Общие принципы выражения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Три принципа, которыми объясняется большинство выражений и жестов, непроизвольно употребляемых человеком и животными под влиянием различных эмоций и ощущений:
Принцип полезных ассоциированных привычек. — Определенные сложные действия оказываются прямо или косвенно полезными при известных душевных состояниях, облегчая определенные ощущения или удовлетворяя известные желания.

Работа содержит 1 файл

Конспект дарвин.docx

— 59.63 Кб (Скачать)

Глава 1, 2, 3. Общие принципы выражения.

    Три принципа, которыми объясняется большинство выражений и жестов, непроизвольно употребляемых человеком и животными под влиянием различных эмоций и ощущений:

  1. Принцип полезных ассоциированных привычек. — Определенные сложные действия оказываются прямо или косвенно полезными при известных душевных состояниях, облегчая определенные ощущения или удовлетворяя известные желания.

    Помимо  наследственной или инстинктивной  тенденции производить какое-либо действие или наличия унаследованного вкуса к определенного рода пище требуется, часто или даже всегда, приобретение особью еще и некоторой привычки.

    Могущественное  значение ассоциаций признается всеми. Действия, ощущения и состояния чувств, возникающие одновременно или следом друг за другом, имеют тенденцию соединяться вместе или вступать в связь таким образом, что впоследствии появление в сознании одного из них влечет за собой готовность к появлению других.

    Аналогичные случаи наблюдаются и в области  ощущений, например, в известном  опыте, когда при катании одного шарика кончиками двух скрещенных пальцев  мы испытываем отчетливое ощущение двух шариков.

    Глаза, как наиболее часто функционирующий  орган, особенно расположены к тому, чтобы их движения ассоциировались с различными душевными состояниями, несмотря на то, что при этом никакие предметы не подвергаются разглядыванию.

    Существуют  еще и такие действия, которые  обыкновенно совершаются при определенных обстоятельствах, независимо от привычки, и которые обязаны своим происхождением подражанию или же относятся к категории содружественных движений. Например, случается видеть, что люди, режущие что-либо ножницами, двигают челюстями в такт движениям ножниц.

    Рефлекторные  действия в строгом смысле этого  слова зависят от возбуждения  периферического нерва, который передает импульсы определенным нервным клеткам, а это, в свою очередь, приводит в действие определенные мышцы или железы; ни какие-либо ощущения, ни сознание в этом могут и не участвовать, хотя рефлекторные действия нередко сопровождаются и тем и другим. Кашель и чихание — всем известные примеры рефлекторных действий.

    Различие  между рефлекторными и произвольными  движениями обнаруживается в том факте, что очень маленькие дети не могут производить некоторые акты, отчасти аналогичные чиханию и кашлю, а именно они не могут сморкаться, отхаркиваться. Им приходится учиться выполнять все эти акты, между тем как в старшем возрасте мы производим их почти так же легко, как рефлекторные действия.

    Некоторые действия, которые вначале выполнялись сознательно, превратились, благодаря привычке и ассоциации, в рефлекторные действия; прочно укоренившись и став наследственными, они воспроизводятся всякий раз, когда возникают причины, некогда обусловившие их произвольный характер, даже если они не приносят при этом ни малейшей пользы.

    Рефлекторные  движения, однажды приобретенные для одной какой-нибудь цели, могли впоследствии, независимо от воли или привычки, изменяться в таком направлении, чтобы служить какой-нибудь совершенно другой цели.

  1. Принцип антитезы. — Определенные душевные состояния ведут к определенным привычным действиям, которые, согласно нашему первому принципу, оказываются полезными.

    Как враждебные, так и дружелюбные  жесты относятся к числу врожденных или наследственных, ибо они почти  тождественны у различных пород  этих видов и у всех особей одной  и той же породы как молодых, так и старых.

    Для общественных животных имеет огромное значение способность к взаимному  общению между членами одного и того же сообщества, а для других видов — общение между особями разного пола и разного возраста. Такое общение обыкновенно осуществляется при помощи голоса, но несомненно, что жесты и выражения одного животного до некоторой степени понятны другому.

    Многие  знаки, представляющие полную противоположность друг другу, обязаны, по-видимому, своим происхождением определенному смысловому их значению в обоих случаях. Вероятно, это справедливо в отношении знаков, которые глухонемые употребляют для обозначения света и темноты, силы и слабости и пр. Лучшим примером человеческого жеста, имеющего прямо противоположный характер по сравнению с естественным жестом, соответствующим противоположному состоянию духа, служит пожимание плечами. Оно выражает бессилие или извинение в том, что невозможно что-то сделать или чего-то избежать.

