Валютные операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Важное место в системе валютного регулирования занимает раскрытие понятия валютные операции, которые включают в себя широкий круг вопросов. Первыми из них закон признает операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Отсюда вытекает, что в Российской Федерации валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Это положение закона является важнейшим условием наличия рыночных отношений в валютном регулировании.

Содержание

Введение
1. Валютные операции: понятие, виды…
1.1 Правовое обеспечение, понятие и структура
валютных правоотношений
1.2 Правовое регулирование валютных операций
2. Валютный контроль как инструмент реализации
охранительной и регулятивной функции государства
2.1 Понятие валютного контроля
2.2 Проблемы валютного регулирования
2.3 Санкции за нарушение правил валютного контроля
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Катя.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Порядок ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  иностранной валюты и ценных бумаг  уполномоченными банками регламентирован  соответствующим Положением Центрального банка Российской Федерации (19 апреля 1993г. № 13) и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (14 апреля 1993г. №01-20/3371). Так, наличная иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в Российскую Федерацию или вывезены из России только с соблюдением названного Положения, Таможенного кодекса РФ, включая обязательное декларирование таможенными органами РФ.

     Положение предоставляет банкам разные права  по вывозу валютных ценностей в зависимости от вида валютной лицензии и характера вывозимых валютных ценностей. Уполномоченный банк, получивший генеральную лицензию, осуществляет вывоз без ограничения суммы и количества валютных ценностей и без специальных дополнительных разрешений Банка России. Уполномоченные банки и другие кредитные организации, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты. Они могут осуществлять ее продажу и обмен банкам, имеющим генеральные валютные лицензии, и другим участникам внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Фондовые ценности в иностранной валюте указанные банки и кредитные организации вправе вывозить из РФ самостоятельно, однако они должны предварительно получить специальное разрешение Банка России.

     Уполномоченные  банки осуществляют вывоз из страны платежных документов и долговых обязательств, выраженных в иностранной  валюте, без ограничения суммы  и количества и без специальных  разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит.

Уполномоченные  банки обязаны застраховать ввозимые и вывозимые валютные ценности от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранного банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
2. Валютный контроль  как инструмент реализации охранительной  и регулятивной функции государства
 

2.1 Понятие валютного контроля  

     Валютный  контроль, являясь частью государственной  валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим  обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

     В соответствии со ст.10 Федерального закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение  соответствия проводимых валютных  операций действующему законодательству  и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

- проверка  выполнения резидентами обязательств  в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка  обоснованности платежей в иностранной  валюте;

- проверка  полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

     Таким образом, валютный контроль является одним  из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.

В настоящее  время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных документов:

- Законом  РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О  валютном регулировании и валютном  контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);

- Распоряжением  Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

- Инструкцией  ЦБР и ГТК РФ от 13 октября  1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением  в Российскую Федерацию выручки  от экспорта товаров" (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);

- Распоряжением  ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в  Российскую Федерацию выручки  от экспорта товаров";

- Приказом  МВЭС РФ от 16 февраля 1994 г. N 78 "О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров" (с изм. и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.), а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.

     Объектом  рассматриваемых отношений, как  следует из определения целей  валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса "валютный контроль экспортных операций" не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного контроля с объектом отношений не хватает предлога "при": …при экспортных операциях. Отношения валютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важной частью государственного контроля - экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом РФ "Об экспортном контроле".

     Определение понятия "валютные операции" содержится в упомянутом федеральном законе. В соответствии со ст.1 Закона к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права  собственности и иных прав  на валютные ценности, в том  числе операции, связанные с использованием  в качестве средства платежа  иностранной валюты и платежных  документов в иностранной валюте;

- ввоз  и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

- осуществление  международных денежных переводов;

- расчеты  между резидентами и нерезидентами  в валюте Российской Федерации.

     При этом законодатель разграничивает текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделением строятся различия в регулировании.

Под экспортом  товаров понимается режим, при котором  товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст.97 ТК РФ). Ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Субъектами  рассматриваемых отношений являются:

- органы  и агенты валютного контроля;

- участники  экспортных операций.

     В соответствии со ст.11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, а также  Правительство Российской Федерации  в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в Российской Федерации (в том  числе и при экспорте), делятся  на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические  лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с Российскими законами, с местонахождением  на территории Росси;

- дипломатические  и иные официальные представительства  России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

- физические  лица, постоянно проживающие за  границей, в том числе временно  находящиеся в России;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств с местонахождением  за пределами России;

находящиеся в России иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации  и другие. 
 
 
 

2.2 Проблемы валютного регулирования  
 

     Нет смысла оспаривать мнение о том, что  внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Считается, что  заниженный курс рубля по отношению  к ведущим мировым валютам  объективно играет на руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономической деятельности. И действительно, до кризиса 1998 года объем экспорта постоянно рос, не смотря на меры государственного валютного контроля, явно ущемляющие права экспортеров.

     Однако  если рассмотреть структуру российского экспорта, то легко заметить, что львиная доля экспорта приходится на топливно-энергетический комплекс: нефть и газ. Кроме того, практически вся остальная доля также приходится на сырье.

     Глубокая  сырьевая зависимость от конъюнктуры  мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его резкоменяющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.

     Проследив историю развития валютного контроля и контроля при экспортных операциях, можно отметить следующие моменты:

До 1998 года государственная политика в этой области была направлена, в первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставлена задача по обязательному возвращению валютной выручки и по недопущению использования фиктивных контрактов в экспорте и импорте. Действительно, принятые правительством меры дали некоторые результаты. Однако наверное никто не сможет подсчитать ущерб, причиненный экспортно-импортному бизнесу ввиду применения хотя бы одной 19-ой Инструкции - признанной незаконной лишь спустя пять лет после ее выпуска.

     С 1998 года приоритеты в области валютного  контроля поменялись. Главной задачей  в самом начале кризиса стало  поддержание курса рубля. И все  последующие документы, принимаемые  Правительством, Президентом, ЦБ РФ были направлены на достижение этой цели. Здесь можно упомянуть Инструкцию №80-И, которая устанавливает обязательную продажу валютной выручки в размере 50% резидентами, осуществляющими возврат кредитов; Указание ЦБР №500-У, по которому ужесточился контроль уполномоченных банков за правомерностью осуществления клиентами валютных операций и усиливается контроль над самими уполномоченными банками; Положение №57-П, в котором говорится, что экспортная выручка продается только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другие документы были призваны получить максимально возможный объем валюты, причем быстро. Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей Правительство РФ приняло меры по временному введению вывозных пошлин на основные товары российского экспорта, что в определенной степени должно было восполнить нехватку средств в результате изъятия части сверхприбыли экспортеров, образовавшейся в результате резкого подорожания доллара относительно рубля в 1998 году.

     В настоящий момент за счет высоких  цен на нефть на мировом рынке  и заниженного курса рубля  по отношению к доллару США  экспорт является не просто привлекательной  сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Получив валютную выручку, экспортеры продают ее через уполномоченные банки на специальной сессии, на которой, кроме ограниченного числа импортеров валюту покупает ЦБ РФ. Главной же проблемой, на мой взгляд, следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики в целом.

     Однако  необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала. 
 
 
 
 
 

 
2.3 Санкции за нарушение  правил валютного контроля
 

Информация о работе Валютные операции