Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим. Эти функции осуществляются оратором в процессе создания им риторического текста.
В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову.

Работа содержит 1 файл

КР риторика.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

В качестве свидетельства нередко  используются пословицы и поговорки  как выразители народной мудрости.

Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

10. Топ «имя»

Эта смысловая модель обращает нас  к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

Мы лучше поймём, что такое  Владивосток как город, стоящий  на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя  на две составляющие: владеть и  Восток, владеть Востоком.

 

 Диспозиция

 

 

Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

Риторический текст, по выражению  Ю.М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его  элемент несет на себе печать этого  целого и в то же время оказывает  влияние на весь текст, во многом предопределяя  выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение,  что  как  нельзя  лучше  характеризует  именно  риторический текст.

В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это  проявляется в ораторской речи. Н.Н.Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль  и композиция» (М.,1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

·        идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

·        конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

·        структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

·         композиционный, от введения до заключения;

·        стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении  - концовку.

Способы развёртывания основной части  могут быть различными. Так, Н.Н.Кохтев называет следующие способы:

·        транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

·        экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но приблизительно, в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается, в конце речи оратор возвращается к основной идее;

·        параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

·        интегральный, или смешанный (с.65).

Содержательную структуру текста (его основной части) А.Н.Васильева (Основы культуры речи. - М.,1990) описывает иначе – в соответствии с функциональным стилем языка – и выделяет такие структуры:

1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах.

3. структуру свободного образно-ассоциативного  типа. Такие тексты характерны  для художественного стиля, они  требуют особого мастерства.

Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится  к его письменным формам, но может  быть применима и к текстам  монологической устной речи.

Приведенные композиционные схемы  весьма абстрактны и не учитывают  того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом  речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных  функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и  рассуждении.

Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией (подготовка к рассказу), завязкой (начало), развитием действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

1) начало (приступ, то есть  объявление темы);

2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

3) причина (на основе  нескольких топов «причина» и  «следствие»);

4) противное (используется  топ «противопоставление»);

5) подобие (тема подтверждается  с помощью топа «сравнение»);

6) пример;

7) свидетельство;

8) заключение.

Подробный комментарий строгой  хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

Среди основных принципов  создания текста-рассуждения – это  принципы правильного выбора стратегии  рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

Вместе с тем следует  отметить, что риторический текст  редко представляет собой или  только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего  эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

Риторический текст создаётся  в несколько этапов:

1) подготовительный. На этом  этапе происходит анализ и  оценка аудитории, перед которой  предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор  аргументов.

2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой»  вариант текста, который лучше  всего положить на некоторое  время в стол, так как вполне  возможны незаметные на первый  взгляд недостатки;

3) пауза. Этот этап не  должен быть долгим, не более  нескольких дней;

4) этап самоэкспертизы;

5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного  замысла, с  поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для  стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются  недостатки, которые следует устранить  на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и  заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

Работу над любым  текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный вариант  следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке и  цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

4. Оптимальность содержательней  полноты и речевой сжатости  применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных  акцентов;

8. Оправданность композиционной  структуры с точки зрения жанра,  адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.

Элокуция

 

 

Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы

Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию,  «берущих в плен»  мысли  и  чувства  слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figura – образ, вид) – форма речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. В классической риторике принято деление на тропы и фигуры (фигуры мысли и фигуры речи или слова). Существуют разные культурные традиции выделения и описания изобразительно-выразительных средств языка, к настоящему времени единой общепринятой классификации нет. Большинство русских риторик ХУ111-Х1Х вв. строило свою классификацию на французской традиции.  

 

Фигуры 

 

Фигуры мысли 

 

Фигуры мысли отличаются от фигур  слова тем, что не меняются от пересказа  своими словами. Они представляют собой  способ концентрации смысла высказывания, выделения смысловых центров  речи, уточнения позиции оратора, формирования определенных мнений и  чувств у слушателей, установление эмоционального контакта с аудиторией и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"