Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим. Эти функции осуществляются оратором в процессе создания им риторического текста.
В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову.

Работа содержит 1 файл

КР риторика.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная  лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной  лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Аргументирующая речь

 

 

1. Если цель речи - убедить аудиторию  согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться  доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей  речи: необходимость точного выбора  вида речи, точной формулировки  проблемы речи, четкого формулирования  тезиса; учет аудитории, её всесторонняя  оценка и соответственно этому  - выбор стратегии доказывания  (по дедуктивному или индуктивному  методу); сочетание рациональных  и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная  часть, заключение

Введение. Задача введения - расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение. Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу  составляет  нейтральная  лексика,  вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

Эпидейктическая речь

 

 

1. Цель речи - хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.

2. Задача речи - воодушевление, сплочение  аудитории.

3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т.д.): человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.

4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что  более  всего ценится у данной  аудитории),  закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т.п.).

5. Строение речи: введение, основная  часть, заключение.

Введение. В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т.п.

Основная часть. Описание - характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.

Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т.д.

6. Выражение мыслей в речи.

Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных  фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной  лексики. Основные коммуникативные  качества речи – выразительность, образность, уместность.

Таким образом, первый этап подготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.

Второй этап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaталовым), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т.п.

Завершается второй этап подготовки к выступлению репетицией. Репетиция  нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст  позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних  воздействий, улучшить контроль над  эмоциями. Хронометраж, проводимый в  момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней  и раскованней будет чувствовать  себя оратор в аудитории, тем легче  ему будет донести свою мысль  до слушателей, выполнить коммуникативную  задачу.  Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного  жеста,  интонации,  ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.

Третий этап подготовки – время непосредственно перед выступлением. На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от важных качеств оратора, в первую очередь от волевых. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с вниманием. Внимание - это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.

В подготовке к выступлению следует  отметить еще один важный момент, связанный  с памятью как особым психическим  феноменом. Чтение по бумажке заранее  подготовленного текста допускается  в таких жaнрово-ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст,  или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения. Мнемонические приёмы, то есть приёмы, облегчающие запоминание, использовали ещё античные ораторы. На протяжении веков мнемоническая техника совершенствовалась. Сегодня широко известны такие способы, как способ смысловых ассоциаций; метод мест, при котором мысленно размещаешь объекты запоминания в различных знакомых местах: расставляешь слова в подъездах домов знакомой улицы, а потом, как бы гуляя по улице, «собираешь» их в определённой последовательности и т.п.

Основные законы психической деятельности, имеющие непосредственное отношение  к памяти, таковы. Чувственно-эмоциональная  сфера является базой «психокосмоса» человека. То, что окрашено эмоционально, запоминается гораздо лучше. Легче запомнить не слово, а образ, вызываемый этим словом.

Важнейшим принципом работы сознания является принцип новизны. Привлечение  внимания к новому  и ответное проявление интереса приводит к возникновению в мозге очага активности, обусловленного эмоциональным фоном. Если информация нова, интересна, значит, она подавляет другую информацию. Исходя из психофизиологических возможностей мозга можно сказать, что для запоминания важны количество материала, длительность и многократность его предъявления, а также его организация и целостность картины.  Умение создать организованную  композицию  запоминаемого  материала - гарантия успеха.  В книге «Память хорошая, память плохая»  Р.Ю. Ильючонок пишет: «Очень существен для запоминания характер заучиваемого материала: его сходство и разнородность. Число необходимых повторений возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Если среди большого числа однородных элементов поместить несколько разнородных, то они слабее забываются». Применительно к речи Р.Ю. Ильючонок сообщает следующие факты, характеризующие нашу кратковременную память: «Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания». Это материал и к нашему следующему вопросу –произнесению речи.

