Религия, как социальная ценность общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Концепция отражает совокупность официальных взглядов на состояние, цели, принципы и основные задачи в сфере отношений органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - «органы государственной власти» или «государство») с религиозными объединениями, действующими в Российской Федерации. Концепция исходит из необходимости обеспечения единства культурного пространства, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы вероисповедания, а также обеспечения баланса интересов граждан, общества и государства.

Работа содержит 1 файл

Государство и религиозные объединения.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

Кто владеет  наукой и искусством, тот владеет  и религией;

кто лишен  их обоих, тому остается религия. (И.В. Гете). 

Предисловие

В моей контрольной работе за основу взята  концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации. Проект разработан Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления В.Н. Жбанкова, 27.07.2001  

       Настоящая Концепция разработана в целях  обеспечения согласованности усилий органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по совершенствованию  и развитию их отношений с религиозными объединениями (государственно-конфессиональных отношений), направленных на обеспечение  условий реализации гражданами Российской Федерации свободы вероисповедания, а также условий сохранения и  развития духовно-нравственного потенциала многонационального народа Российской Федерации.

       Государственная политика в сфере отношений с  религиозными объединениями основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах  Российской Федерации и Конституции  Российской Федерации и находит  свое выражение в федеральных  законах, других нормативных правовых актах Российской Федерации и  деятельности органов государственной  власти.

       Концепция отражает совокупность официальных  взглядов на состояние, цели, принципы и основные задачи в сфере отношений  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации (далее именуются - «органы государственной власти»  или «государство») с религиозными объединениями, действующими в Российской Федерации. Концепция исходит из необходимости обеспечения единства культурного пространства, суверенитета и территориальной целостности  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе  свободы вероисповедания, а также  обеспечения баланса интересов  граждан, общества и государства.

       Концепция служит методологической основой для  совершенствования нормативного правового  регулирования отношений органов  государственной власти с религиозными объединениями, а также при планировании и реализации деятельности органов  государственной власти в указанной  сфере.

       Настоящая Концепция также учитывается  при реализации государственной  национальной политики Российской Федерации.

 

Введение. Религия, как социальная ценность общества

Религия - неотъемлемый элемент духовной культуры любого общества, один из важнейших  универсальных социальных институтов человечества, оказавший огромное влияние  на ход его цивилизационного развития.

    Современная социально-политическая обстановка в  России неразрывно связана с мировоззренческими ориентациями ее граждан, с широко обсуждаемыми в обществе проблемами религиозного возрождения страны и межконфессиональных  взаимоотношений православия и  других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России. Будучи существенным фактором общественной и духовной жизни, религия не стала  предметом достаточно глубокого  научного, социологического изучения.

    Религия получила сегодня возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого зависят от нравственной состоятельности  человеческого сообщества перед  лицом стоящих перед ним глобальных проблем. Такой диалог делает возможным  то обстоятельство, что в основе своей культурные ценности, разделяемые  большинством современных религий, - это такие общечеловеческие ценности, как любовь, мир, долготерпение, доброта, кротость, радость, вера, надежда, справедливость. Однако политическая, социальная и культурная направленность конкретных религий и религиозных движений весьма различна, а именно: с одной стороны, наблюдается ориентация на возрождение традиционных ценностей как реакция на вызов современности, политическую нестабильность и социальные потрясения. Приверженность определенных слоев населения традиционным формам религии, как можно видеть на примере исламского фундаментализма, является реакцией на болезненные процессы модернизации традиционных обществ. Религия в таком виде символизирует приверженность своих последователей политическим или культурным моделям прошлого. Религиозный фундаментализм в религиозном плане деструктивен. С другой стороны - религиозное сознание, открытое контактам с другими религиями (межрелигиозному диалогу, экуменизму) и светскому гуманизму. Эта тенденция созвучна духу этики общечеловеческой солидарности, преодолевающей те традиции, которые разъединяют и противопоставляют людей. Итак, сегодня мы становимся свидетелями постоянных общественных перемен, социальных трансформаций. Следовательно, социальные функции, которые выполняло определенное социальное явление, да и само его понятие, подвержены и являются явными. Религия продолжает существовать в современном обществе, но насколько сильное она способна оказывать на него влияние, какие формы приобрел религиозный феномен в эпоху информационного общества и глобализации, как осуществляются функции религии и их последствия, - вот основной круг вопросов, на которые нужно ответить современному социологу, сфера интересов которого лежит в области изучения религии.

    Социолог в процессе своего исследования имеет дело с религией как социальным феноменом, то есть в центре внимания исследователя религии находится прежде всего религиозное поведение как особая разновидность коллективного поведения, как одной из разнообразных систем социальных действий. Хотя социология и имеет дело с индивидом, все же главными объектами ее социологических исследований являются человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание разнообразных комбинаций взаимосвязанных действий их членов. Предметом социологии религии являются не только религиозные группы, их создание и функционирование, но и религиозное сознание и поведение, религиозное отношения, религиозные организации и движения в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества в контексте конкретных социально-политических реалий. Религия рассматривается и изучается в качестве одной из автономных областей социальной жизни, исследователей волнуют вопросы, как люди становятся религиозными, как осуществляется поддержание соответствующих образцов поведения, но не только: изучаются влияния внешних факторов, таких, к примеру, как экономических, правовых, культурных, на деятельность религиозных групп и поведение религиозных людей, а также последствия и значения деятельности религиозных групп для более широких объединений и обществ, к которым они принадлежат. Таким образом, религия рассматривается как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотношений, достаточно внутренне связанных и обусловленных, чтобы ограничить их, с одной стороны, от других сфер социального поведения, а с другой стороны, и это не менее важно, - выявить религиозную мотивацию социального поведения, определить влияние религии на другие сферы общественной жизни. Религиозное воздействие на поведение индивида осуществляется через систему верований, которая включает в себя представления не только об общем порядке бытия, но и служит формированием устойчивых настроений и мотиваций. Следует отметить, что религиозное поведение как социальное действие есть действие осмысленное. Это значит, что основу данного социального действия составляют выработанные в религиозной сфере нормы, ценности, верования, а также ожидания и предпочтения индивидов. Каждая религия испытывает влияние интересов социально определяющих ее слоев и для каждой религии смена социально определяющих ее слоев, безусловно, важна, но следует отметить, что однажды сложившийся определенный тип религии, в свою очередь, достаточно сильно влияет на жизненное поведение социальных групп. Все эти факторы социолог, чьи интересы лежат в области исследования религии, определено, должен учитывать.

    Религия как предмет социологии укоренена  в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических  систем, в которых человеческий опыт, не поддающийся разумному объяснению в повседневных категориях причины  и следствия приобретает осмысленный  контекст и получает объяснение. "Нет  такой совокупности символических  форм, которая выполняла бы функции  религии для всех людей. Скорее, можно  говорить об огромном многообразии форм. Важнейшая задача социологии состоит, поэтому в том, чтобы обнаружить и классифицировать эти формы  и распознать, какими последствиями  с точки зрения действия чревата  приверженность им, каковы социальные последствия религиозной ориентации".

    Будучи  частью социологии, социология религии  использует выработанные ею понятия, без  которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы. Применение социологического инструментария и социологических методов в  исследовании религии оказалось  справедливым и эффективным. В свою очередь, на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выработать целый ряд ключевых социологических  понятий, определить ряд подходов и  методов, имеющих общесоциологическое  значение.   
 
 

 

I. Состояние отношений  между государством  и религиозными  объединениями в  Российской Федерации  

       Российская  Федерация - светское, имеющее богатое  культурное наследие государство, где  множество обладающих уникальными  особенностями духовной культуры народов  составляют единое российское общество.

       На  протяжении своей многовековой истории  российское государство претерпевало серьезные испытания, преодолеть которые  было возможным благодаря присущему  российскому народу духовно-нравственному  потенциалу, одним из основных источников которого являлась религиозная вера.

       Граждане  Российской Федерации придерживаются разных убеждений в отношении  религии. Значительная часть населения  России на протяжении веков исповедует традиционные религии, сыгравшие существенную историческую роль в формировании российской государственности. Во многом благодаря  объединяющей роли традиционных религий, традиционных религиозных организаций, на территории России сохранились уникальное единство и многообразие национальных культур населяющих ее народов.

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами государство гарантирует каждому  человеку, законно находящемуся на его территории, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними. При этом реализация указанных  свобод не должна наносить ущерб или  угрожать основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и  безопасности государства. Осуществление  указанных прав и свобод в Российской Федерации основывается на принципе отделения религиозных объединений  от государства (принципе светского  характера государства).

       В настоящее время существенное влияние  на отношения между государством и религиозными объединениями оказывает  ряд следующих взаимосвязанных  факторов общественного развития:

       ·        становление и развитие в Российской Федерации широкой общественной сферы реализации гражданами и их объединениями демократических прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, одним из следствий чего является сложный процесс формирования гражданского общества, важными элементами которого являются религиозные объединения;

       ·        недостаточное развитие форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными, религиозными объединениями и другими институтами гражданского общества, что ограничивает возможности граждан влиять на управление делами государства и местного самоуправления, в том числе доводить свое мнение и реализовывать свои законные интересы;

       ·        проявления духовного кризиса современного российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, девальвация системы традиционных духовно-нравственных ценностей, мировоззренческая дезориентация значительной части общества, потеря нравственных ориентиров во многих областях современной культуры и социальной жизни, включая ослабление духовно-нравственных основ института семьи, и другие негативные социальные последствия;

       ·        наличие угроз национальным интересам и государственной безопасности России, связанных с использованием религиозного фактора;

Информация о работе Религия, как социальная ценность общества