Взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование целей и взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии. Для исследование данной цели в работе осуществлены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты политических процессов;
- изучено Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие России и государств Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие Китая и государств Центральной Азии;
- исследовано Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов
1.2. Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии
ГЛАВА 2. ШОС КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, КИТАЯ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2.1. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии
2.2. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества
2.3. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Афганистан, как наблюдатель  в ШОС, находится в зоне ответственности  организации. В этом контексте представляются интересными предложения российской «экспертной группы Ю. Крупнова» по созданию Афганского фонда ШОС для разработки и реализации Комплексного плана развития Афганистана.30

Шанхайская организация  в целом и ее отдельные участники, члены и наблюдатели, обладают значительным миротворческим опытом, в том числе опытом международного сотрудничества. ШОС может стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса. Таким образом, только комплексное сотрудничество всех заинтересованных в афганском урегулировании акторов способно развязать «афганский узел» и обеспечить стабильность в Центрально-Евразийском регионе.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

ШОС – одна из крупнейших международных организаций. Она  объединяет государства с общей  площадью 30 млн. кВ. км (3/5 Евразии), население – более 1,5 млрд. человек.

ШОС является политическим компромиссом между двумя основными  внешними силами, претендующими на контроль в регионе Центральная  Азия – России и Китая (ядро ШОС). С одной стороны, Россия, сохраняя в определенной степени военно-политический контроль над частью Центральной Азии и опираясь на свои базы в Киргизии и Таджикистане, вынуждена учитывать расширение китайского экономического, а следом и политического влияния на регион. В тоже время, КНР, осуществляя активную инвестиционную экспансию в экономику Центральной Азии, расширяя сотрудничество с Казахстаном и Туркменистаном в энергетической сфере, заинтересована в сохранении политической и социально-экономической стабильности в регионе, которую до настоящего времени невозможно обеспечить без участия России.

К концу первого десятилетия XXI века цели и задачи ядра ШОС претерпели определенные изменения. Появление  казахстанско-китайского нефтепровода и туркмено-китайского газопровода, сохранение нестабильной политической ситуации в Киргизии и в зоне Ферганской долины, расширение антитеррористической операции на территории Афганистана с участием военных контингентов США и НАТО, обострение проблемы исламского фундаментализма на территории Узбекистана и соседнего Синьцзян-Уйгурского района КНР, подталкивает Пекин к поиску форм политического контроля над важным для него региона мира.

Пекин рассчитывает использовать структуру  ШОС для закрепления своих  экономических и политических позиции  в Центральной Азии. Со своей стороны, Россия, лидируя в ОДКБ, заинтересована в расширении военно-политической тематики ШОС, стремясь опереться на политический потенциал организации в регионе Центральной Азии. Однако ни КНР, ни РФ стараются не демонстрировать своего желания доминировать в ШОС.

В свою очередь, страны Центральной Азии, желая не оказаться объектом конкуренции ведущих участников ШОС, стремятся к собственному позиционированию в рамках организации. Казахстан, инициируя Центрально-Азиатский Союз, стремится опереться на потенциал региона. В свою очередь Узбекистан видит в ШОС возможность организации консолидированного ответа на современные угрозы, включая международный терроризм и исламский фундаментализм.

ШОС откликнулся на данные угрозы созданием в своих рамках Региональной антитеррористической структуры. В 2007 году в Челябинской области в рамках ШОС состоялись военные учения «Мирная миссия – 2007».

В деятельности ШОС имеется ряд  противоречий. В частности, не выработана единая политика организации по вопросам миграции, нет решения об увеличении бюджета ШОС, не налаживается в должной мере сотрудничество с ЕврАзЭс.

Ослабляет организацию отсутствие разграничений компетенции ШОС  и ОДКБ. Несмотря на проведение в 2007 г. совместных учений на территории России, деятельность организаций пока плохо  скоординирована. Сказывается на эффективности ШОС и наличие двух лидеров (Россия и Китай), политика которых на мировой арене близка, но не идентична. Объективно, ШОС не затормозил борьбу за влияние в регионе Центральной Азии, но ввел ее в переговорный формат в рамках организации.

