Валютное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные понятия, цели и принципы валютного контроля…………..4
2 Органы, осуществляющие валютный контроль………………………..6
3 Принципы валютного регулирования и валютного контроля как регуляторы национальной экономики………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

реферат по вэд.docx

— 29.33 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

     1 Основные понятия, цели и принципы  валютного контроля…………..4

     2 Органы, осуществляющие валютный  контроль………………………..6

     3 Принципы валютного регулирования  и валютного контроля как регуляторы  национальной экономики………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованных источников…………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.

     Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более  масштабного уровня государственного контроля.

     Из  всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая  практически во всех странах, но с  разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к  поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы  государственного контроля, ограничивающего  возможности резидентов покупать иностранные  товары и услуги или предоставлять  за границу кредиты и обязательства.

     Государство может предпочесть систему валютного  контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета  на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию  и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного  контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что  объем импорта, а, следовательно, и  отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.

 

      1 Основные понятия, цели и принципы валютного контроля 

     Валютный  контроль - это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

     Государственный валютный контроль может быть классифицирован  по следующим критериям:

     1. По степени жесткости:

  • «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
  • «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

     2. По направлению товаро- и валютопотоков:

  • контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;
  • контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

     3. По национальной принадлежности валют:

  • контролю подвергается обращение валют определенных стран;
  • контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

     4. Обращение валют внутри страны:

  • обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;
  • обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

     5. По временному критерию:

     - разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;

     - независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.

     6. По валютному объему сделок:

  • дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
  • независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

     7. По продуктовому критерию:

  • установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);
  • отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.

     Выше  выделены только основные критерии классификации  видов государственного валютного  контроля. Любое правительство может  разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного  контроля с помощью объединения  свойств вышеназванных видов  и свойств новых разработанных  видов.

     Основные  принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

     Целью валютного контроля является обеспечение  устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка  РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение  соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами  на территории страны при операциях  с валютными ценностями.

     2 Органы, осуществляющие валютный контроль 

     Для рассмотрения системы валютного  контроля необходимо выделить объекты  и субъекты, связанные с ее функционированием.

     В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов  валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

     Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в  соответствии с Федеральным законом  «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка  России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

     ЦБ  РФ является основным органом валютного  контроля и валютного регулирования  в РФ. ЦБ РФ управляет валютными  операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и  за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

     Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок  обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами  и нерезидентами, а также уполномочен  на проведение всех видов валютных операций.

     Агенты  валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

     Уполномоченные  банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

     Обязательный  срок для предоставления документов по запросам органов и агентов  валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня  подачи запроса.

     Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

     Согласно  Закону «О валютном регулировании и  валютном контроле» резидентами являются:

  • физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории РФ.

     К нерезидентам Закон относит, например, физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации.

     Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной  форме. Использование иностранных  валют и выраженных в них платежных  документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких  случаев:

  • при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

     Все расчеты между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между  ними договоров (контрактов).

     В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим  ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим  сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены  сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

     При этом расчеты по внешнеэкономическим  сделкам, по которым участниками  деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

     Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых  заключены сделки, предусматривающие  перевод из Российской Федерации  иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной  валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее  переведенной в течение 90 календарных  дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Информация о работе Валютное регулирование в РФ