Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста.

Итак, можно сказать, что на протяжении трёх последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность. В данной курсовой работе я рассмотрю понятие мировой торговли услугами, как происходит регулирование в сфере торговли услугами, а так же рассмотрю место России и ведущих стран на международном рынке услуг.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5
2. Международное регулирование в сфере торговли услугами 12
3. Россия на мировом рынке услуг 14
3.1 Особенности развития сферы услуг России 14
3.2 Формирование законодательной базы регулирования сферы услуг и участие иностранных поставщиков в развитии отраслей услуг России 18
3.3 Внешняя торговля услугами России 21
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Услуги на мировом рынке.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

- деловые  (товары и услуги, приобретаемые  нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)

- личные (например, туризм)

  • Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
  • Строительство
  • Страхование
  • Финансовые услуги
  • Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  • Роялти и лицензионные платежи.
  • Другие бизнес – услуги:

- посреднические  услуги

- лизинг

- прочие  деловые, профессиональные и технические  услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские,  рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

  • Личные, культурные, рекреационные услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

  • Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

     Большее значение приобрело производство услуг  на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

      Одна  из главных закономерностей общественного  развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

        На протяжении трёх последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

     В наиболее общем виде оценить участие  страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно  развитых стран.

     Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 2000-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

     Роль  услуг в экономике стран оценивается  также с помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта товаров  к доли экспорта услуг в ВВП  стран. Чем меньше индекс, тем большее  значение имеют услуги.

     Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

     Внешнеторговая  квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а  также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

     Достаточно  информативным является коэффициент  относительной экспортной специализации  стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг  страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом  экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой, сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.2

2. Международное регулирование в сфере торговли услугами

     В последние годы международной торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание, например учеными, в сфере услуг. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

     В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относятся туристические услуги, финансовые услуги, рынок телекоммуникаций и информационных технологий, услуги телефонной связи, транспортные услуги. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

     Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.

     Вплоть  до 2000-х годов рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

     К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

     Существенную  роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

     Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная торговая организация - ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).

     Основная  идея США - крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

     На  пути осуществления этой программы, однако, стояли серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

     На  практике это означает, что США, проводя  дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных  требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

     Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

     Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

     С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.3

3. Россия на мировом рынке услуг

3.1 Особенности развития  сферы услуг России

      30% всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, мировой экспорт услуг, составив в 2008 г. 3,73 трлн долларов,  увеличившись по сравнению с 1970 г. в 44 раза. Данные показатели подчеркивают объективный характер глобализационных процессов, в наибольшей степени затронувших экономическую сферу деятельности мирового сообщества.

     Крупнейшие  экспортёры услуг в 2008г. стали:

     - США - 522 млрд. долларов США, 

     - Великобритания - 283 млрд. долларов США, 

     - Германия - 235 млрд. долларов США.

       Крупнейшие импортёры услуг:

     США - 364 млрд. долларов США,

     Германия - 285 млрд. долларов США,

     Великобритания 199 млрд. долларов США.

     Экспорт транспортных услуг в 2008 году вырос на 15 %, в то время как экспорт туристических услуг и прочих услуг – на 10%.4

     В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

      Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2008г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 65%, в то время как в 2000г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 55%.

     Существенную  роль играет сфера услуг в решении  вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в  общей занятости населения достигает 60%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 78%.

     Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего  преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и  сбыт произведенной продукции. Так, в 2008 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (56%), "транспорт" (21%), а также "связь" (10%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

     В то же время экономические реформы  в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала,  частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны,  создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Информация о работе Услуги на мировом рынке