Религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:57, реферат

Описание работы

Целью написания работы является изучение религиозных сект и их влияние на психологическое здоровье и поведение человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение понятие «секта», классификацию сект, методов вербовки;
Изучение секулярных учений религиозного характера;
Изучение религиозных движений и организаций;
Выявление влияния религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

1.Понятие «секта»…………………………………………………………………………4

1.1Классификация сект. Методы вербовки……………………………………………4

1.2Секулярные учения религиозного характера……………………………………….11

1.3Религизные движения и организации…………………………………………….....13

2.Влияние религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ…………………………………….22

Работа содержит 1 файл

религиозные секты культурология.docx

— 51.74 Кб (Скачать)
  1. Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно эти конфессии были распространены вопределенных этнических групп - немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической (Прозелитизм - привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин. -прим. сост.) деятельностью среди православных.  
  2. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как "Церковь Христа", "Новоапостольская церковь", харизматические движения, например, "Завет", корейские протестантские секты, "Семья". Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от адептов ( Адепт - последователь, приверженец какого-либо учения (в данной проблеме используется также аналогичное понятие - культист)) зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют. 
  3. Секты, претендующие на обладание "новым откровением" - мормоны (или "церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "Свидетели Иеговы", Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм.  
  4. Учения и секты из движения New Age ("Новая эра", "Век водолея"), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, "живая этика" (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр "Дианетика", "нарконон", "криминон" и т.д. ), астрология, "Академия фронтальных проблем" ("Академия Золотова"), неоязыческий центр "Юнивер", валеология, "Троянова тропа"и др. В настоящее время наблюдается процесс объединения и консолидации различных участников движения "Новая Эра", примером чего может служить возникновение в Новосибирске объединений типа ассоциации "Колыбель Сибири" или "Новосибирского комитета миротворчества". 
  5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз "делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права". Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ. 

       В нашей стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов  адептов религиозных сект, из которых  в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую  численности адептов деструктивных  религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек).

При вовлечении в секты применяются такие методы:

  1. Психологическое давление. Угроза сверхъестественным наказанием. Провоцирование чувства вины, стыда, сострадания (манипулируя образами греха, гордыни, жалости). Инерция согласия (пять раз сказав «да», на шестой трудно сказать «нет»);
  2. Активное подкрепление. Яркое одобрение нужных суждений, поступков - и осуждение нежелательных. «Бомбардировка любовью». Предугадывание реакций, «чтение мыслей», необыкновенная убедительность могут достигаться методами нейролингвистического программирования;
  3. Фокусы. Демонстрация необычной проницательности, способности исцелять, предсказывать будущее, управлять событиями. Обычно за счет сфабрикованных «чудес» или технических средств;
  4. Использование обтекаемых, универсальных формул («есть у вас один грех…», «будет одна встреча, она повернет всю судьбу…»), которые слушатель сам додумывает, наделяет значительностью, особым смыслом.

    1.2 СЕКУЛЯРНЫЕ УЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА

Сама  постановка вопроса о секулярных учениях религиозного характера проблематична. Тем не менее, можно сказать, что включение данной группы учений в настоящее пособие имеет и практическое, и теоретическое значение.

Секулярные учения религиозного характера – это целостные учения о смысле человеческой жизни, объективно претендующие на то же место в жизни людей, какое присуще собственно религиозным учениям. Секулярные вероучения, называющие конечные жизненные цели человека, способны полноценно выполнять все те же функции, какие выполняют религии. Данная претензия проявлялась и субъективно: многие секулярные вероисповедания прямо стремились приобрести форму традиционных религий. Так, последователи социалистического учения Сен-Симона создали общину «религии сен-симонизма» на основании принципов, аналогичных принципам организации христианской церкви; основатель позитивизма Огюст Конт провозгласил «религию человечества», которая, по его замыслу, должна была заменить все традиционные религии. Конт вошел в переписку с иезуитами, в которой доказывал им преимущества новой религии перед христианством, и намеревался возвестить свое вероучение с амвона собора Парижской богоматери. В начале ХХ в. в России сторонники богостроительства считали, что социализм должен стать религией, которая способна заменить христианство для огромных масс населения. Следует отметить, что во многих случаях самые смелые претензии секулярных учений осуществлялись и им удавалось занять место религий в общественной и государственной жизни (так случилось, например, с коммунизмом в России).

Таким образом, значение секулярных вероучений достаточно велико, однако тщетно было бы искать описания, например, «религии человечества» или «религии сен-симонизма» в пособиях, посвященных анализу религиозной жизни народов мира. Необходимость восполнения этого пробела является практическим основанием упоминания секулярных вероучений в настоящем пособии.

На теоретическом уровне данная проблема была поставлена западными теологами и религиоведами, увидевшими в некоторых секулярных вероисповеданиях (особенно в коммунизме) так называемые «эрзац-религии». Однако такой подход предполагает отношение к секулярным учениям как к чему-то новоиспеченному, характерному только для современности; секулярные учения рассматриваются при этом как некий суррогатный ответ на кризис традиционных религий. Между тем, секулярные вероучения можно считать, по крайней мере, не менее древними, чем любая традиционная религия.

Если  большинство собственно религиозных  учений, санкционирующих существование  мировых цивилизаций, сформировались, в основном, в культурной среде Востока, то почти все аналогичные секулярные (мирские, светские) учения впервые появились в Западной Европе. Однако по широте распространения секулярные вероучения опередили даже христианство. Согласно конфессиональной статистике, более миллиарда жителей Земли не исповедуют никакой религии либо считают себя атеистами. ХIХ-ХХ века часто называют эпохой секуляризации. В этот период впервые появляются открытые и массовые секулярные движения, которые не только успешно конкурируют с традиционными религиями.