Марк Туллий Цицерон говорил, что  наилучший оратор тот, который своим  словом и  учит слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Классические риторики определяли красноречие как дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Произнесение речи, таким образом, требует от оратора прежде всего психологических умений, то есть умения одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, умения поддерживать определенный эмоциональный настрой (у себя и у аудитории), умения чувствовать время, не затягивать выступление, умения гасить негативные эмоции и т.п. В обобщенном виде психологические умения оратора можно свести к следующим умениям:

·        управление собственным поведением;

·        учет особенностей конкретной аудитории (уровень готовности к восприятию материала, интерес к излагаемой проблеме и т.д.);

·        выбор вида общения;

·        сочетание эмоциональных и рациональных факторов воздействия на аудиторию и их варьирование в зависимости от особенностей аудитории,

·        организация внимания слушателей;

·        использование наряду с убеждением механизма внушения;

Большая роль в организации  общения принадлежит первому  впечатлению, поэтому следует продумать  и первую фразу, и интонацию первой фразы, и выбор приветствия, и  степень громкости голоса, и мимику, и жест, и костюм, и прическу.

Психологический настрой перед  началом речи поможет также преодолеть возможный страх, связанный с  публичным выступлением. Откуда берется  этот страх? В книге «Искусство делового общения» известный американский специалист по риторике Фрэнк Снелл объясняет это рядом обстоятельств, с его точкой зрения можно согласиться.

Во-первых, участвуя в обычном разговоре, вы знаете, что в любую минуту вы можете отказаться от продолжения  разговора, если он вас затрудняет. Это позволяет вам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей. Другими словами, ответственность  за успех или неуспех общения  распределена между всеми участниками. В монологе – большая часть  ответственности на ораторе.

Во-вторых, в разговоре вы можете остановиться, и собеседник подхватит  разговор, в ораторском выступлении  на это рассчитывать не приходится.

Третьим немаловажным фактором является то, что человеком, как и   всеми  живыми  существами, управляет мощный инстинкт быть частью объединения себе подобных. Он - часть семьи, член общества, гражданин страны. Все, что он делает, он делает будучи частью большого объединения людей, поддерживающих друг друга. Оказавшись без привычной поддержки окружающих, человек испытывает ряд трудностей, ему тяжело идти в одиночку. И наконец, дискомфорт монологического выступления связан с отсутствием реакции на ваши высказывания, вы сами должны улавливать отношение к тому, что вы говорите, и корректировать свою речь. Вот почему так важны все речевые, логико-грамматические, семантичеcкие средства организации текста, его предъявления, обеспечивающие коммуникацию (вопросно-ответное единство, размышление вслух, прямое обращение и т.п.).

К важнейшим психологическим умениям  оратора относится умение управлять  аудиторией, прежде всего ее вниманием. Прекрасный русский судебный оратор Л.С. Пороховщиков дает ряд полезных советов, которые стоят того, чтобы  иx воспроизвести полностью:

«Оратор должен уметь возбуждать и  поддерживать внимание специальными приемами. Это одно из важнейших условий  успеха ,и по своей очевидности оно не требует особых пояснений, поскольку необходимо непрерывное внимание слушателей для того, чтобы воспринять все сказанное оратором. Я ограничусь немногими краткими указаниями.

Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием  применен в предыдущей строке; это  прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, - это, конечно,… пауза.

Третий прием заключается в  употреблении вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались ( не правда ли, проницательный читатель?), это риторическая фигура apostroph - обращение к слушателю с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после  которого останутся ещё только два; из них последний, седьмой, - самый  интересный, пятый прием очень  завлекательный, но вместе с тем  и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному  и, пожалуй, сходному с ним в своем  основании; шестой прием основан  на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостях человека: нет сомнения, что, задумавшись, хотя бы на секунду, всякий мало-мальски  сообразительный человек сам  укажет его. Я не знаю,  стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую  мысль, и новый толчок тогда, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее  намекнуть на то, о чем предстоит  говорить впоследствии» (Об ораторском искусстве. – М.,1963. - С.154).

Основными психологическими способами  воздействия на людей в процессе общения являются заражение, внушение и подражание.

Заражение - это бессознательная, невольная  подверженность людей определенным психическим состояниям. Наиболее ярким  примером заражения является паника. Заражению предшествует общность оценки ситуации или информации. Во время  публичного выступления аплодисменты служат стимулом для включения механизма  заражения. Страх, агрессия, повышенная эмоциональная возбудимость легко  и быстро передаются в толпе, лишая  людей осознанного контроля за своими действиями.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"