Внешняя политика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной внешней политики Японии.
Для достижения этой цели в работе нужно рассмотреть следующие вопросы: отношения Японии с Азией, Западом и Россией.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Япония и Азия___________________________________________________5
1.1. Отношения с Китаем____________________________________________5
1.2. Отношения с Северной Кореей___________________________________9
1.3. Отношения с Южной Кореей____________________________________12
2. Япония и Запад_________________________________________________15
2.1. Отношения с США____________________________________________15
2.2. Отношения с ООН_____________________________________________20
3. Япония и Россия________________________________________________22
3.1. Территориальные проблемы_____________________________________22
3.2. Экономическое сотрудничество_________________________________26
Заключение______________________________________________________29
Список использованной литературы_________________________________30

Работа содержит 1 файл

Внешная политика Японии.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Одновременное изменение в отношениях с Китаем и Россией совпало  с движением Северной Кореи к  улучшению напряженных отношений  с Японией. Главным мотивом Пхеньяна оказались поиски освобождения от дипломатической  и экономической изоляции, которая привела к недостатку продовольствия, энергетики и стабильной валюты.

Первые попытки не увенчались успехом. Пхеньян потребовал компенсацию  за ущерб, нанесенный во время колониального  правления, а также в послевоенный период. Однако Япония настояла на том, чтобы Северная Корея урегулировала свои различия с Южной Кореей в вопросе двусторонних ядерных проверок. Другими причинами спора явились отказ Северной Кореи предоставить информацию о гражданах Японии, которые мигрировали в Северную Корею с корейскими супругами в 1960-х годах, и вопрос о японских солдатах, взятых в плен советскими силами во времена Второй мировой войны и сосланные в Северную Корею.

Многие годы Северная Корея отрицала похищения жителей Японии, но призналась в них в 2002 году. В 2002 и 2004 годах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми нанес пять важных визитов в Пхеньян с целью оказания давления на Корею и возвращения похищенных. В конечном итоге вернули нескольких похищенных, говоря, что остальных уже нет в живых.  Япония требовала у Северной Кореи прояснения ситуации с похищенными, но Пхеньян настаивал на том, что все уже решено.

Многие граждане Северной Кореи  полагаются на деньги, посланные родственниками из Японии. Некоторые жители Японии считают, что правительство должно пригрозить перекрытием подобных денежных переводов, чтобы Пхеньян пошел на уступки. Другие считают, что крайние правые в Японии используют эту и другие причины для достижения своих националистических планов.

Был также ряд конфронтаций между  этими двумя странами в отношении тайных действий Северной Кореи в Японии, помимо похищений людей, включая наркоторговлю, контрабанду, вмешательство морского флота и даже шпионаж. Проверка ракет Северной Кореи также является одной из забот Японии, так как эти ракеты иногда проходят через воздушное пространство Японии.

В 2007 года результатом шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР с участием КНР, США,  России, Южной Кореи и Японии стало соглашение, согласно которому Северная Корея должна была закрыть ядерный реактор в Йонбене в обмен на помощь в виде топлива и шагов по урегулированию отношений с США и Японией. По тому же соглашению Корея была обязана предоставить полную декларацию своей ядерной программы к концу 2007 г., однако этого она не сделала и переговоры зашли в тупик. Реактор в Йонбене постепенно сбрасывал обороты, но в ряде случаев Корея начинала шантажировать других сторонников переговоров, что снова запустит его в полную силу, если ей не будет предоставлена гуманитарная помощь.

В апреле 2008 года в Северную Корею  прибыли американские эксперты-ядерщики, на переговорах с которыми были обсуждены технические детали по выполнению Кореей соглашения и содержание ядерной декларации.4

Корея также согласилась передать отчёты своего ядерного реактора в  Йонбене для дополнения декларации её ядерной программы. Но на настоящий момент полную декларацию своей ядерной программы Корея так и не предоставила.

 

 

1.3. Отношения с Южной  Кореей

 

Статья 9 Конституции Японии не позволяет  Японии входить с какой-либо страной  в отношения, касающиеся безопасности, кроме Соединенных Штатов.5 Следовательно, у Японии не могло быть таких существенных отношений с Южной Кореей, и военные договоры были нечастыми. Тем не менее, Япония поддерживала аварийный план Соединенных Штатов переправить вооруженные силы США, которые находятся в Японии, в Южную Корею в случае, если Северная Корея начнет её атаковать. Она также поддержала начало отношений между Южной Кореей и Китаем. Со времени заключения договора об основных отношениях между Японией и Республикой Корея Япония признала Южную Корею как единственное законное правительство всего Корейского полуострова.