Главное отличие секулярных учений о смысле жизни от собственно религиозных состоит в том, что связь между человеческим усилием и его результатом интерпретируется здесь не как автоматичная (как в язычестве) и не как живая (как в теизме), но как случайная. В секулярно объясняемом мире, где властвуют силы, совершенно безразличные к характеру человеческой жизни, правильные усилия могут не привести к желаемому результату, а неправильные, напротив, увенчаться успехом. Поэтому человек, если он стремится к чему-то, не должен заслуживать это, а должен просто попытаться взять его. Естественно, что при таких попытках человек руководствуется преимущественно конкретными обстоятельствами и желанием обойтись наименьшими усилиями, поэтому секулярные учения, как правило, не ведут к формированию достаточно стабильных моральных систем, что делает их приверженцев менее способными к длительной сплоченности, а значит, исторически более слабыми, чем язычники и теисты. В связи с этим, открытое и организованное исповедание секулярных учений характерно лишь для некоторых, чаще наиболее благополучных, эпох развития цивилизации.

    1.3  РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Муниты

  Общество  по объединению мирового христианства («Церковь Объединения»), созданное  в 1954 г. корейцем Муном, добилось серьезных успехов. Хотя точное количество ее приверженцев трудно определить (2 млн. чел. по официальным данным, 400 тыс. – по более осторожным оценкам), оно играет важную роль в общественной жизни, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Однако его влияние, по-видимому, больше сказывается в финансовой и политической областях, чем в духовной.

  Доктрина  мунитов проста[2;77]: мир находится в руках сил зла, а коммунистическая империя – воплощение сатаны. Иисус Христос потерпел поражение в борьбе со злом, так как Он не собрал материальных средств для своей победы и умер, не создав семью. Мун – истинный мессия, его жена и он – «родители человечества», они победят сатану, но им нужны финансовые средства, которые верующие стараются собрать, а также политические связи. Приверженцы движения образуют армию избранных, которые будут единственными, кто спасется.

  На  практике это означает строгую зависимость  учеников от иерархии: выборность отсутствует и решения полностью зависят от руководства секты. Даже браки строго регламентируются. Организация выбирает супругов, которые могут сочетаться браком лишь по истечении определенного времени и после того, как они доказали свою преданность делу. Организация располагает интернатами для воспитания детей, так как родители заняты своей деятельностью в организации. Деятельность в основном заключается в прозелитизме и сборе денег для движения.

  Повседневная  жизнь верующего начинается с  утреннего приветствия у фотографии Муна и его жены. Затем – бесконечные заботы: проведение мероприятий, участие в периодически проводимых конференциях пропагандистского толка и коллективном молении, исповедь, трех- или семидневный пост, во время которого пьют только воду или кофе без сахара. Как правило, сон и питание сведены к минимуму. Несмотря на этот спартанский образ жизни, муниты должны улыбаться по любому поводу. Отсутствие улыбки означает присутствие сатаны, и все братья собираются вокруг несчастного, в которого вселился дух зла.

  Община  характеризуется крайней сплоченностью: каждый находится в зависимости  от своего начальника, а уединение  категорически запрещено. Мунит, добровольно вступающий в движение, называющее себя религиозным, не получает зарплату и не имеет никакой социальной защиты.

  Значительно больше возможностей у руководителей  секты. Убежденные и бескорыстные муниты, получившие доступ к руководству, обнаруживают эксплуатацию, пронизывающую всю организацию, и у многих начинается кризис сознания, в результате чего они покидают организацию.

  Западное  мышление воспринимает мунизм как ловушку, которая может привлечь лишь наивных людей. Шокирует контраст между жизнью низших слоев организации и роскошью руководителей. Личность самого Муна малопривлекательна: он несколько раз привлекался к суду за сексуальные правонарушения и налоговое мошенничество и производит впечатление человека неразборчивого в средствах, который нашел доходную деятельность в соответствии со своими амбициями. Феномен мунизма явно чужд христианству, в одежды которого он пытается рядиться. Мунизм может найти отклик только у тех христиан, которые поддерживают все, что пронизано антикоммунизмом.

  Можно заметить, что мунизм вписывается в новые религиозные движения буддистского толка, распространившиеся в Японии с начала века. В частности, нельзя не вспомнить движение Сока гаккай – тоже политизированное движение, которое опирается на Нитирен сосу – разновидность реформированного буддизма, приспособленного к современному миру.

Сайентология

  Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной  религиозной философией».[3;56]

  Основатель  организации – американец Л.Р. Хаббард, написавший основное произведение «Дианетика. Современная наука о душевном здоровье» после опубликования нескольких книг по научной фантастике. В 1954 г. он основал в Калифорнии первую сайентологическую церковь, затем после шумного успеха он исчез с политической сцены в 1977 г.

  Несмотря  на значительные трудности, эта организация  представлена более чем в 30 странах  и насчитывает более 2 млн. человек. Ее доходы лишь в США составляют 150 млн. долларов в год.

  Это реальный успех, который кажется  невероятным, если разобраться, что  предлагает эта «церковь». В отличие  от религий, которые прежде всего интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает прежде всего совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

  Эта находка не лишена тонкости: легко  вербовать прохожих, преимущественно  праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно  появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.

Информация о работе Религиозные секты