Кастовая система Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Актуальность исследования заключатся в том, что социальные основы структуры современного общества Индии, закрепленные в праве, исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема происхождения каст……………………………………..7
1.1 Понятие “каста”………………………………………………………….7
1.2 Происхождение варн……………………………………………………9
1.3 Эволюция системы варн. Происхождение каст……………………. 12
Глава 2. История развития кастового строя……………………………… 16
2.1 Особенности образования индийской общины……………………. 16
2.2 Развитие социальных отношений…………………………………… 18
Глава 3. Касты в современной Индии………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………...26
Список используемой литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

кастовая система.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема происхождения каст……………………………………..7

    1.1 Понятие “каста”………………………………………………………….7

    1.2 Происхождение варн……………………………………………………9

    1.3 Эволюция системы варн. Происхождение каст……………………. 12

Глава 2. История развития кастового строя……………………………… 16

    2.1 Особенности образования индийской  общины……………………. 16

    2.2 Развитие социальных отношений…………………………………… 18

Глава 3. Касты в современной Индии………………………………………20

Заключение  …………………………………………………………………...26

Список  используемой литературы………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность. Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.

Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации (а может быть, и наоборот: ее уникальность вызвала к жизни и обусловила слабость государственной администрации — для чего нужна сильная административная система, если нет ее низового звена, если низы живут по законам саморегулирующихся кастовых принципов и общинных норм?), но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.

Актуальность  исследования   заключатся в том, что социальные основы структуры  современного общества Индии, закрепленные в праве, исторически основаны на различиях между общественными  группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого  сообщества в древней истории  помогает современному человеку уяснить  эволюцию правоотношений в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема  происхождения каст

1.1 Понятие “каста” 

Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, но это  представление не совсем точно соответствует  данным истории и этнографии.

Отдельные признаки каст и некоторые элементы кастовой организации засвидетельствованы  у многих народов. Индия же дает наиболее яркий пример развития кастовой организации, приобретшей в специфических  условиях индийского общества крайнюю  форму замкнутости.

Само  слово «каста» в португальском  языке означает «род, качество»; оно  вошло в европейские языки  для наименования замкнутых групп  индийского общества после того, как  португальцы в XVI в. проникли в Индию  и познакомились с индийской  социальной организацией. В самой  Индии эти группы обозначаются санскритским термином «джати». Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что и привело к частому обозначению варн поздним термином «каста»[3,с.45]. Слово ,по видимому, употреблялось Испанцами в значении “расса” начиная с 15 века. В Англии отмечают употребление слова “каста” (“cast”) c 1555 года, а применительно к индии с начала 17 века[4,с.89].

В Английском, как и в Французском, языках долгое время не различали касту и племя и долгое время смешивали кастовую систему с древним разделением общества на четыре категории.

1.2 Происхождение  варн 

Вопрос  о происхождении варн весьма сложен, но закономерно появление сословий - варн связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, (затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.

Варны не были порождением ведийской эпохи. Известно, что в древнем Иране  существовали социальные группы —  тиштра (как и варна, термин означает цвет), которые можно сопоставить с индийскими варнами: жрецами — брахманами, военной знатью — кшатриями и общинниками — вайшьями. Это говорит, очевидно, о появлении тройственного сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше. В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие варны, и только в поздней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех варн от первочеловека Пуруши. Это религиозное освящение сословного деления свидетельствует о наличии системы сословий в более ранний период. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней [5,с.147].

В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление варн и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев [6,c.22].

Как правило, царями становились представители  кшатрий-окой варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздневедийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.

Несмотря  на различия в положении, брахманы и  кшатрии составляли привилегированную  и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения [7,c. 58].

Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В (ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение (упанаяна); шудры же рассматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость. Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных».

Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов8, которых превратили в шудр. При этом защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «варна» обозначает цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с обозначением цвета кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой варной ассоциировался определенный цвет. 

1.3 Эволюция  системы варн. Происхождение каст. 

В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст [9,c.110].

В древнеиндийских  религиозных книгах три высшие варны резко противопоставляются четвёртой варне шудр. В древнем сказании о сотворении мира перечисляются созданные богом три варны брахманов, кшатриев и вайшиев, а затем говорится, что потом были рождены народ (праджа) и скот.

Рабовладельцы, которые смотрели на угнетённые массы  трудового народа как на рабочий  скот, считали, что шудры стоят  вне религии; поэтому низшая варна шудр в отличие от трёх высших варн не имела своего божества [10,c.35]. Резкая грань отделяла три высшие касты от четвёртой касты фактически порабощённых шудр. Однако все варны были замкнутыми сословиями. Почти непреодолимые перегородки отделяли друг от друга эти древнейшие социальные группы. Браки между людьми из различных каст считались недопустимыми. В законах Апастамбы говорится: «Если мужчина приблизился к женщине, которая была раньше замужем или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой варне, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным». По законам Ману сын брахманки и шудры попадал в очень низкую социальную группу чандала и назывался «самым низким из людей». Этих несчастных людей закон ставил в положение всеми презираемых изгоев. По законам Ману «жилища чандалов должны находиться вне селений, они должны иметь особую утварь, и их имущество должно быть собаки и ослы. Платье их должно быть платье мёртвых, они должны есть свою пищу из разбитой посуды, чёрное железо — их украшение, и они должны всегда перекочёвывать с места на место. Человек, который исполняет религиозные обязанности, не должен искать сношений с ними; их дела должны быть между ними и их браки — с подобными им. Их пища должна быть подаваема им другими в разбитой посуде; ночью они не должны расхаживать по деревням и городам».

Таким образом, законы запрещали смешение между варнами, чтобы укрепить социальный строй, основанный на эксплуатации трудовых масс. Это нашло отражение даже в художественном эпосе древней Индии. В «Махабхарате» говорится, что «смешение варн» есть результат воцарившегося беззакония. Греческие писатели, например Арриан, указывали на то, что смешанные браки между «отдельными группами» населения в Индии не допускались и что древние инды не имели права переходить из одной группы в другую [11,c.92].

Древняя система религиозно-бытовых традиций, оформленная в сборниках брахманских  законов, должна была внушить массам представление о глубокой пропасти, лежащей между рабовладельцами  и рабами, между богатыми и бедными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между полноправными и бесправными. Закон требовал не только безусловного повиновения высшим кастам, но и  глубокого к ним уважения. Так, в законах Апастамбы говорится, что «каждая предшествующая (варна) стоит выше по рождению, чем следующая» и что «почёт должен оказываться тем, кто принадлежит к высшей касте». Закон строго карал тех, кто ударял или оскорблял людей из высшей варны. «Каким членом человек низшей касты повредит (человека трёх) высших, именно этот член должен быть отрезан. Таков наказ Ману. У того, кто поднимет руку или палку, должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе лягнёт ногой, должна быть отрезана нога».

Особенно  высокое положение занимали брахманы, которые считались хранителями  традиций и религиозного откровения. Они должны были изучать священные  книги Вед и обучать религии  людей трёх высших варн, а также совершать религиозные обряды [12,c.132]. По брахманским законам брахман считался высшим среди остальных людей и даже сравнивался с богом. Древние законы устанавливали, что всё на свете принадлежало брахманам и брахман имел право потребовать себе всё, что он хотел.

Классовый рабовладельческий закон, проводя  резкую грань между тремя высшими варнами и шудрами, в первую очередь подчёркивал непроходимую грань между брахманами и шудрами. Так, например, общение с шудрами оскверняло всякого представителя высшей варны, но в особенности брахмана. Поэтому в законах Ману говорится, что брахман «не должен давать шудре ни совета, ни остатков (своего стола), ни принесённой богам пищи; он не должен обучать его священному закону». Больше того, шудра не имел права нести на костёр тело умершего брахмана, ибо живой шудра мог своим прикосновением осквернить тело брахмана. Убийцу брахмана следовало подвергнуть самой тяжёлой и мучительной казни, в то время как убийца шудры подвергался простому очищению, как после убийства животного.

Целью системы варн было упрочить преобладающее положение Ариев-завоевателей над покорённым туземным населением дасью, а с другой стороны, закрепить господствующее положение родовой и рабовладельческой аристократии, в первую очередь жрецов-брахманов, а затем воинов-кшатриев. Это было тем более необходимо, так как значительные массы покорённых туземцев в известной степени были включены в общую систему социальных отношений и иногда представители высших варн фактически оказывались в тяжёлом экономическом положении и нуждались в поддержке и помощи со стороны обычного права, рабовладельческих законов и религиозной традиции. Так, например, законы Ману предусматривали возможность обращения в долговую кабалу несостоятельных должников. «Даже (личным) трудом должник может отработать (долг) своему кредитору, если он той же самой или низшей касты. Но если (должник) высшей касты, то он должен уплатить долг постепенно». Таким образом, предусматривая возможность закабаления несостоятельного должника, законодатель в то же время охранял интересы как высших слоев населения, так и всей системы варн в целом, запрещая закабаление человека высшей варны.

В древнейшем классовом обществе Индии, основанном на рабовладельческой эксплуатации труда, брахманский закон охранял  частную собственность. В законах  Ману содержатся статьи (гл. 8, ст. 320—322), карающие за воровство, причём за воровство  обычно полагались штраф, телесные наказания  и даже отсечение руки.

Информация о работе Кастовая система Индии