Глаголы и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:49, реферат

Описание работы

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

Содержание

* Что такое глагол.
* Определение глагола.
* Неопределённая форма глагола (инфинитив):
семантика и грамматические особенности.
* Основы глаголов.
* Спряжение глаголов.
* Категория вида: виды глаголов.
* Переходные и непереходные глаголы.
* Наклонения спрягаемых глаголов.
* Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 65.57 Кб (Скачать)

     Видовые пары образуются теми же способами, что  и все глаголы, – они являются результатом имперфективации и  перфективации; при этом рассматриваются  только те глаголы, которые сохраняют  семантику. При имперфективации  наиболее продуктивным является суффикс - ива-(ыва-): выиграть – выигрывать.

     При перфективации актуальным является вопрос о чистовидовых приставках. При изменении вида они не должны менять лексическое значение глагола. Выявление коррелятивности значения у глаголов совершенного и несовершенного вида вызывает большие затруднения, так как префиксы должны обозначать лишь внутренний предел процесса и  указывать «на естественный исход процесса» (В.В. Виноградов). Примеры: проектировать – спроектировать, писать – написать, строить – построить (подробное описание префиксальных видовых корреляций дано в монографии А.Н. Тихонова «Глагол». –1998.).

     По  наблюдениям А.Н. Тихонова, в многозначных глаголах члены видовых пар обычно совпадают во всех значениях, имеют  полную семантическую соотносительность (см. глаголы открыть – открывать, делать – сделать и под.). Иногда члены видовых корреляций имеют неполную семантическую соотносительность, совпадают в части своих значений (см. глаголы выступать – выступить и под.).

     А.А. Зализняк и А.Д. Шмелев к видовым  парам относят следующие: благодарить – поблагодарить, пробовать – попробовать, нравиться – понравиться, хвалить – похвалить, чувствовать – почувствовать, радоваться – обрадоваться, врать – соврать, петь – спеть и др. [Анна А. Зализняк, Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию. - Языки русской культуры, 2000.].

     Все глаголы с точки зрения вхождения  их в видовые пары делятся на парные по виду и непарные по виду. Парными  по виду являются глаголы совершенного и несовершенного вида с коррелятивными отношениями, в которых выражены различия при сохранении лексического значения (то есть глаголы, входящие в  видовые пары). Парные по виду глаголы, таким образом, – это предельные глаголы: одни из них (глаголы совершенного вида) выражают значение предела, другие (глаголы несовершенного вида) –  стремление к нему.

     Непарными по виду являются непредельные глаголы. Они не образуют видовых пар, относятся  только к одному виду (совершенному и несовершенному), за счет чего и  получили название одновидовых глаголов.  

     Одновидовые глаголы несовершенного вида включают в себя следующие семантические группы:

  • глаголы со значением интеллектуального состояния: верить, знать, полагать, помнить и под.;
  • глаголы, обозначающие природные физические процессы: жечь, печь, греть и другие;
  • глаголы со значением физических и психических состояний: болеть, беспокоиться, стесняться и под.;
  • глаголы неоднонаправленного движения: бегать, бродить и т.п.;
  • глаголы со значением активного звучания: стучать, звонить, греметь и другие;
  • глаголы со значением восприятия органами чувств: смотреть, созерцать и так далее;
  • модальные глаголы: хотеть, мочь, желать и другие;
  • связочные и полусвязочные глаголы, означающие различные отношения между кем-н. и чем-н.: быть, являться, доводиться, состоять, числиться и т.п.

     Одновидовые глаголы совершенного вида включают следующие разряды:

  • глаголы с суффиксом - ну -, имеющие однократное значение: крикнуть, стукнуть и под.;
  • глаголы со значением начала действия: заговорить, закрывать и под.;
  • глаголы с ограничительным значением: поболтать, поговорить.

     Двувидовые  глаголы.

     Парные  по виду глаголы составляют около 75% всей глагольной лексики, непарные (одновидовые) – около 20%. 5–6 оставшихся процентов  падает на долю так называемых двувидовых глаголов [Тихонов А.Н. Глагол. –1998.]. К двувидовым относят примерно 600–700 глаголов (из них 50–60 древних), у которых под одним звуковым комплексом скрываются глаголы совершенного и несовершенного вида, значения которых реализуются в определенных контекстах (то есть видовая корреляция не имеет выраженных формальных отличий). Ср.: В курсовой работе я обычно использую до 50 источников. В последующих работах я использую представленные Вами материалы. В составе двувидовых глаголов выделяют две группы. Первую, малочисленную, составляют глаголы русского и старославянского происхождения: велеть, женить(ся), заимствовать, исповедовать(ся), исследовать, казнить, крестить(ся), миновать, напутствовать, оборудовать, ранить, расследовать, содействовать и другие.

     Во  вторую, более многочисленную группу входят глаголы, заимствованные из западноевропейских языков: арендовать, ассигновать, рапортовать, рекомендовать, салютовать, аккредитовать, организовать, централизовать, газифицировать, абонировать, авансировать, гарантировать, иллюстрировать, эмигрировать, активизировать, механизировать, систематизировать, стабилизировать(ся) и другие.

     Несмотря  на определенную специфику, двувидовые глаголы являются частью системы  глагольной лексики. От них могут  быть образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Ср.: молвить – вымолвить, иллюстрировать – проиллюстрировать, переформировать – переформировывать.

     Некоторые ученые двувидовость считают морфологической  аномалией русского языка (шире –  славянских языков): А.В. Исаченко, Б.П. Шуба и др. Анализируя эту проблему, А.Н. Тихонов рассматривает разные точки зрения и активно поддерживает противоположную точку зрения [Тихонов  А.Н. Глагол. –  1998.].

     Видовая характеристика глаголов движения.

     Глаголы движения в русском языке часто  представлены парными глаголами  несовершенного вида:

идти ходить

ехать ездить

бежать бегать

лететь летать

плыть плавать 

нести носить

везти возить

лезть лазить

тащить таскать 

гнать гонять

брести бродить 

ползти ползать 

катить катать и т. д.

     Глаголы левой колонки обозначают движение в определенном направлении и  называются однонаправленными, происходящими  в конкретный момент. Глаголы правой колонки называют движение в разных направлениях (разнонаправленные), многократно  повторяющиеся или те случаи, когда  речь идет о действиях вообще и  направление не указывается. Они  называются разнонаправленными или  многократными.

     Таким образом, русские глаголы движения противостоят друг другу по одно- и  разнонаправленности, а также по кратности–некратности. Однонаправленные однократные глаголы бежать, брести, везти, гнать, ехать, вести, плыть, лезть, нести и под. обозначают движение, перемещение каким-либо способом чего-либо в одном направлении в определенный момент. В предложении с данными глаголами могут использоваться слова и словосочетания типа сегодня, сейчас, в этот раз и под. Глаголы бегать, бродить, возить, гонять, ездить, водить, плавать, лазить, носить и под. обозначают движение, специально никуда не направленное (По вечерам он бегал), многократное (Мы ездим в лес по выходным), как постоянное свойство (Птицы летают).

     При обозначении многократного повторяющегося движения могут употребляться не только глаголы разнонаправленного движения, но и глаголы однонаправленного  движения (Ср.: После занятий я хожу в библиотеку и работаю там до вечера. После обеда я иду в библиотеку и работаю там до вечера).

     Глаголы движения своеобразны с точки  зрения видовых отношений: бесприставочные  глаголы неоднонаправленного движения никогда не образуют видовых пар. У приставочных глаголов неоднонаправленного  движения видовые пары могут быть образованы путём вторичной имперфективации: перевезти – перевозить. Не образуют видовых пар глаголы со значением ограниченности во времени (поносить), окончания действия (отбегать), интенсивности (разбегался) и некоторые другие.

     От  глаголов однонаправленного движения очень легко образуются приставочные глаголы совершенного вида, но они  не образуют видовых пар с бесприставочными, так как различаются семантикой. Однако от этих приставочных глаголов легко образуются видовые пары путем  вторичной имперфективации: ср.: нести – перенести – переносить; плыть – заплыть – заплывать.  

     Все глаголы делятся на переходные и непереходные. В основе такого деления лежат синтаксические связи, реализуемые глаголом. Переходные (транзитивные) глаголы обозначают действие, направленное на объект, выраженный винительным падежом имени без предлога: читаю книгу. При этом глагол может называть не только конкретное действие, но и чувства, мысли и так далее. В последнем случае абстрактный объект не претерпевает изменений: слушать радио, музыку . Кроме винительного падежа объект может быть выражен родительным падежом в двух случаях: 1) если глагол называет действие, которое переходит не на весь объект, а на его часть: выпил молока, купил хлеба ; 2) при отрицательном глаголе-сказуемом: не пил чая, не читал газеты, не знал жизни.

     Такой объект в синтаксисе принято называть прямым. В позиции прямого объекта  может находиться придаточная часть  сложноподчиненного предложения: Я понял, что игра удастся.

     К непереходным относятся глаголы  движения (идти, шествовать), глаголы со значением состояния (отдыхать, веселиться), становления (зеленеть) и др.

     Учитывая, что переходность и непереходность глагола связана с его значением  и синтаксическим функционированием, эту категорию можно охарактеризовать как лексико-синтаксическую. Лишь небольшая  группа глаголов имеет словообразовательные особенности, позволяющие отнести  их к переходным или непереходным. Так, к непереходным можно отнести  глаголы со следующими формальными  показателями:  

  • постфиксом  –ся : учиться, трудиться ;
  • суффиксами –нича -, -ствова - у отыменных глаголов: столярничать, бодрствовать ;
  • суффиксом –е- у глаголов, образованных от имён прилагательных ( синеть, голубеть ); в отличие от переходных глаголов с суффиксом –и- : синить и т. д.

     Но  приведенная выше классификация  не является единственной. Некоторые  ученые вслед за А.А. Шахматовым выделяют 3 группы: 1) прямопереходные (= переходные); 2) косвенно-переходные и 3) непереходные. При этом учитываются не только синтаксические связи, но и некоторые морфологически особенности глаголов.

     Прямопереходные глаголы образуют причастия страдательного залога: читаемый, ремонтируемый. Они принимают страдательное значение, употребляясь с постфиксом –ся : книга читается . Непереходные глаголы не образуют причастий страдательного залога.

     К глаголам косвенно-переходным вслед  за А.А Шахматовым относят такие, которые требуют после себя родительного, дательного и творительного падежей  без предлога: жду парохода, верю тебе, занимаюсь физкультурой. Они не образуют причастий страдательного залога, но сочетаются с постфиксом –ся : ему верится .

     Несколько иная трактовка предложена в учебнике Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова: «Особый разряд составляют так называемые косвенно-переходные глаголы. К ним относятся возвратные и невозвратные глаголы, управляющие не винительным, а другими косвенными падежами существительных (без предлогов и с предлогами). Они обозначают обычно отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на объект: желать победы, ждать поезда, гордиться братом, надеяться на успех, верить другу, думать о победе, помогать товарищу и т. п.» [Шанский, Тихонов, 1981.].

     Некоторые многозначные глаголы в одном  из значений могут быть переходными, в другом – непереходными; например: пишет письмо (переходный); мальчик уже пишет, то есть научился писать (непереходный).  

     «Морфологическая категория наклонения глагола – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отношение действия к действительности и имеющих значение реальности (изъявительное наклонение), побуждения (повелительное наклонение) или предположительности, возможности (сослагательное наклонение).

Информация о работе Глаголы и его виды