ШОС не является «закрытым клубом», но организация не спешит расширять  свои ряды. Критерии вступления в ШОС  относительно размыты, но до настоящего времени Индия, Иран, Монголия, Пакистан, Афганистан сохраняют статус наблюдателей. Вступление таких стран, как Иран в состав ШОС связано с риском нарушения политического баланса в организации и регионе и появления у организации четко выраженного антиамериканского и антизападного имиджа. С другой стороны, появление в ШОС стран с нарушенным политическим и социальным миром (Пакистан) или находящихся в стадии гражданской войны и имеющих на своей территории войска НАТО (Афганистан) несет с собой угрозу втягивания ШОС в глобальные конфликты Евразии. Тем не менее, в 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС – Афганистан».

США и ЕС с подозрением относятся  к ШОС, считая организацию воплощением  нового многополюсного мира. ЕС опасается  опоздать к разделу «энергетического пирога» Центральной Азии – зоны, которую контролирует ШОС. Несмотря на то, что цели и задачи ШОС и НАТО в регионе близки, организации борются с экстремизмом и терроризмом, отношения между ними прохладные.

Шанхайская организация сотрудничества остается уникальным опытом субрегионального и межцивилизационного диалога, основные тенденции развития которого найдут применения в XXI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

    1. Руководящая литература. Труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова

 

    1. Каримов И.А. Наша цель – Мир, Стабильность, Сотрудничество. – Т.: Узбекистон, 1995. – 259 с.
    2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистан, 1997. – 316 с.
    3. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Речи, статьи, интервью. – Т.: Узбекистан. 1993.
    4. Каримов И.А. Выступление на саммите Совета евроатлантического партнёрства. Прага, 22 ноября 2002г.// Народное слово, 23 ноября 2002 г.

 

 

 

 

    1. Книги, монографии, учебники, журнальные статьи

 

2.5.   Гуревич А.Я.  О кризисе современной исторической  науки // В мире науке. – 1991. – № 2/3. – С. 21-36.

2.6.    Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика  Центральной Евразии: отчет о  работе международных конфликтов. Иссык-Куль, 10-12 июня 2008 г. – Бишкек, 2008.

2.7.     Вебер  М. Избранные произведения. –  М., 1990.

2.8.    Дюркгейм Э.О.  Разделение общественного труда. Метод социологи. – М., 1990. – 269 с.

2.9.  Выступление Иванова  И.С. на совместной пресс-конференции  по итогам совещания ШОС // Дипломатический  вестник. – 2002. – № 5. – С. 66-71.

2.10. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация     сотрудничества. – М., 2009. – 256 с.

2.11.    Ключевский  В.О.  Собрание сочинений Том  VI. – М., 1989. – 417 с.

2.12.  Князев А. А.  Американский тупик в Афганистане,  ШОС и значение стран-наблюдателей: поиск новых парадигм. ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей: материалы международных конфликтов. – М., 2009. – 152 с.

2.13.    Коргун В.  Г. Афганистан и проблемы интеграции  Центральной Азии. Россия и Центральная  Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение: материалы международных конфликтов. – Душанбе, 2007. – 47 с.

2.14.   Милюков, П.Н.  Очерки по истории русской  культуры. – М., 1993.

2.15. Майтдинова Г.М.  Геополитические концепции Новый Средний Восток и Большая Центральная Азия: анализ, возможности, механизмы // Проблема безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса: материалы международных конфликтов. – Душанбе, 2009. – С. 72-78.

2.16.  Пластун В.Н.  ШОС и перспективы восстановления безопасности в Центрально-Азиатском регионе. ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. – М., 2009. – 398 с.

2.17.   Ротмэн, Д.Б.  Новая социальная история в  США // Гуманитарные и социальные науки. – 1990. - № 2. - С. 67-73.

2.18. Репина Л.П. Социальная  история и историческая антрополгия:  новейшие тенденции в британской  и американской медеевистике 1990. - М., 1991. – 229 с. 

2.19.  Репина Л.П. Смена  познавательных ориентаций и  метаморфозы социальной истории. Ежегодник. – М., 1997. - С. 11 – 53.

2.20.  Согрин В.В. Современная  историография Великобритании. –  М., 1991. – 193 с.

2.21. Тилли Ч. Микро,  макро или мигрень?  - М.: РОССПЕН, 2000.

