Взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование целей и взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии. Для исследование данной цели в работе осуществлены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты политических процессов;
- изучено Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие России и государств Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие Китая и государств Центральной Азии;
- исследовано Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов
1.2. Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии
ГЛАВА 2. ШОС КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, КИТАЯ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2.1. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии
2.2. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества
2.3. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

По итогам московского  саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена — Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Ещё два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

Высшим органом ШОС  является Совет глав государств, собирающийся раз в год на саммит. Председателем  Совета является глава государства, принимающего саммит. Решения принимаются  на основе консенсуса. Имеются Советы глав правительств и министров иностранных дел.

Секретариат ШОС работает в Пекине. Организация имеет специализированную региональную структуру – исполнительный комитет региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), который функционирует в Бишкеке. Бюджет формируется по долевому участию.

С 2004 г. в качестве наблюдателя в  ШОС присутствует Монголия. С 2005 г. статус наблюдателей получили Иран, Индия, Пакистан. В настоящее время круг наблюдателей расширен за счет Афганистана.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.15

28 апреля 2010 года был подписан  Меморандум о предоставлении  Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.16

7 июня 2012 года лидеры стран-участниц  ШОС также подписали решение  о предоставлении Афганистану  статуса наблюдателя при ШОС  и решение о предоставлении  Турции статуса партнера по диалогу.17

Согласно ст. 1 основополагающего  документа ШОС - Хартии от 7 июня 2002 года основными целями и задачами ШОС  являются:

  • укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
  • взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
  • совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что  помимо стран СНГ в неё входит Китай. Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН.

В условиях формирования новой системы международных  отношений выстраивание коллективной системы региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому измерению, играющему важную роль в безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости в глобализирующемся пространстве международных отношений.

Регион Центральной  Азии в 90-е годы ХХ века стал уязвим для религиозного фундаментализма, экстремизма и расширения наркотрафика. В определенной степени создание «Шанхайской пятерки» и преобразование ее в ШОС явилось ответом на активизацию Талибана в Афганистане и усиление угрозы светским политическим режимам в странах Центральной Азии. Москву и Пекин беспокоила активизация в данном регионе НАТО, США и ЕС.

По итогам 10-летнего существования ШОС можно утверждать, что Организация выдержала испытание временем. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше — на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако организация с ними справилась. На данный момент всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. Сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии.

И хотя между государствами ШОС  есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям.

На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд долл.), Россия (134,3 млрд долл.), Казахстан (14,8 млрд долл.) и Узбекистан (2,4 млрд долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.18

Таким образом, для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ШОС  КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, КИТАЯ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ  АЗИИ

 

 

 

2.1. ШОС как  механизм взаимодействия России  и государств Центральной Азии

 

 

Многостороннее сотрудничество России с государствами Центральной  Азии в сфере безопасности помимо формата Содружества независимых государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, по сути, являются интеграционными/объединительными структурами постсоветских республик, осуществляется также и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой является Китайская Народная Республика (КНР). Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, безусловно накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой деликатной сфере как безопасность. Поскольку Китай являлся одним из главных локомотивов Шанхайского процесса и с самого начала принимал деятельное участие в развитии механизмов многостороннего взаимодействия («Шанхайская пятерка», а затем – ШОС), представляется, что практическая наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности уже напрямую связана с КНР и евразийской миссией ШОС. Все это дает основания предполагать, что в рамках любых будущих усилий России в плане развития сотрудничества со странами Центральной Азии необходимо не только учитывать китайский фактор, но и повышать значение ШОС в плане обеспечения комплексной безопасности в Евразии, в том числе во взаимодействии с Европой.19

Как представляется, перспективы  развития сотрудничества России и центральноазиатских  государств-членов ШОС в сфере  безопасности именно в рамках данной Организации пока представляются не ясными в силу ряда принципиально  важных обстоятельств.20

Во-первых, неоднозначен подход всех участников ШОС, в том числе России, к усилению военной составляющей Организации.

Во-вторых, членство в ШОС так  и не стало препятствием на пути развития военного сотрудничества РФ и государств региона с США  и НАТО. Подобная позиция, по всей видимости, обусловлена желанием России и центральноазиатских стран-членов ШОС, балансируя между интересами более крупных стран иметь более широкий простор для дипломатического маневра при реализации своих национальных интересов.

В-третьих, все центральноазиатские государства-члены ШОС одновременно входят в состав ОДКБ, что создает некоторое дублирование механизмов взаимодействия с Россией в сфере безопасности. При этом, решение конкретных проблем в рамках ОДКБ без участия Китая, то есть в более локальном, «постсоветском формате», где есть определенный уровень доверительности представляется все же где-то более продуктивным и перспективным.

В-четвертых, как представляется, лидирующие позиции в ШОС все же уже  принадлежат Китаю, а не России. Кроме того, Китай, делая акцент на торгово-экономическую составляющую взаимодействия, пока сопротивляется любой идее формирования на базе Организации некоего военного мегаблока. Тем более, что сам вопрос военного сотрудничества в рамках ШОС пока не имеет концептуально устойчивой базы.

В то же время, результаты многостороннего сотрудничества России со странами Центральной Азии непосредственно в рамках ШОС достаточно скромные, а перспективы дальнейшего развития данного сотрудничества представляются крайне туманными. В первую очередь, это обусловлено наличием противоречий между государствами-членами данных организаций, на разрешение которых вероятно потребуются годы. Поэтому, наиболее продуктивным выступает все же двусторонний формат взаимодействия, который позволяет избегать негативного налета межгосударственных амбиций, проявляющихся в многостороннем формате, и является более доверительным. В целом, сотрудничество в сфере безопасности пока рассматривается Москвой лишь в качестве достаточно эффективного и недорогого инструмента проецирования своего геополитического влияния в регионе. Оно не требует столь масштабных затрат, как развитие полноценных экономических связей. Так, на территории центральноазиатских государств после распада СССР осталось немало военных объектов и элементов инфраструктуры, которые имеют важное значение для обороноспособности России. Перенос их на российскую территорию потребует огромных финансовых затрат, а для целого ряда объектов это в принципе невозможно. Исходя из прагматических соображений, России выгоднее держать их на территории государств Центральной Азии, решая вопрос с арендной платой путем поставок вооружения и техники. Это, в свою очередь, позволяет России непосредственно сохранять как свое военное присутствие в ряде центральноазиатских стран, так и доминирование российских военных стандартов в национальных вооруженных силах». - Статистика последних лет указывает за некоторое увеличение товарооборота между странами Центральной Азии и России. Между тем, в русле диверсификации внешнеэкономических связей государств региона отмечается значительный рост торговли с другими партнерами, прежде всего, с Китаем.21

В итоге, очевидно, что  сотрудничество РФ с государствами  ЦА в рамках ШОС в сфере безопасности пока не столь продуктивно, в значительной степени наполнено политико-пропагандистской риторикой и мероприятиями, за которыми скрывается расчет каждого из участников Организации для отстаивания своих национальных интересов. В этой связи ШОС, как достаточно молодой организации еще предстоит пройти проверку временем. А для России, заинтересованной в развитии сотрудничества с государствами Центральной Азии, в том числе и в сфере безопасности, крайне важна задача поиска новых, нестандартных решений и ассиметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными (в том числе военными) способами становится все труднее (а в ряде случаев – уже невозможно).

Информация о работе Взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии