Внешняя политика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной внешней политики Японии.
Для достижения этой цели в работе нужно рассмотреть следующие вопросы: отношения Японии с Азией, Западом и Россией.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Япония и Азия___________________________________________________5
1.1. Отношения с Китаем____________________________________________5
1.2. Отношения с Северной Кореей___________________________________9
1.3. Отношения с Южной Кореей____________________________________12
2. Япония и Запад_________________________________________________15
2.1. Отношения с США____________________________________________15
2.2. Отношения с ООН_____________________________________________20
3. Япония и Россия________________________________________________22
3.1. Территориальные проблемы_____________________________________22
3.2. Экономическое сотрудничество_________________________________26
Заключение______________________________________________________29
Список использованной литературы_________________________________30

Работа содержит 1 файл

Внешная политика Японии.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Но для тех и других Соединенные  Штаты - лучший друг Японии, ее единственный эффективный союзник. Сторонники обеих  концепций утверждают, что США  играют важную роль в деле поддержания  стабильности в Северо-Восточной  Азии и в «тихоокеанской» Азии в целом.

В японском обществе бытует мнение, что  Америку надо просто использовать в  интересах Японии. Политик Дзюн Сакурада в одном интервью говорил: лозунги  типа «Долой Америку!», «Ненавидь Америку!»  и «Отделяйся от Америки!» уже  устарели. «Что нам надо, так это строить здоровые отношения с Соединенными Штатами для будущего... используя Америку»11.

В совместной японо-американской декларации по безопасности - альянс на ХХI век - национальные политики двух государств ориентированы  на отстаивание свободы, демократии и уважении прав человека. (Арин)

Географическая сфера национальных интересов США совпала с зоной  действия японской политики национальной безопасности, что предполагает использование  всех средств политики, включая военные  средства, для защиты территориальной целостности, суверенитета и идеологических ценностей не только собственного государства, но и всего мира, точнее той ее части, которая строится на капиталистической основе. Соответственно, любое противодействие или несогласие с ценностями этой системы рассматривается как угроза безопасности Японии или США. Следовательно, субъекты такого противодействия превращаются в объекты политики безопасности Японии или  США как военных союзников.

Судя из вышеизложенного можно  сделать вывод, что Япония в геополитическом смысле крайне важна для Соединенных Штатов, как и США для Японии.

Кроме того, перед японцами стоит  задача поддержания добрых экономических  связей с США, ведь две страны совместно  производят более сорока процентов  совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в 21 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Отношения с ООН

 

С самого своего вступления в ООН  Япония сделала одной из основ своей внешней политики уважение к этому форуму и всемерно содействовала его работе. В Японии, в частности, осознают возрастание роли, которую ООН может играть в решении разнообразных задач, вставших перед международным сообществом. Япония активно участвует в миротворческой деятельности ООН, направленной на предотвращение и разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Она покрывает более шестнадцати процентов расходов ООН на операции по поддержанию мира. Одной из острейших проблем в мире стала проблема беженцев. Поэтому японское правительство одной из главных составляющих своего вклада в урегулирование региональных конфликтов считает участие в решении проблемы беженцев

В октябре 1996 года подавляющим большинством голосов Япония была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это воспринимается как высокая оценка международным сообществом той широкой деятельности, которую Япония проводит в ООН, а также как надежда на ту роль, которую Япония сыграет в будущем. Япония заявила о том, что в дальнейшем она, строго соблюдая запрет своей конституции на использовании военной силы, и заручившись поддержкой большинства государств и пониманием их народов, готова принять на себя обязанности постоянного члена Совета Безопасности. Япония активно включилась в работу по реформированию ООН, что, в частности, позволит ей войти в круг постоянных членов СБ.

Cейчас в состав СБ входят  пять постоянных членов, обладающих  правом вето, - Великобритания, Китай,  Россия, США и Франция, а также  десять непостоянных. На данный момент Япония входит в состав временных членов Совета Безопасности, вместе с Австрией, Мексикой, Турцией, Угандой. С 1 января 2010 года, в состав Совета Безопасности войдут Босния и Герцеговина, Бразилия, Габон, Ливан и Нигерия. Они заменят Буркина-Фасо, Вьетнам, Коста-Рику, Ливийскую Арабскую Джамахирию и Хорватию.

Между тем ООН сейчас разрабатывает  основы реформы, в соответствии с  которой состав как постоянных, так  и не постоянных членов должен быть расширен. Есть два варианта преобразований. Первый из них предполагает доведение числа постоянных членов до 11, а временных – с 10 до 13. По другой схеме в полноправные члены Совета Безопасности примут еще восемь государств, а число непостоянных увеличится лишь на одного.

Токио выступает за первый вариант и, по всеобщей убежденности, Страна восходящего солнца войдет в Совбез в качестве полноправного члена. Тем более что эту идею поддерживают США.

Россия также считает достойными кандидатами на дополнительные места постоянных членов Совета безопасности Германию, Японию, Индию, Бразилию. По мнению большинства аналитиков, эти страны уже практически зарезервировали за собой такое членство.

Кроме преобразования Совбеза предлагается значительно расширить полномочия ООН по борьбе с такими угрозами международному миру и безопасности, как войны, опасность применения оружия массового уничтожения, пандемии, экологические катастрофы, социальные конфликты, развал государственных институтов, организованная преступность и терроризм. Последнему впервые в истории Объединенных Наций дается определение как любым акциям, направленным против не участвующих в военных действиях и гражданских лиц.

Они рекомендуют закрепить за ООН право на превентивные операции, если подпадающая под перечисленные категории угроза определена, все остальные методы исчерпаны, применяемая сила адекватна и пропорциональна, а последствия заранее изучены.

 

 

 

3. Япония и Россия

3.1. Территориальные проблемы

 

Современные отношения Японии и  России во многом исходят из прошлого этих стран. Советско-японские отношения, прежде всего, связаны с конфликтом касательно Курильских островов. Япония требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Шикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км.12

 Этот и некоторые другие, более мелкие, конфликты не позволяли  обеим странам подписать мировой  договор после Второй мировой  войны, и даже сейчас между  ними остались неразрешенные  вопросы.

В конце 1991 года на фоне распада Советского Союза началось правление Бориса Ельцина. И снова Москва приняла твердую позицию, не желая возвращать Японии спорные территории. И хотя Япония решила  оказывать России техническую и финансовую поддержку, отношения между ними оставались слабыми.

В 1993 Ельцин совершил визит в Японию. Он не пошел на дальнейшие уступки в споре о «северных территориях» касательно четырёх островов, что находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые являются главным препятствием японо-российских отношений, но согласился исполнить обещание СССР 1956 года вернуть Японии два острова Шикотан и Хабомаи.

Ельцин также принес неоднократные  извинения за Советский Союз в  отношении плохого обращения  с японскими военнопленными после  Второй мировой Войны. Затем в  марте 1994 года министр иностранных  дел Японии Хата Цутому посетил Москву и встретился с министром иностранных дел России и другими главными чиновниками. Обе стороны согласились искать решение затянувшихся споров о «северных территориях», но разрешение этого спора в ближайшем будущем не предвидилось. Несмотря на территориальные разногласия, Хата предложил некоторую поддержку в рыночных экономических реформах России.

Вопрос с Курильскими островами  в настоящее время до сих пор  так и не решён. В связи со сменой президента в России настроения в  Японии несколько оживились, с надеждой на то, со сменой власти в России будет решён давний территориальный спор.

В 2005 году президент России  В.В.Путин  выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс. Под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. 

Перед своим визитом в Москву в апреле 2008 года премьер-министр Ясуо Фукуда обещал посредством «железной воли» добиться от России передачи спорных островов. 13

После переговоров Фукуда заявил, что по его мнению прогресс на переговорах  был возможен, и посчитал, что позитивное направление вполне могло быть принято. Однако, данный вопрос глубоко не обсуждался, японские критики выдвинули свою версию нежелания России идти на «уступки».

«Территориальный вопрос никогда  не сможет быть решён из-за всеобъемлющего национализма, поднимающегося в России», - сказал Сигэки Хакамада, эксперт по российско-японским отношениям из Университета Аояма Гакуин в Токио. – «Россия очень хорошо знает, что политическая база Фукуды очень слаба, поэтому она не готова вести переговоры с ним» 14

Перед саммитом Большой восьмерки, проходившем в июле 2008 года в Хоккайдо японские агитаторы, чтобы затронуть  вопрос «северных территорий», устроили особый тур для зарубежных журналистов. Было запланировано посещение мыса Носаппу, откуда в ясную погоду хорошо видны Южные Курилы и где специально установлен телескоп, через который японские дипломаты периодически наблюдают за «северными территориями».