После того как были урегулированы  отношения, Сеул и Токио начали ежегодно проводить конференции министерств  иностранных дел. Обычными обсуждаемыми вопросами были статус корейского меньшинства в Японии, содержание учебников, говорящих об отношениях стран, политика Токио по отношению к Пхеньяну и Сеулу и текущие проблемы.

В 90-х годах возрастает торговый оборот между Японией с Южной  Кореей. Часто компании Японии и Южной Кореи имели взаимозависимые отношения, которые дали Японии преимущества на растущем рынке Южной Кореи. Многие продукты Южной Кореи были основаны на японских дизайне и технологии. Волна импорта продуктов из Южной Кореи в Японию была частично результатом японских инвестиций в Южную Корею.

В 1996 году ФИФА объявила, что эти две  страны совместно проведут Чемпионат  мира по футболу в 2002 году. Следующие  несколько лет лидеры обеих стран  особо тепло встречались для  подготовки к играм. Хотя граждане обеих стран были первоначально недовольны тем, что им придется делить славу, эти встречи проходили достаточно успешно.

В 2005 году возникли противоречия в учебниках  истории. Несмотря на то, что возмущение по поводу этих вопросов вполне реально, некоторые аналитики считают, что политики обеих стран будут использовать их для манипуляции общественным мнением, раздувая националистические настроения для завоевания голосов; и конца этим спорам не предвидится. Также Южная Корея задумывается об очевидном увеличении сил самообороны Японии.

В начале 2008 г.  президент Южной  Кореи Ли Мён Бак заявил, что  намерен восстановить практику челночной  дипломатии между Кореей и Японией, чему по его мнению должны были способствовать переговоры на высшем уровне, о которых  он договорился.6

Также в 2008 году представители двух стран  заключили соглашение о налаживании  и укреплении долгосрочных японо-корейских  отношений, основанных на прагматичной дипломатии. Как сказал президент  Ли, «Корея и Япония должны также  постараться построить долгосрочные прагматические отношения. Историческая правда не должна игнорироваться, но мы больше не можем себе позволить спорить о прошлом, так как нужно позаботиться о будущем».7

После окончания японского правления  в Корее, Южная Корея на протяжении десятилетий запрещала распространение элементов японской культуры, таких как музыка, фильмы, манга и книги. Этот запрет в Южной Корее был частично снят в 1998 году. В результате переводы и адаптация продуктов японской культуры, таких как музыка, манга, аниме, видеоигры, теледрамы и романы достигли рекордных продаж в Южной Корее.

Японское нашествие также можно увидеть в литературе. Японская литература является наиболее переводимой среди всей иностранной литературы в Южной Корее.

В последние годы популярная культура Южной Кореи обрела большую известность  в Японии, за что это явление  получило название корейской волны.

Возможно, это взаимопроникновение  культур поможет Японии и Южной  Корее в достижении мира и согласия во всех интересующих их сферах.

На современном этапе, между Японией и странами Азии не существует каких-либо крупных противоречий и проблем принципиального характера и в целом, ничто не препятствует активному наращиванию взаимного сотрудничества. Политика Японии по созданию позитивного образа страны и нации дала положительные результаты в регионе. Деятельность Японии, освещаемая в средствах массовой информации, также находит благосклонный отклик среди населения и формирует представление о Японии как о добром, дружеском государстве, которое стремиться помочь нуждающимся странам. Тем самым, Азия широко раскрыта для Японии, как ни для какой другой страны мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Япония и Запад

2.1. Отношения с США

 

Отношения с США в самом широком  спектре областей, включая политику, обеспечение безопасности, экономику, решение глобальных проблем и  многие другие, неизменно продолжают оставаться стержнем японской внешней политики.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе  нерушимые японо-американские связи  не только являются залогом безопасности и процветания самой Японии, но и поддерживают мир и стабильность региона и мира в целом.

Кроме того, перед японцами стоит задача поддержания добрых экономических связей с США, ведь две страны совместно производят более сорока процентов совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в 21 век.

Япония  один из важнейших и надежных  геостратегических союзников США.

Япония  разрешает войскам США использовать гражданские аэродромы и морские  порты в случае возникновения  чрезвычайных обстоятельств, а также  осуществлять инспекции иностранных гражданских судов, следующих с грузом в период экономических санкций, которым подвергается та или иная страна, вызвавшая напряженность обстановки.

Сегодня на территории Японии расположено американское ядерное оружие. В 2004 году впервые контингент сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американских операций в Ираке. Боевые корабли Морских сил самообороны впервые с 1944 г. отметились военными походами в Индийский океан. И, наконец, восстановление японской военной мощи потребовало официального оформления. Правительство Японии уже открыто говорит, что Силы самообороны давно не соответствуют формальному статусу, и готовит план пересмотра Конституции страны - отменить демилитаризующую статью, в которой говорится «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.»8

Впервые на повестку дня поставлен вопрос о превращении Сил самообороны в полноценную армию для решения геополитических задач. Япония будет посылать свои вооруженные силы туда, куда сочтет нужным. И вдобавок к уже появившемуся на японской территории ядерному оружию Япония собирается войти в американскую систему ПРО и проводить дальнейшую модернизацию своих вооруженных сил. Одним словом, при непосредственной поддержке США Япония собирается вернуть себе право на армию и войну.

В парламентской речи от 22 января 1996 г. японский премьер-министр Р. Хасимото заявил: «...японо-американские отношения  являются наиболее важными двусторонними  отношениями не только для Японии, но и для всего мира, и что они являются краеугольным камнем мира и стабильности в АТР и во всем мире»9.

Основные направления двустороннего  характера включали следующие страны и регионы:

- США как краеугольный камень  внешней политики Японии;

- Азиатско-Тихоокеанский регион как экономически быстро растущий регион будущего;

- Корейская Республика важна  с точки зрения безопасности  в СВА;

- Китай как держава, способная  оказать влияние на будущее  АТР;

- Россия с точки зрения решения  проблем северных территорий;

- Европа как один из глобальных центров мира.

Далеко не все страны с одобрением встретили новую Совместную декларацию. Поэтому переговоры Хасимото с лидерами США, России и КНР должны были показать, что у четырех крупнейших тихоокеанских  держав нет принципиальных политических разногласий, которые нельзя было бы успешно преодолеть за столом переговоров.

В сентябре 1997 г. были обнародованы новые  Основные направления военного партнерства  и сотрудничества США и Японии, заменявшие аналогичный документ 1978 г. и развивавшие Совместную декларацию 1996 г., облекая ее положения в форму конкретного плана мероприятий10.

Главной целью сотрудничества было названо обеспечение результативной и быстрой координации действий сторон в случае возникновения критической  ситуации.

Несмотря на внушительный ряд достижений во внешней политике, Япония пока не решила двух важнейших задач, без которых ее внешнеполитическая реабилитация остается неполной.

Во-первых, она так и не добилась места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Трудно не согласиться с японскими лидерами, когда они говорят, что их страна, вторая по экономической мощи держава мира, занимает не менее важное положение, чем Россия и КНР, и несомненно более важное, чем Великобритания и Франция, даже несмотря на наличие у двух последних ядерного оружия. Приведение формального статуса Японии в рамках ООН в соответствие с фактическим положением вещей уже не первый год остается одним из главных пунктов программы японской дипломатии, но продвижение к намеченной цели оказалось мучительно медленным.

Во-вторых, до сих пор не разрешена  проблема «северных территорий»  и не заключен мирный договор с  Россией: до недавнего времени Токио  акцентировал внимание на первом пункте как непременном условии для  второго, но постепенно отказывается от такой последовательности действий, понимая ее бесперспективность.

В отношении гегемонии Соединенных  Штатов в Японии существует главным  образом две концепции. Сторонники одной из них отмечают на неопределенность и непредсказуемость государственных  союзов и балансов сил в среднесрочной перспективе. Сторонники второй подчеркивают факт могущества Соединенных Штатов в перспективе краткосрочной и усматривают в Северной Корее источник прямой и непосредственной угрозы Японии. Из Китая, считают они, исходит более туманная, косвенная угроза.

Информация о работе Внешняя политика Японии