2.22.  Эмар М. Исторические  записки. Теоретические и методологические  проблемы исторических исследований. Выпуск  №1 (119). - М., 1995.- С. 7-22.

2.23.  Malia, M./The Soviet Tragedy: a History of Socialism in Russia, 1917-1991. - N.Y. -Toronto, 1994.

2.24. Suny, R. Revision and Retreat in the Historiography of 1917-1994. - V.  53, № 2. - P. 165-182.

 

 

 

    1. Информационные ресурсы Интеренет

 

 

3.25.  Ястремский А.  Политика России по обеспечению  безопасности на постсоветском  пространстве // http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/14918.html

3.26. Дегтярева Д.А. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества // http://www.rae.ru/forum2010/28/838/

3.27. Максим Старчак/Шанхайская  организация сотрудничества: возможности  для России // http://www.csef.ru/index.php/ru/component/csef/project/-/-/-?id=1948

3.28.  Столповский О., В.Парамонов. ШОС как механизм  взаимодействия России и государств  Центральной Азии в сфере безопасности//http://www.easttime.ru/reganalitic/1/181.html

3.29. http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_B0C9CD9F-B941-4F19-A587-CC2473AA FCDE.html

1Эмар М.//Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119).-М.,1995.- С. 7-22; Гуревич, А.Я./О кризисе современной исторической науки/А.Я. Гуревич//Вопросы истории.-1991. - № 2/3.-С. 21-36.

2Репина Л.П./Социальная история и историческая антрополгия: новейшие тенденции в британской и американской медеевистике/Л.П. Репина//Одиссей. Человек в истории. 1990. - М., 1991. - С. 167-169.; Репина, Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории/Л.П. Репина//Социальная история. Ежегодник, 1997. - С. 11-53; Согрин, В.В. Современная историография Великобритании/В.В. Согрин, Г.И. Зверева, Л.П. Репина. - М., 1991. - С. 85-86.

3Тилли, Ч./Микро, макро или мигрень?/Социальная история. Ежегодник. - М.: РОССПЕН, 2000. - С. 7.

4Арон Р./Этапы развития социологической мысли/Р. Арон. - М., 1993; Вебер, М./О некоторых категориях понимающей социологии/М. Вебер//Избранные произведения. - М., 1990. - С. 495–546.; Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологи/Э. Дюркгейм.- М., 1990.

5В.О. Ключевский//Т.VI. - М., 1989. - С. 134, 140–142.

6Милюков, П.Н./Очерки по истории русской культуры - М., 1993.

7The New History. - N.Y. - 1918. - P. 48–51, 75, 81–83.

8Ротмэн, Д.Б./«Новая социальная история»в США - 1990. - № 2. - С. 67.

9Suny, R./Revision and Retreat in the Historiography of 1917 - 1994. - V. 53, № 2. - P. 165–182; Malia, M./The Soviet Tragedy: a History of Socialism in Russia, 1917–1991 - N.Y. -Toronto, 1994.

10Хеймсон Л./Исторические корни Февральской революции/Л.Хеймсон//Анатомия революции 1917 года в России: массы, партии, власть. - СПб.,1994. - С. 22.

11Комиссина И.Н./Куртов А. А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.252

12Комиссина И.Н./Куртов А. А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.252

13Выступление И.С./Иванова на совместной пресс-конференции по итогам совещания// Дипломатический вестник. - 2002. - № 5. - С. 66.

14Комиссина И.Н., Куртов А.А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.256

15http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанхайская_организация_сотрудничества

16http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанхайская_организация_сотрудничества

17http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанхайская_организация_сотрудничества

18http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанхайская_организация_сотрудничества

19См.: Столповский О., В.Парамонов. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере безопасности //http://www.easttime.ru/reganalitic/1/181.html

20См.: Столповский О., В.Парамонов. ШОС как важный механизм взаимодействия России и стран Центральной Азии в сфере безопасности//http://www.ceasia.ru/bezopasnost/.html

21http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_B0C9CD9F-B941-4F19-A587-CC2473AA FCDE.html

22См.:Дегтярева Д.А./Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества//http://www.rae.ru/forum2010/28/838/

23См.:Анатолий Ястремский/Политика России по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве//http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/14918.html

24См.:Анатолий Ястремский/Политика России по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве//http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/14918.html

Информация о работе Взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии