Кастовая система Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Актуальность исследования заключатся в том, что социальные основы структуры современного общества Индии, закрепленные в праве, исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема происхождения каст……………………………………..7
1.1 Понятие “каста”………………………………………………………….7
1.2 Происхождение варн……………………………………………………9
1.3 Эволюция системы варн. Происхождение каст……………………. 12
Глава 2. История развития кастового строя……………………………… 16
2.1 Особенности образования индийской общины……………………. 16
2.2 Развитие социальных отношений…………………………………… 18
Глава 3. Касты в современной Индии………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………...26
Список используемой литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

кастовая система.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

Наличие классового расслоения в этом древнем  рабовладельческом обществе вызвало  появление древнейшего рабовладельческого государства, того аппарата власти, который  был необходим рабовладельцам для  подавления рабов и бедноты, для  укрепления своей власти. 
 

2. История  развития строя Каст

2.1 Особенности  развития индийской общины 

Исключительной  особенностью социально-экономического строя Индии является зарождение и развитие в течение более  двух тысячелетий, вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой системы и в  других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового различия —  только в Индии она приняла  законченные организационные формы  с собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном  другом обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и  между общинами, общин и государства  в совокупности представляют социальную систему этого общества.

Как и  во всем мире, в Индии прогресс производительных сил, в частности, развитие в 1 тыс. до н.э. земледелия и скотоводства, отделение  ремесла и управления, вел к  образованию территориальных общин  и первичных государств[14,c.77]. В Европе следствием этого явилось создание производственных и иных объединений на административных началах, резкое размежевание города и деревни. В Индии же, как почти на всем Востоке, разделение труда происходило при господстве первобытных отношений (наследственное право пользования, приоритет родственных связей, эндогамия, ритуальная чистота, табу и пр.), сохранению которых в значительной мере способствовал обширный племенной мир, окружавший очаги цивилизации. Это вело к обособлению профессиональных (в самом широком социальном смысле) групп — каст, внутренняя структура которых повторяла структуру родоплеменной организации.

В эндогамных кастах сложились экзогамные общности, подобные родам (готры), состоящие из групп родственных семей — кланов (джнати). В каждой касте выработался свой образ жизни на основе общих наследственных занятий и религиозного ритуала, свой тип внутренней организации и самоуправления, свои обычаи и верования. Внутри касты господствующими оставались родственные связи. Характерно, что ни варны, ни касты не были никогда оформлены законодательно, хотя содержали гораздо большее число статусов, чем любая другая система сословий. "Административный" надзор за соблюдением кастового режима выполняют панчаяты — кастовые советы, избранные из наиболее уважаемых людей, хорошо знающих традиции. Самое строгое наказание, налагаемое ими на ослушника — исключение его семьи из касты. Это обрекает либо на переход в одну из низших каст, либо на жизнь вне общества и всеобщее презрение.

Артхашастра говорит нам о том, что высшими считаются касты, ведущие свое происхождение от варн брахманов и кшатриев — касты жрецов, правителей и воинов; средними — касты торговцев, земледельческие и часть ремесленных каст: низшими — происшедшая от шудр и вневарновых большая группа неприкасаемых, занятия которых являются ритуально "нечистыми". Царь должен был следить за соблюдением всех кастовых предписаний, а так же за монополией жречества на отправление религиозного культа. Численность отдельных каст варьируется от нескольких сот до сотен тысяч человек. 
 
 
 
 
 

2.2 Развитие  отношений в социальной сфере 

В социальной сфере отношения между кастами  определяются сложной иерархией, в  немалой степени зависящей от экономического положения той или иной касты. Разнообразие в экономические отношения вносят три системы ремесла, сложившиеся в древней Индии: внутриобщинная, деревенская и городская. Первая представлена домашней промышленностью земледельцев и видами ремесла, входящими в джаджмани — систему нетоварного взаимного обмена услугами и продуктами внутри общины. Во вторую входят производители железа, сахара, сырого шелка, ткачи и пр., нередко живущие отдельными деревнями. Работая на заказ, они тесно связаны с деревенскими натуральными отношениями. Городское ремесло товарное и связано главным образом с городским же потреблением [15,c. 138].

Обычай  джаджмани состоит в том, что каждая семья из определенной кастовой группы общины наследственно связана определенными обязательствами с одной или несколькими семьями в других группах. Обслуживаемая сторона называется джаджман, обслуживающая — камин. Одни и те же семьи иногда выступают в одних случаях джаджманами, а в других — каминами. Джаджманы не только имеют право на услуги со стороны каминов, но и обязаны принимать их и расплачиваться за них. В каждой деревне установились свои метали и нормы компенсации труда каминов джаджманами. Так же традиционны эти нормы для каждой отдельной группы каминов и не зависят от объема выполненных ими работ у постоянного джаджмана. При работе на стороне действует та же "тарифная система". Джаджманами в большинстве своем являлись члены земледельческих каст, составляющие ядро общины. Система джаджмани была просто незаменима до тех пор, пока основная часть продуктов земледелия распределилась внутри деревни, т.е. пока существовало изолированное общинное хозяйство.

Маркс писал об этом: "В древнеиндийской  общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами" [16,c.141]. Эта система призвана обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание (староста и брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря (сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник), бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. "Подводя итоги, можно сказать, что джаджмани охватывает те сферы межкастового обмена, которые являются пли представляются крайне необходимыми для благополучия общины в целом... те сферы, перебои в функционировании которых совершенно нетерпимы..." — отмечает Алаев, и продолжает: "Натуральность хозяйства оказывается следствием  отсутствия рынка, замкнутости, а объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными видами товаров и услуг" [17,c.63].

Если  в европейской общине процент  неземледельческого населения редко  достигал 5%, то в индийских деревнях он составлял от 25 до 50%; в одной  деревне могло быть до 20-30 мелких неземледельческих кастовых групп [18,c.76].

Основу  общины почти всегда представляла деревня. Последняя состоит из различных  экзогамных кастовых групп, каждая из которых поддерживает эндогамные отношения  в широкой округе за пределами  деревни. А так как браки строго патрилинейны и патрилокальны, то деревня представляет собой экзогамную единицу, входящую в состав более широкой экзогамной общности (иногда десятки деревень). В этом кастовая община очень похожа на родовую. Т.к. большинство женщин рано или поздно покидают свою деревню, главами семей и представителями общины является обычно мужское население.

Функции общинного самоуправления выполняют  деревенские панчаяты, в компетенцию  которых входит распоряжение общинными  землями и орошением, поддержание  меж кастовых и межобщинных отношений, проведение обще деревенских праздников и т.п. Непосредственное хозяйство на земле ведет отдельная семья общинника, но для государственной администрации она не является ни хозяйственной единицей, ни юридическим лицом (кроме уголовных дел). Налог взимается с общины в целом. Чиновники не имеют права самовольно менять ни размера, ни срока сбора налога, лишь оставляют себе обусловленную государством часть в виде вознаграждении за службу. Они капиталы в землю не вкладывают, в севооборот не вмешиваются, даже не имеют права переселять земледельцев, т.е. организацией сельскохозяйственного производства не занимаются. Это прерогатива исключительно общины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Касты  в современной Индии. 

Кастовая  структура сохранилась практически  в том же виде, что и до независимости. Ее влияние на развитие страны двойственно: с одной стороны, кастеизм играет роль стабилизирующего фактора, смягчающего классовые противоречия в крайне поляризованном индийском обществе, поскольку поведение человека в кастовом обществе определяется не классовой, а кастовой принадлежностью. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, но воспринимает вопиющее неравенство как социальную норму и не претендует на повышение своей роли в экономике и политике.

Уже первые всеобщие выборы в Парламент Индии  и законодательные собрания штатов в 1952г. показали  присутствие касты  на политической арене страны.

Среди политических деятелей индии существовало мнение, что выход касты на политическую арену – явление временное,  вызванное политической необразованностью  индийского избирателя, его непривычности  к демократическим процедурам. Но дальнейший ход событий не подтвердил этих надежд. С течением времени  влияние касты не падало, а даже усиливалось. Термин “кастеизм” из арсенала средств массовой информации перешел на страницы научной литературы.

Явление кастеизма очень слабо изучено. Существующие точки зрения, не более чем попытки описать данное явление [19,c.203].

Политические  лидеры новой Индии, отказав, кастовой системе в конструктивном признании, сами же не только пользуются ею в практической политике, но и оказались заинтересованными  в её сохранении как основы общественного  строя, несмотря на их же официальное  отмежевание от нее, а так же не смотря декларацию, в которой говорится, о скорейшем её преодолении [20,c.163].

Каста как традиционный социальный институт более развита у индусов, которые  составляют подавляющее большинство  населения страны, и в той или  иной мере влияет на другие конфессиональные группы. Изначально каста представляет собой готовый, веками отработанный механизм, вполне пригодный для мобилизации  и управление  общественным поведением масс, что стимулировало ее дальнейшее укрепление.

Важно так же, что около четырех пятых  населения страны проживает в  деревне, там, где каста наиболее сильна. Современные политические партии Индии фактически ориентируются  на социальную структуру деревни, тем  самым основная ставка в предвыборной гонке ставится на индивидуального  избирателя, а не на крупные блоки  – касты.

Для любого социального коллектива характерно стремление к улучшению своих  социальных позиций. Каста может  добиться этого и политическими  средствами. Тем не менее, потенциал  политической организации, заложенный в касте, получил возможность  проявить более полно только в  годы независимости страны, когда  в стране была установлена выборная система формирования органов власти.

В своей  политической жизни касты формируется  в кастовые ассоциации федерации, вступая  в союз с другими, подчас далеко отстоящими кастами, общностями, социальными группами. Классическая черта кастового общества – групповая, или кастовая солидарность. Её внешняя ориентация может быть различной для отдельных составных  частей одного кастового образования  в силу далеко зашедшей социальной дифференциации. Солидарность на кастовой основе была и остаётся реальным элементом  индийской политической жизни и  влиятельным фактором предвыборной борьбы.

Специалисты не сомневаются, что в широком  смысле кастеизм имеет отношение ко всем элементам и уровням политической системы страны. Он отражается  в комплексе проблем,  являющихся стержнем политической жизни Индии. Касты и их интересы находятся в поле зрения государственного планирования государственного планирования, законодательства, социальных реформ. Кастовые проблемы сами напоминают о своём существовании, вносят элемент нестабильности в функционирование государства.

По мнению специалистов, “кастеизм” в значительной степени характеризует и особенности политического сознания индийца, что является элементом их политической культуры. Индийский гражданин оценивает ту или иную партию, организацию или иного кандидата на выборах не только по их кастовой принадлежности, политической ориентации, но и по тому как они относятся к другим кастам, как ведут себя в обществе. Всё это тщательно взвешивается общественностью.

 Стремясь  понять закономерность формирования  тех или иных моделей политического  поведения касты, индийские и  западные исследователи за последние  несколько лет, когда изучение  политической функции касты превратилось  в одно из магистральных направлений  кастоведения, провели десятки социологических обследований электората. Эти исследования показали, что поведение касты в политике зависит от множества обстоятельств: численности и характера расселения каст, уровней политики, кастовой ситуации и социальной среды, сплоченности касты, эффективности ее руководства и много другого. Было установлено, что крупные касты, живущие компактными группами, чаще хорошо организованны, имеют большую склонность к самостоятельным действиям, чем малочисленные и территориально распыленные кастовые группы. Выявилась следующая тенденция - на общинном уровне, или деревенском, субъектами политики выступают низовые звенья кастовой политической структуры - семья, соседская община, кастовая фракция. В период предвыборных кампаний отмечается наличие более крупных подразделений. На уровне дистрикта - это "джати" и их организации, на уровне штатов - различного рода вторичные образования - "сабхи" (ассоциации, федерации). По мере перехода на более высокие уровни меняется и круг проблем кастовой политики. Первичный уровень останавливается на специфических местных проблемах - будь то доступ в храмы, право пользования колодцами или дорогами, строительство школ и т.д. На более высоких уровнях требования приобретают более политизированный характер - квоты в правительстве, государственном аппарате, ассигнование на различные цели и т.д. Играет роль и кастовая ситуация - количество других каст, их удельный вес, исторически сложившиеся отношения с ними.

Информация о работе Кастовая система Индии