О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА ……………………………………………..5
ПОЗА ………………………………………………………………………7
ГОЛОС И ИНТОНАЦИЯ ………………………………………………....9
ЖЕСТЫ И МИМИКА……………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Ораторство.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

    КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА 
     
     

    Факультет иностранных языков 
     
     
     
     
     
     
     

    Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» 

    О МАНЕРЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ, ЖЕСТАХ И МИМИКИ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: Кузьмина Таисия,

    студентка I курса заочного отделения

    факультета  «Иностранный язык» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
  2. ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА ……………………………………………..5
  3. ПОЗА ………………………………………………………………………7
  4. ГОЛОС И ИНТОНАЦИЯ ………………………………………………....9
  5. ЖЕСТЫ И МИМИКА……………………………………………...10
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….13
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ

     Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство  —  сильнейший  рычаг культуры.

     Существует  огромное количество определений понятий  «оратор» и «ораторское искусство». Рассмотрим некоторые из них.

     «Оратор» - тот, кто произносит речь, кто обладает даром красноречия. ( Словарь русского языка, том II, АН СССР, Институт русского языка. 1982., Москва, изд. «Русский язык»).

      В толковых словарях русского языка слово  «оратор» объяснялось так: «Оратор  – вития» (Словарь академии Российской, 1822 г.)

     «Оратор – вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник». (В.И. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка. 1836 – 1866 гг.)

     В русском литературном языке слово  «оратор» стало употребляться с  конца XVIII века. Но употреблялось оно не часто. Даже во второй половине XIX века оно еще не помещалось в кавычки, как слово экзотическое.

     В Словаре современного литературного  языка слово «оратор» определяется так:

  1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
  2. Лицо, произносящее речь.
  3. Глашатай чего-либо.
  4. Человек, обладающий даром речи.

     Значение  слова «оратор» связано, в основном, с эмоциональным влиянием выступающего на слушателей, с высоким мастерством  его речи.

     Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.

     Задача  оратора состоит в том, чтобы  воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

     Важнейшим условием ораторского искусства  является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное неспособна, воздействовать на чувства и через них на разум.

     Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и  образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое  изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВНЕШНИЙ ВИД  ОРАТОРА

     Впечатление у слушателей начинается с того момента, как лектор появляется в аудитории, до начала речи.

     К счастью для хороших ораторов, мнение о них составляется по внешним  данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к  оратору: как он стоит, какое у  него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели  хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить  мнение об ораторе — положительное  или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут  ли их симпатии на стороне оратора  и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично —  это, значит, дать слушателю возможность  познакомиться с вами. Если внешние  данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

    Планируя, где вы будете выступать, примите  решение, в чем вы пойдете. Осмотрите  себя. Хотя и говорят, что провожают  по уму, но принимают по одежке, и  одежда одно из главнейших условий  того, насколько хорошее сложиться  у людей мнение о вас. Рокфеллер  начал свой бизнес с того, что  купил себе на последние деньги дорогой  костюм и стал членом   гольф - клуба.

    Когда приходиться вставать и брать  слово, вы должны быть уверены, что ваш  внешний вид  отвечает требованиям слушателей и обстановки. «Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты». Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы  с широкими  полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки  будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно  связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны  быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши  и ручки. Женщинам   рекомендуется, по крайней мере,  оставлять дома   кричащие украшения. Скромность  в  одежде  предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите. «Если вы хорошо выглядите и безукоризненно одеты, то мысль об этом оказывает на вас определённое воздействие. Оно вселяет в вас больше уверенности, больше веры в собственные силы и повышает уважение к самим себе». (Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПОЗА 

     Поза  является важнейшим фактором в удержании  внимания аудитории. К трибуне оратор должен направляться решительным шагом, с хорошей осанкой, с руками, свободно «сброшенными», со взглядом, устремленным к трибуне или аудитории.

Оратор  должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне, перед  аудиторией. Вид человека, который  длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Поза должна быть естественной,  устойчивой. Удобнее всего стоять, опираясь на на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей.

Вместе  с тем выразительны движения вперед-назад. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

     В позе не должно быть напряжения и нарочитости. Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед, это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настаивать на своем. Если же мы смещаем центр тяжести назад, это становится позицией человека, готового отступить, человека неуверенного, готового подчиниться. И неведомым образом эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Публика хочет видеть в ораторе человека, который может повести за собой, который воплощает активное начало. Как и женщина в мужчине. Положение тела, соответствующее такому портрету, и будет нужным сигналом для аудитории. Однако время от времени центр тяжести можно смещать назад. Это следует делать в те моменты, когда вы задаете публике вопросы, предлагаете ей выразить свою точку зрения, допускаете дискуссию, слушаете вопрос из зала. Со временем вы будете это делать автоматически.

     Но  не переусердствуйте, иначе будете выглядеть неподвижным оловянным  солдатиком. Если вы неподвижны, нормальному  слушателю трудно внимательно следить  за тем, что вы говорите. Во время  выступления вы должны двигаться. Кстати, и при движении не забывайте о  классической позе. Сохраняя эту позу, можно ходить, поворачиваться и наклоняться. И даже сидеть. С нее вы начинаете, ею заканчиваете, к ней возвращаетесь  в ходе выступления. Следите при  этом, чтобы движения ваши были раскованными и свободными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОЛОС И  ИНТОНАЦИЯ

     Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать  за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: "В твоем  голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что  у тебя для них кое-что припасено". Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория  делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.

     Интонация:

     1. Не должна быть монотонной, ее  нужно менять на протяжении  выступления.

     2. Должна быть естественной, соответствовать  содержанию речи, для этого говорить  энергично. Интонация, не соответствующая  содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.

     Темп  должен быть средним, избегать больших  пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы  до и после важных мест (готовят  к восприятию информации и призывают  обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова.  
 
 
 
 
 
 

  1. ЖЕСТЫ И  МИМИКА

     Оратор  пользуется не только языком слов, но и  «языком чувств» - неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты  и мимика – другое. Все это  – единый экспрессивный поток  внутренней жизни человека. А так  как оратор воспринимается двумя  каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.

     Следя за мимикой и жестами оратора, слушателя легче вникают в  процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание  их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления.

     Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. К условным жестам относятся: военное приветствие, пионерский салют, жесты одобрения, бытовые жесты. Условные жесты иногда заменяют речь, например, кивок головой, мах рукой. условные жесты могут быть непонятны непосвященному человеку, так в разных странах одинаковые жесты могут иметь различное значение.

Информация о работе О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимики