Глаголы и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:49, реферат

Описание работы

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

Содержание

* Что такое глагол.
* Определение глагола.
* Неопределённая форма глагола (инфинитив):
семантика и грамматические особенности.
* Основы глаголов.
* Спряжение глаголов.
* Категория вида: виды глаголов.
* Переходные и непереходные глаголы.
* Наклонения спрягаемых глаголов.
* Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 65.57 Кб (Скачать)
Ед. ч. Мн. ч.
1 л .

2 л .

3 л .

читаю

читаешь

читает 

иду

идёшь

идём

1 л .

2 л .

3 л .

читаем

читаете

читают

идём

идёте

идут

 

Образцы 2-ого  спряжения:

Ед. ч. Мн. ч.
1 л .

2 л .

3 л .

говорю 

говоришь 

говорит

держу

держишь

держит

1 л .

2 л .

3 л .

говорим

говорите

говорят

держим

держите

держат

     Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

     Способы определения спряжения  глагола.

     Существует  два способа определения спряжения  глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует  нумерации. I способ определения спряжения  используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в  написании безударными окончаниями.

     Правило определения спряжения по первому  способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

     Если  окончание глагола безударно  и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

     Правило определения спряжения по второму  способу – по инфинитиву: ко II спряжению относятся:

  • все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;
  • 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;
  • 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

     Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы  бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

     Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

  Ед. ч. Мн. ч.
1л. хочу, бегу хотим, бежим
2л. хочешь, бежишь хотите, бежите
3л. хочет, бежит хотят, бегут

     Особоспрягаемыми (относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

  Ед. ч Мн. ч.
1л. дам, создам, ем, надоем дадим, создадим, едим, надоедим
2л. дашь, создашь, ешь, надоешь дадите, создадите, едите, надоедите
3л. даст, создаст, ест, надоест дадут, создадут, едят, надоедят

     Глагол  чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

     Ряд глаголов современного русского языка  не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

     Не  образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

     Лакуны  в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в  природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.  

     «Категория вида обозначает, что действие, выраженное глаголом, представляется:

     а) в его течении, в процессе совершения, а тем самым в длительности или повторяемости, напр.: жить, петь, работать, ходить, читать;

      как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе совершения, будет ли то момент возникновения, начала действия или же момент его завершения, его результат, например: запеть, кончить, побежать, пропеть, прийти, узнать, уйти» [Грамматика–1960].

     «Категория вида – это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости» [Русская грамматика–1980].

     Понятие об аспектуальности. Раздел грамматики, который занимается изучением видов и способов действия глагола, называется аспектологией. Следует разграничивать аспектологию как раздел науки о языке и аспектуальность как функционально-семантическую категорию.

     Аспектуальностькатегория, содержанием которой является характер протекания действия. В нее включаются глагольный вид, способы действия, а также дополнительные, вспомогательные элементы, переданные лексическими неглагольными и синтаксическими средствами выражения характера протекания действия. К ним относятся, например, наречия и словосочетания со значением длительности, непрерывности, мгновенности и т. п. (долго, весь день, изредка, часто, непрестанно и др.).

     Категория вида характерна для всех глагольных форм. Она связана и с морфологией, и с синтаксисом. Традиционно  категория вида квалифицируется  как грамматическая и включается в качестве морфологического ядра в  более широкую семантико-функциональную категорию аспектуальности.

     Способы действия – это лексические группы, лексическая аспектуальность.

     Понятие о виде.

     Общепризнанное  определение вида в современной  лингвистической литературе отсутствует. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие единства в вопросе о содержании категории вида. Одни лингвисты называют до 4 видов (традиционно выделяют 2), другие считают, что эта категория не существует вообще.

     Историки  языка считают, что категория  вида является славянским новообразованием; поэтому она, естественно, отсутствует  в немецком, английском, французском  и др. языках. Деление на виды произошло  в доисторический период, в современном  состоянии виды оформились в XVI–XVII вв. и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Становление  видовой системы русского глагола  происходило параллельно с формированием  системы времен.

     Виды  глагола имеют отличия в семантике, в количественном и качественном составе грамматических форм.

     Семантика видов.

       В течение длительного времени лингвисты пытаются определить инвариантное значение каждого вида, но сделать это не удаётся. Рассмотрим, какие значения назывались в качестве объединяющих, общевидовых.

     В роли инвариантного значения совершенного вида (СВ) предлагались: предельность, законченность, результативность, точечность и целостность.

     Определение СВ, основанное на понятие законченности, завершенности действия, восходит к  Ф. Миклошичу, затем используется в  работах В.А. Богородицкого, Л.А. Быковой  и другие. Под законченностью понимается доведение действия до конца.

     Противники  этой точки зрения (А.М. Пешковский, В.В. Виноградов, И.П. Мучник и другие) обращают внимание на то, что под это определение не подходят: 1) глаголы со значением начала действия: запеть, побежать; 2) глаголы так называемого мгновенного действия: вздрогнуть, стукнуть и другие.

     Основным  значением СВ часто признается результативность (А.А. Шахматов, С.О. Карцевский, И.П. Мучник и другие). Другими словами, глаголы СВ должны обозначать действие, достигшее результата. Но, во-первых, результативность является значением способа действия (точнее – нескольких способов действия). Во-вторых, это значение способны передавать и глаголы НСВ (несовершенного вида): Ежедневно его коллега прочитывал не менее сотни документов. В-третьих, сами понятия «результативность» и «результат» обозначают не совпадающие полностью явления. Для доказательства этого положения М.Я. Гловинская с опорой на авторов модели «Смысл – Текст» дает следующие примеры:

     вставать  – встать стоять,

     садиться  – сесть – сидеть,

     ложиться  – лечь лежать и т. д.

     Второй  элемент каждой тройки обозначает конечный момент этого процесса (конец, предел его), который в то же время называется результативностью, но глагол обозначает не только и не столько результат  действия, сколько конец процесса и начало состояния, которое выражено в третьем элементе и представляет собой результат действия [Гловинская М.Я. Семантические типы видовых  противопоставлений русского глагола. – 1982.].

Информация о работе Глаголы и его виды