    Выполнение  обыкновенных движений противоположного характера под влиянием противоположных  волевых импульсов стало привычным и для нас, и для низших животных; вот почему если какие-либо действия тесно ассоциировались с каким-нибудь ощущением или эмоцией, то естественно, что под влиянием прямо противоположного ощущения или эмоции бессознательно, в силу привычки и ассоциации, выполняются действия прямо противоположные, хотя и бесполезные.

  1. Принцип действий, обусловленных строением нервной системы, первоначально не зависящих от воли и лишь до некоторой степени не зависящих от привычки - некоторые движения, считающиеся выразительными для определенных душевных состояний, представляют собой прямой результат строения нервной системы: движения эти с самого начала не зависели от воли и в значительной степени и от привычки.

    Влияние сильных эмоций на выделения кишечника  и некоторых желез, на печень, почки или молочные железы может служить также превосходным примером прямого воздействия сенсорной сферы на эти органы, независимо от воли или какой-нибудь полезной ассоциированной привычки.

    Тенденция к бурным и почти судорожным движениям при очень сильном страдании обусловливается, во-первых, потоком нервной силы, устремляющимся без определенного направления из нервных клеток, которые первыми испытывают возбуждение; во-вторых, долговременной привычкой пытаться избавиться от причины страданий посредством борьбы; в-третьих, сознанием, что произвольная мышечная деятельность облегчает боль; все эти движения, в том числе и движения голосовых органов, как это всеми признано, в высшей степени выразительны для состояния страдания.

    Принцип ассоциированной привычки играл  роль существенного причинного фактора в возникновении сильных эмоций и ощущений, можно заключить, во-первых, из рассмотрения сильных эмоций, обыкновенно не требующих произвольных движений для своего облегчения или удовлетворения, во-вторых, из противоположного характера так называемых возбужденных и угнетенных душевных состояний.

    Эмоции  и ощущения часто разделяли на возбуждающие и угнетающие.

    Существуют  различные душевные состояния, которые сначала кажутся возбуждающими, но вскоре становятся до крайней степени угнетающими. Когда мать внезапно теряет ребенка, она иногда неистовствует от горя и находится, без сомнения, в возбужденном состоянии: она безудержно ходит взад и вперед, рвет на себе волосы или одежду и ломает руки. Это последнее движение, может быть, следует объяснить принципом антитезы, так как оно выражает внутреннее чувство беспомощности и сознание непоправимости.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Способы выражения у животных. 

    Издавание звуков. — У многих животных, в том числе и у человека, голосовые органы играют весьма существенную роль в качестве средства выражения. Невольные и бесцельные сокращения мышц груди и гортани, возбуждаемые вышеописанным образом, и послужили, быть может, начальным толчком к издаванию голосовых звуков. Употребление голосовых органов, вероятно, ассоциировалось с предвкушением самого большого удовольствия, какое животные способны испытывать. Животные, которые живут обществами, часто зовут друг друга, если они разлучаются и, очевидно, очень радуются при встрече; мы наблюдаем это у лошади, когда к ней приближается другая лошадь, которую она призывала ржанием. Эмоциональная речь во всех вышеуказанных отношениях интимно связана с вокальной, а следовательно, и с инструментальной музыкой. Предки человека, по-видимому, издавали музыкальные тона до того, как они приобрели способность к членораздельной речи, и что, следовательно, всякий раз, когда голос употребляется при какой-нибудь сильной эмоции, он имеет тенденцию — в согласии с принципом ассоциации — принимать музыкальный характер.Высота голоса имеет отношение к определенным состояниям чувства. Большая или меньшая легкость, с которой вибрирующий аппарат дыхательного горла человека переходит от одного состояния вибрации к другому, и послужил первоначальной причиной большего или меньшего удовольствия, которое доставляется той или иной последовательностью звуков.

    Взъерошивание кожных придатков. — Едва ли существует другое выразительное движение, которое носило бы столь же всеобщий характер, как непроизвольное взъерошивание волос, перьев и других кожных придатков. Эти придатки взъерошиваются под влиянием возбуждения, вызванного гневом или страхом, а особенно при одновременном сочетании этих эмоций или когда они быстро следуют одна за другой. Благодаря этому животное кажется более крупным и страшным в глазах своих врагов и соперников. Как правило, взъерошивание сопровождается свирепыми звуками и разнообразными произвольными движениями, служащими той же цели. У хищных животных взъерошивание шерсти представляет собой, по-видимому, всеобщее явление, часто сопровождающееся угрожающими движениями, оскаливанием зубов и свирепым рычанием. Птицы, принадлежащие ко всем главным отрядам, взъерошивают перья при гневе или испуге. Взъерошивание кожных придатков — это рефлекторное действие, не зависящее от воли.

