Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО.
Предметом исследования явились история создания ВТО и отношения России с ВТО.
Объект - Всемирная Торговая Организация.
Задачи курсовой работы:
1.Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений.
2.Изучить цели, принципы, функции ВТО.
3.Выявить основные преимущества и проблемы ВТО.
4.Рассмотреть путь вступления России в ВТО.
5.Осознать значение вступления России во Всемирную торговую организацию.
Достигнуты договоренности об условиях открытия российского рынка легковых автомобилей и гражданской авиатехники: импортные пошлины в течение семи лет снизятся с 25 до 15% и с 20 до 7,5-12% соответственно. В секторе финансовых услуг Россия отказалась открыть доступ на рынок филиалам иностранных банков, но увеличили с 25 до 50% квоту иностранного участия в банковской и страховой системе. Вместе с тем Россия согласилась на открытие филиалов иностранных страховых компаний, но лишь через девять лет после присоединения к ВТО. Всего Россия приняла обязательства более чем по ста секторам услуг, подавляющее большинство которых станет известно бизнес-сообществу только после того, как Россия станет полноценным членом этой организации [3].
Последним спорным моментом между Россией и США оставался вопрос о ветеринарном контроле: Россия хотела контролировать американское мясо сама по своим нормам, американцы же требовали права проводить этот контроль самостоятельно и по «международным стандартам». Именно из-за этих разногласий США отказались подписать протокол о присоединении России к ВТО в ходе летнего саммита 2006 г. «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
В итоге договорились, что «правительство США гарантирует ветеринарную безопасность поставляемых в Россию продуктов в соответствии с принципами Международного эпизоотического бюро и российских ветеринарных требований. Российская сторона разрешает при этом условии ввоз продуктов США и имеет право проверки американских предприятий на основе согласованных с США процедур»[17].
Таблица 1 - Уступки, на которые пошла наша страна
Плюсы | Минусы | |
В течение 7 лет ввозные пошлины на иномарки снизят с 25 до 15%, а на импортные самолеты – с 20 до 7,5%. | Иномарки станут доступнее. Авиаперевозчики смогут покупать новые импортные самолеты, отчего полеты должны стать безопаснее. | Обострится конкуренция в автопроме. А шансы на возрождение отечественного авиастроения сокращаются до нуля. |
Снижаются
импортные пошлины на бытовую
технику, обувь, кожу и шерсть, а также
лекарства и медицинское |
Рынок бытовой техники, одежды и обуви легализуется. Бюджет получит дополнительные налоги. Клиники будут покупать медицинское оборудование по более выгодным ценам. | Цены на бытовую технику и ширпотреб могут возрасти. |
Через 7 лет иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России. | Снизятся товары на услуги страховщиков, улучшится качество обслуживания. | Отечественные страховые компании могут разориться. |
Усиливается борьба с контрафактом в области программного обеспечения, музыки и видео. | На прилавках магазинов будут лишь лицензионные товары. | Вырастут цены на программное обеспечение, музыкальную и видеопродукцию. |
Снизятся с 20 до 12% пошлины на иностранные вина и коньяки, шампанское и виски. | Импортные спиртные напитки подешевеют. |
Таблица 2 - Что получит Россия от ВТО
Плюсы | Минусы |
|
|
2.2 Значение вступления в ВТО для России
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
· международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
- возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
- защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
- Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [16, c.22].
Задача ведущихся переговоров о присоединении
- добиться наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от вступления
и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков.
Для России доступ
к вышеназванным преимуществам членства
ВТО является насущной необходимостью.
В частности, потому, что весьма остро
для нее сейчас стоит вопрос о защите своих
экспортеров. На пути российских товаров
установлены практически все виды ограничений,
существующие в международной торговле.
Эти ограничения распространяются практически
на все - от вывоза минеральных удобрений
до предоставления космических услуг.
Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет и помине, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример - ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, ее ядерное топливо сейчас самое дешевое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 % [17]
В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.
С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.
По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.
Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить.
Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.
Многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке - для импорта в Россию. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.
Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины (!) действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.