Религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:57, реферат

Описание работы

Целью написания работы является изучение религиозных сект и их влияние на психологическое здоровье и поведение человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение понятие «секта», классификацию сект, методов вербовки;
Изучение секулярных учений религиозного характера;
Изучение религиозных движений и организаций;
Выявление влияния религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

1.Понятие «секта»…………………………………………………………………………4

1.1Классификация сект. Методы вербовки……………………………………………4

1.2Секулярные учения религиозного характера……………………………………….11

1.3Религизные движения и организации…………………………………………….....13

2.Влияние религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ…………………………………….22

Работа содержит 1 файл

религиозные секты культурология.docx

— 51.74 Кб (Скачать)

  Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

  За  всем этим нет никакого духовного  содержания, и если попытаться узнать, какое видение мира подразумевает  эта психотерапия, то попадаешь в  мир научной фантастики: у нас  живут существа, пришедшие из другой планеты в результате звездной войны  и эти существа готовы принести в  наш мир здоровье, могущество и  счастье, если мы сохраним наш «ментальный  реактив», то есть на обычном языке  – нашу способность размышлять.

  Уловка  организации заключается в том, чтобы отбирать с помощью анкеты физически слабых или уязвимых людей, чтобы затем эксплуатировать  их до пределов их легковерия. Это «научная»  сторона метода, который эффективно действует, если судить по достигнутым  результатам.[5;23]

  Разве чтение писаний Хаббарда в специально подобранной компании заслуживает того, чтобы сайентология называлась религией?

  По  обычным критериям – нет, но название «религия» не имеет никакой юридической  защиты, которая существует, например, в отношении товаров. Поэтому  решение апелляционного суда в Париже в 1980 г. признало за «Церковью нового понимания» (другое название сайентологии) право называться религией.

«Христианская наука» 

       Очень деятельная американка Мери Бекер-Эдди, родившаяся в 1821 г., является основателем этого любопытного христианского движения, известного в основном по газете «Крисчен сайенс монитор».[1;300]

  Религиозные идеи основателя не лишены оригинальности до такой степени, что можно задаться вопросом, правомерно ли использовать название «Христианская наука» для  этого движения?

  Исходя  из того, что материя не может  содержать жизнь, Мери Бекер-Эдди делает вывод, что наше материальное тело не может познать ни боль, ни болезнь и что речь идет о влиянии нашего воображения. Достаточно быть убежденным в этом рассуждении и постоянно думать об этом, чтобы вылечиться. Любопытно, что ученикам не запрещается посещать врача для большей безопасности.

  Таким же образом, для того чтобы искоренить супружескую неверность, следует  воздерживаться от половой жизни.

  В религиозном плане «Христианская  наука» рассматривает себя как Святой Дух. Иисус – не Бог, а человек, который больше чем другие представляет Христа, то есть «Божественную идею»  Бога.

  Второе  Пришествие Христа толкуется как  постепенное усиление Его духовного  влияния в мире.

  Благодаря энергичному руководству Мери Бекер-Эдди, движение имело успех, что позволило ему построить собор на 5000 мест в Бостоне и церкви во многих городах США. Однако движение приобрело известность именно благодаря своей литературе: кроме брошюр сугубо религиозных, возникла идея издавать высококачественную ежедневную информационную газету с единственной статьей религиозного толка в каждом номере.

  Пропаганда  движения централизована, и послания, читаемые каждое воскресенье в различных  церквях США и других странах  мира, каждую неделю направляются из Бостона.[3;88]

  Количество  приверженцев «Христианской науки» составляло в 1930 г. 300 тыс. человек. Сегодня  их количество не превышает 200 тыс. Движение приходит в упадок: за 10 лет закрылось 257 церквей и 97 читальных залов. Во Франции проживают лишь несколько  сотен приверженцев этого движения.

  2. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ  СЕКТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА

       Некоторые вопросы психопатологии религии остаются до настоящего времени недостаточно изученными. Вместе с тем, в связи с быстрым распространением традиционных и нетрадиционных религиозных учений они привлекают всё больше внимания и становятся всё актуальней. Значительный размах приобрела трудноконтролируемая деятельность многочисленных религиозных тоталитарных деструктивных сект. В них вовлекается молодёжь, нарушается свобода совести, вероисповедания и убеждений, подавляется критическое мышление, требуется полное подчинение руководителям, используется скрытое психологическое насилие, устанавливается незаконный контроль над сознанием и поведением членов сект без их добровольного и осознанного согласия.

       В Украине проводилось исследование, целью которого являлась оценка влияния деятельности некоторых религиозных организаций («Белое братство», «Богородичный центр», «Аум Синрикё», «Сознание Кришны», «Свидетели Иеговы», многочисленные группы харизматического толка и некоторые другие) на психическое здоровье и поведение вовлечённых в них людей. При этом устанавливались факты нанесения ущерба психическому и физическому здоровью, характер и степень тяжести причинённого вреда, выявлялся механизм его причинения лицам, попавшим под влияние указанных организаций.

       Были проанализированы 37 писем и обращений, провели телефонное и очное консультирование 53 граждан.

       В результате анализа полученных материалов оказалось, что у большинства обследованных лиц, в возрасте от 18 до 35 лет, как мужского, так и женского пола, спустя 3–4 месяца после регулярных посещений указанных религиозных организаций отмечались в основном следующие изменения в психическом состоянии и поведении: наступала полная (или неполная) убеждённость в правоте учения религиозного культа; появлялось враждебное отношение к родителям (отчуждение от родителей); отказ от учёбы, работы, чтения газет, журналов, художественной литературы, от просмотра кино и телепередач, от пользования радиоприёмником; наблюдалось ограничение сна до 3–5 часов в сутки и исключение из питания продуктов, содержащих животные белки; нарастали «интроспекции», замкнутость, терялись друзья, угасал интерес к противоположному полу; появлялись амимия, эмоциональная холодность, бесстрастный тон голоса, безразличное отношение к внешности.

Такие изменения в психическом состоянии  и поведении характерны для шизоидного, параноидного и зависимого расстройств  личности. В результате интенсивной сектантской практики (литургии, многократные ритуалы и обряды, инициации, медитации) некоторые идеи у обследованных нами лиц приобретали характер сверхценных идей религиозного или псевдорелигиозного содержания, а у части — характер сверхценного псевдорелигиозного бреда. Псевдорелигиозные бредовые идеи полностью овладевали сознанием и поведением сектанта, определяли все его поступки и действия, были недоступны коррекции, отличались аффективной заряженностью и сопровождались семейной и социальной дезадаптацией. Стойкость указанных бредовых идей поддерживалась постоянным контролем поведения со стороны членов сект путём системы запретов и ограничений, а также путём загруженности сектантскими поручениями, обязанностями и в части случаев запугиванием.

В соответствии с представлениями И. П. Павлова, патофизиологической основой бреда являлась ультрапарадоксальная гипноидная фаза в коре головного мозга. К изменениям сознания разной глубины предрасполагали надоедание, недосыпание, многократное введение сектанта в гипнотическое состояние путём определённых физических и психических воздействий под видом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов, медитаций, мантр и пр. Механизмы психического заражения реализуются при прямых и косвенных внушениях проповедника группе людей. Многие люди, попавшие в сферу деятельности сект, наряду с расстройствами личности, обнаруживают психологическую зависимость от предлагаемого им загадочного «духовного наркотика», к нему возникает влечение, вытесняющее часть естественных потребностей.

       Полученные результаты позволили сделать вывод, что деятельность деструктивных религиозных сект во многих случаях сопровождается нанесением серьёзного ущерба психическому и физическому здоровью в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом религиозных проповедей, обрядов и массовых внушений в состоянии изменённого сознания.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе  культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

       Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением  некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически  всегда сопровождающейся явными или  скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

       Секулярные учения религиозного характера – это целостные учения о смысле человеческой жизни, объективно претендующие на то же место в жизни людей, какое присуще собственно религиозным учениям. Секулярные вероучения, называющие конечные жизненные цели человека, способны полноценно выполнять все те же функции, какие выполняют религии. Данная претензия проявлялась и субъективно: многие секулярные вероисповедания прямо стремились приобрести форму традиционных религий. Так, последователи социалистического учения Сен-Симона создали общину «религии сен-симонизма» на основании принципов, аналогичных принципам организации христианской церкви; основатель позитивизма Огюст Конт провозгласил «религию человечества», которая, по его замыслу, должна была заменить все традиционные религии. Конт вошел в переписку с иезуитами, в которой доказывал им преимущества новой религии перед христианством, и намеревался возвестить свое вероучение с амвона собора Парижской богоматери. В начале ХХ в. в России сторонники богостроительства считали, что социализм должен стать религией, которая способна заменить христианство для огромных масс населения. Следует отметить, что во многих случаях самые смелые претензии секулярных учений осуществлялись и им удавалось занять место религий в общественной и государственной жизни (так случилось, например, с коммунизмом в России).

В Украине проводилось исследование, целью которого являлась оценка влияния деятельности некоторых религиозных организаций.

       Полученные результаты позволили сделать вывод, что деятельность деструктивных религиозных сект во многих случаях сопровождается нанесением серьёзного ущерба психическому и физическому здоровью в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом религиозных проповедей, обрядов и массовых внушений в состоянии изменённого сознания. 
 

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н.И. Яблокова.– М., 1994.– С. 5-171, 299-347. 
2. Гараджа В.И. Религиоведение.– М., 1995.– С. 5-63, 76-131, 255-306. 
3. Гараджа В.И. Социология религии.– М., 1995.– С. 27-89.

4. Религия в современном массовом сознании Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е., 2002 г.

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология 2003 г.

6. Добрускин М.Е., О социальных функциях церкви 2004 г. 

Информация о работе Религиозные секты