюсть, как бы указывающая на то, что рот обычно не бывает плотно закрыт, часто считается признаком слабого характера. Любое продолжительное усилие, физическое или умственное, предполагает состояние решимости; если можно доказать, что рот обыкновенно плотно закрывается до и во время сильного и продолжительного напряжения мышечной системы, то в согласии с принципом ассоциации можно было бы утверждать, что после принятия какого-нибудь твердого решения рот почти наверно будет закрыт. Поэтому, когда два человека вступают в смертельную схватку, то воцаряется зловещее молчание, прерываемое только тяжелым глухим дыханием. Молчание объясняется тем, что издавание любого звука потребовало бы выталкивания воздуха, и это ослабило бы опору для мышц рук. Если борьба происходит в темноте и мы слышим чей-то выкрик, мы тотчас же узнаем, что один из борцов в отчаянии сдался.

    Любое действие, даже самое незначительное, требует, если оно сопряжено с трудностью, принятия хотя бы какого-нибудь предварительного решения.

    По-видимому, нет ничего невероятного в том, что  все вышеуказанные причины — в совокупности или каждая в отдельности — оказывали свое действие то в большей, то в меньшей степени при самых разнообразных случаях. В результате должна была образоваться прочно установившаяся привычка плотно закрывать рот перед началом и во время всякого сильного и продолжительного напряжения или при выполнении любой тонкой операции; сейчас эта привычка, быть может, стала наследственной. В согласии с принципом ассоциации, выраженная тенденция воспроизводить эту привычку будет сильнее проявляться всякий раз, когда мы сознательно принимаем решение произвести какое-либо определенное действие или намечаем известную линию поведения, даже если этому не предшествовало никакое телесное напряжение или отсутствовала надобность в нем. Таким образом, привычное плотное закрывание рта должно служить признаком решительного характера, а решительность легко переходит в упрямство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 10. Ненависть и  гнев. 

    Если  мы оскорблены кем-либо или ожидаем  нанесения нам намеренного оскорбления, или если этот же человек ведет себя по отношению к нам агрессивно, мы начинаем испытывать по отношению к нему неприязнь, которая легко переходит в ненависть. Когда мы испытываем подобные чувства в умеренной степени, то мы их не выражаем ясно никакими телодвижениями или изменениями черт лица, если не считать некоторой сдержанности в обхождении или раздражительности. Немногие, однако, могут долго думать о ненавистном человеке без того, чтобы не чувствовать и не проявлять в той или иной форме негодования или ярости. Но если оскорбивший нас человек совершенно незначителен, мы испытываем к нему одно лишь пренебрежение или презрение. Если же, напротив, он всемогущ, то ненависть переходит в чувство ужаса.

    Ярость. - Ярость проявляется самыми разнообразными способами. Сердце и кровообращение всегда испытывают на себе воздействие этой эмоции: лицо краснеет и багровеет, причем вены на лбу и на шее расширяются. Точно также нарушается при этой эмоции и дыхание: грудь вздымается, и расширенные ноздри вздрагивают. Возбужденный мозг сообщает силу мышцам и одновременно придает энергию воле. Тело обыкновенно держится прямо, будучи наготове к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед к обидчику, и мышцы конечностей при этом более или менее напрягаются. Рот обыкновенно бывает плотно закрыт, выражая твердую решимость, а зубы стиснуты или скрежещут. Такие жесты, как поднимание рук со стиснутыми кулаками, как бы выражающие намерение ударить оскорбителя, наблюдаются сплошь и рядом. Немного найдется людей, которые, находясь в сильной ярости и приказывая обидчику удалиться, способны удержаться от движений, которыми выражается намерение ударить или сильно оттолкнуть от себя этого человека. И действительно, желание ударить иногда становится столь нестерпимым, что люди, испытывающие его, бьют по неодушевленным предметам или бросают их на землю. Нередко бывает и так, что все телодвижения человека становятся в этот момент совершенно бесцельными или неистовыми.

    Гнев, негодование. — Эти душевные состояния отличаются от ярости только степенью, и в их характерных проявлениях нет резкого различия. При умеренном гневе сердечная деятельность несколько усиливается, румянец увеличивается и глаза становятся блестящими. Дыхание также несколько учащается, атак как все мышцы, служащие для дыхания, действуют согласованно, то крылья носа немного приподнимаются, чтобы воздух поступал свободно. Это — весьма характерный признак негодования. Рот в этом состоянии обыкновенно бывает сжат, а лоб почти всегда нахмурен. В отличие от разъяренного человека с характерными для него неистовыми движениями, человек негодующий бессознательно принимает такую позу, точно он готов напасть на врага или ударить его; при этом он иногда меряет его вызывающим взглядом с головы до ног. Он высоко поднимает голову, сильно выпячивает грудь и твердо опирается ногами о землю. Он держит руки в разных положениях, то согнув одну или обе в локтях, то вытянув их неподвижно по бокам.  

Глава 11. Пренебрежение, презрение, отвращение, чувство виновности, гордость и пр., беспомощность, терпение, утверждение и отрицание. 

    Презрение почти нельзя отличить от пренебрежения, если не считать, что презрение предполагает более гневное настроение. Эти  эмоции нельзя также ясно отличить от чувств, описанных в предыдущей главе под названиями насмешки и вызывающего обращения. Отвращение — чувство весьма своеобразное по своей природе; оно относится к чему- либо отталкивающему, прежде всего к противному на вкус, независимо от того, действительно ли этот объект воспринимается нами или лишь живо представляется нашему воображению, и, во-вторых, к чему-либо, что вызывает в нас подобное же чувство через обоняние, осязание и даже зрение. Тем не менее крайняя степень презрения, или, как часто говорят, презрение, доходящее до отвращения, вряд ли отличается от отвращения. Следовательно, все эти душевные состояния весьма родственны между собой, и каждое из них может быть выражено самыми различными способами.

    Презрение и пренебрежение, так же как насмешка и угроза, могут выражаться в незначительном оскале клыка с одной стороны лица; это движение, по-видимому, постепенно переходит в другое, весьма похожее на улыбку. Улыбка и смех могут быть подлинными и в то же время насмешливыми; предполагается в этом случае, что обидчик настолько ничтожен, что может возбудить только смех, который обыкновенно носит притворный характер. Это чувство резко выражено, мы оттопыриваем и поднимаем обе губы или одну только верхнюю, чтобы закрыть нос своего рода клапаном; при этом нос задирается кверху. Мы как бы говорим презираемому человеку, что от него исходит дурной запах, примерно так же, как мы даем ему понять, что на него не стоит смотреть, наполовину закрывая веки и отворачиваем лицо. Впрочем, не следует предполагать, что подобные мысли действительно проходят в нашем уме, когда мы выражаем пренебрежение; но так как всякий раз, когда мы воспринимали неприятный запах или видели неприятное зрелище, мы производили такого рода движения, то в результате они стали привычными, зафиксировались и теперь воспроизводятся при всех аналогичных душевных состояниях.

    Пренебрежение может выражаться также самыми различными, подчас странными жестами, например пощелкиванием пальцев. 
 
 
 
 
 

 

 

Информация о работе Общие принципы выражения