    Раздувание  тела и другие способы внушать  страх врагу. — Некоторые земноводные и пресмыкающиеся, не имеющие игл, которые могли бы подниматься, или не располагая мышцами, с помощью которых это осуществлялось бы, увеличивают при тревоге или при гневе свой объем посредством вдыхания воздуха. Это хорошо известно в отношении жаб и лягушек. Хамелеоны и некоторые другие ящерицы раздуваются, когда сердятся. некоторые дикобразы, рассердившись или будучи напуганы видом змеи, быстро вибрируют хвостом, производя, таким образом, своеобразный звук, вызванный тем, что полые иглы ударяются одна о другую.

    Таким образом, и нападающие, и подвергающиеся нападению стараются казаться друг другу как можно более страшными; у тех и у других имеются для этого специальные средства, которые, как это ни странно, в некоторых случаях почти одинаковы.

    Оттягивание ушей назад и прижимание их к голове. — У многих животных движения ушей в высокой степени выразительны, но у некоторых, например у человека, высших обезьян и у многих жвачных, уши не играют такой роли. Легкое изменение в положении ушей служит ясным выражением различных душевных состояний, и это мы ежедневно наблюдаем у собаки, но здесь мы будем говорить только об оттягивании ушей назад н о плотном прижимании их к голове. Это движение служит выражением свирепого настроения, но только у тех животных, которые в драке пускают в ход зубы: такое положение ушей объясняется старанием во что бы то ни стало предохранить уши от опасности быть захваченными противником. Следовательно, в силу привычки и ассоциации уши этих животных оттягиваются назад всякий раз, когда животные находятся в состоянии некоторого озлобления или делают во время игры вид будто озлоблены. Что это заключение правильно, можно вывести из факта существования у многих животных определенной связи между оттягиванием ушей и способом драться.

    Настораживание ушей. — Все животные, обладающие способностью свободно двигать ушами, при испуге или при внимательном рассматривании какого-нибудь предмета устремляют уши в ту сторону, в которую они смотрят, чтобы слышать всякий исходящий оттуда звук. В то же время они обыкновенно поднимают голову, так как на голове сосредоточены все органы чувств, а некоторые животные меньшего размера поднимаются на задние ноги. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Специальные выражения  у животных. 

  Собаки. - находясь в ласковом настроении, любят тереться о хозяев или хотят, чтобы хозяева их гладили и трепали; ибо, вследствие ухода за щенками, соприкосновение с любимым объектом прочно ассоциировалось в их уме с чувством любви. Привязанность собак к хозяину сочетается у них с сильным чувством покорности, которое сродни страху. Поэтому собаки, приближаясь к хозяину, не только опускаются и немного припадают к земле. Некоторые собаки очень своеобразно проявляют приятное и возбужденное настроение, соединенное с привязанностью, а именно они осклабливаются3 но иногда бросаются на землю животом кверху. Это движение представляет полную противоположность какому бы то ни было сопротивлению. Склонность лаять при таком настроении — врожденная или зависит от породы; борзые лают редко, тогда как шпиц, направляясь с хозяином на прогулку, лает так беспрерывно, что надоедает. Мучительная боль выражается у всех собак почти так же, как у большинства других животных, а именно воем, корчами и судорогами всего тела. Под влиянием крайней степени ужаса собака бросается на землю, воет и выделяет испражнения; но шерсть при этом, кажется, не взъерошивается, если она не испытывает гнева. Почти все описанные до сих пор выразительные движения, кроме оскалевания от радости, врожденны или инстинктивны, ибо они общи всем особям всех пород, и старым и молодым.

  Кошки. — Когда кошка бывает в ласковом настроении, все ее действия представляют полную противоположность только что описанным. Она выпрямляется во весь рост, слегка выгнув спину, подняв вертикально хвост и насторожив уши. При этом она трется щеками и то одним, то другим боком о хозяина или хозяйку. Желание тереться обо что-нибудь при этом настроении так сильно у кошек, что часто можно видеть, как они трутся о ножки стульев и столов или о дверные косяки. Этот способ выражать привязанность произошел у кошек, вероятно, по ассоциации, как и у собак, вследствие того, что мать ухаживает за котятами и ласкает их, а может быть, вследствие взаимной ласки самих котят и их общих игр.

Информация о работе Общие принципы выражения