Также вопросом спорных островов японская сторона воздействует и на свое местное  население. Простые японцы надеются приехать ещё раз на могилы предков или даже берут с собой детей и внуков, чтобы показать им, где жил отец или дед – на тот случай, разумеется, если эти дети или внуки вдруг смогут вернуться в эти места. Всякий раз, когда Россия и Япония имеют встречи на высшем уровне народонаселение ожидает положительных изменений, но  они не происходят.

Отчасти людей можно  понять, но на государственном уровне дела и  надежды простых граждан, как  правило, отходят далеко на второй план. Что же касается притязаний Японии на российские территории, современные лидеры России не допустят разделения территории, ведь потеря Курил означает не просто потерю нескольких небольших малонаселенных островов, передача этих островов – пусть даже и части из них – будет означать нарушение целостности и территориального единства Российской Федерации, что является совершенно недопустимым.

Нужно отметить, что в данный момент производятся попытки решения территориальной проблемы, так в сентябре 2009 года премьер-министр Японии Юкио Хатояма предложил президенту Дмитрию Медведеву обсудить эту проблему и постараться решить ее "еще в этом поколении". Медведев заявил, что "Россия готова к обсуждению всех вопросов - и вопросов сотрудничества, и наиболее сложных вопросов". Со своей стороны японский премьер сказал: "Я благодарен за ваши слова. Между нашими странами есть территориальная проблема. Мы хотели бы окончательно решить этот вопрос и заключить мирный договор".15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Экономическое сотрудничество

 

Российско-японские торгово-экономические отношения значительно отстают от политических. Причин для этого много. Одной из них является внутриэкономическая ситуация стран и их внешнеэкономическая стратегия в отношении друг друга.

С начала перехода России на рыночный путь развития экономики Япония оказала ей финансовую помощь, а позднее был предоставлен кредит для проведения реформ. В целях практической помощи России в Японию для краткосрочного обучения приглашаются специалисты и стажеры. В рамках кредитной политики японская сторона обеспечила кредитованием приобретение в Японии промышленного оборудования для российских предприятий.

Структура российско-японской торговли не претерпела никаких изменений. В японском импорте до 90% составляют сырье и продукты его первичной переработки, цветные и черные металлы, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, биоресурсы и морепродукты. В российском импорте преобладает продукция общего машиностроения, автомобилестроения, бытовой электроники, легкой промышленности.

Важное значение в экономических связях приобретают научно-технические контакты двух стран. В этой области японская сторона проявляет реальную заинтересованность. Так как Россия достигла значительных результатов в сфере фундаментальной и прикладной науки, то, по мнению российской стороны, реализация совместных проектов должна отвечать не только интересам Японии и России, но и другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия продает Японии только лес, рыбу, уголь, цветные металлы  и другие материалы. Японская промышленность, машиностроение, электроника в своем техническом развитии ушли столь далеко, что торговля в этих областях может развиваться лишь в однобоком направлении. Нельзя не отметить, что японский массовый товар поступает в Россию не из Страны восходящего солнца, а из японских филиалов в других странах. Несмотря на то что наши страны являются ближайшими соседями, Россия в общем объеме торговли Японии занимает далеко не первое место.

Крупные японские корпорации с неохотой идут на сотрудничество с российскими партнерами по небольшим проектам. Многие из выделенных кредитов либо медленно, либо совсем не реализуются. Мало в России и японских инвестиций.

Интересы обеих стран  обращены на область энергетики. Дальневосточные проекты предусматривают строительство объектов энергетической инфраструктуры. По вопросам энергетики стороны обсуждают возможности энергомоста Россия (Сахалин) — Япония, перспективы других региональных проектов в области добычи нефти и газа. Обе стороны обсуждают варианты сотрудничества в области реконструкции российских энергетических объектов в целях сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.16

Информация о работе Внешняя политика Японии