Туризм и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.
В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:
• изучение теоретических основ туристической деятельности;
• анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 73.47 Кб (Скачать)

На второе место по количеству туристов, вслед за Китаем, опустился  немецкий рынок с показателем 20 тыс. человек. Туристический поток немцев в Россию уменьшился почти на 20% по отношению к первому кварталу 2010 года.

На третье место по количеству туристов поднялась Турция. Поток  туристов из этой страны в Россию продолжает стремительно расти в течение  последних двух лет. За период с января по март 2011 года Россию с туристическими целями посетили более 14 тыс. жителей  Турции, в то время как год назад  эта цифра составляла 10 тыс. человек, таким образом, поток вырос почти  наполовину. Весовая доля Турции в  общем туристическом потоке в  Россию увеличилась в 2011 году почти  на 2% и составила 7,2%.

На четвёртом месте  идёт Италия (11,5 тыс.человек) с 9% приростом  по отношению к первому кварталу 2010 года. Весовая доля итальянцев в 2011 году составила 6%, что позволило  Италии подняться, на одну ступеньку  выше по сравнению с прошлым годом  и опередить Францию.

Замыкает пятёрку стран, преодолевших по количеству туристов 10 тысячный рубеж, Франция с показателем 10,3 тыс.туристов. Поток туристов из этой европейской страны уменьшился почти на 16% по сравнению с первым кварталом 2010 года, а весовая доля Франции уменьшилась более чем на 1% и составила в первом квартале 2011 года 5,3%, что стало худшим показателем за последние пять лет.

Продолжил своё падение в  течение последних трёх лет туристический  поток из Финляндии, опустившись  на шестое место. В первом квартале 2011 года нашу страну с туристическими целями посетили менее 10 тыс. представителей Соуми. Для сравнения заметим, что  это почти в 2 раза меньше чем в  предкризисном 2008 году.

Продолжилась положительная  динамика роста туристического потока из Израиля. По сравнению с первым кварталом 2008 года количество туристов из Израиля выросло более чем  в два раза и достигло показателя 9,4 тыс.человек, по сравнению с 2010 годом  поток увеличился почти на четверть.

Почти по 8 тысяч туристов на каждую страну приехало в Россию из Великобритании, США, что практически  соответствует показателям первого  квартала прошлого года.

На 10% увеличилось количество туристов из Кореи (4,7 тыс. человек), а вот туристический поток из Испании (3,8 тыс.человек), наоборот, уменьшился более чем на 16% по сравнению с прошлым годом.

Почти на 20% уменьшилось количество туристов из Голландии (3,2 тыс.чел), а  вот японцы (3,1 тыс.человек) стали  охотнее посещать Россию в этом году. Туристический поток из страны Восходящего  солнца увеличился на 20% и стал рекордным  за последние пять лет.

Самую рекордную положительную  динамику роста въездного туристического потока в Россию продемонстрировали за первые три месяца 2010 года Куба. Поток  туристов из этой страны за год увеличился более чем в 2 раза: 219 человек в первом квартале 2011 года против 106 человек в первом квартале 2010 года.

В целом, количественный показатель въезда иностранных туристов в Россию, несмотря на свою стабилизацию по сравнению  с прошлым годом, находится всё  ещё на достаточно низком уровне. И  здесь несколько основных причин: и дорогая цена пакетного тура в Россию, и суровые климатические условия на протяжении большего периода года, и полное отсутствие отелей эконом-класса в центральной части Москвы и Санкт-Петербурга. Нашему государству и правительству предстоит искать пути привлечения иностранных туристов в Россию и работать над созданием конкурентного туристического продукта. Оптимизм в решении этой задачи это будущие зимние Олимпийские игры 2014 года, которые пройдут в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. Для строительства спортивных сооружений и инфраструктуры, по оценкам аналитиков, будет привлечено порядка 15 миллиардов USD, как государственных денег так и крупного частного капитала.

2.2. Проблемы туристической  отрасли России и мероприятия по их решению

Недостатки, тормозящие развитие въездного  и внутреннего туризма:

  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны привлекательной для туризма [11].

С целью решения проблем  туристической отрасли России Правительство  РФ разработана федеральная целевая  программа «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

Целью Программы является повышение конкурентоспособности  российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах  соответствующих лет на основе анализа  затрат и длительности выполнения каждого  мероприятия Программы и составляет 332 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий  Программы планируется осуществлять за счет:

    • средств федерального бюджета – в размере 96 млрд. рублей (28,9 процента);
    • средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – в размере 25 млрд. рублей (7,5 процента);
    • средств внебюджетных источников – в размере 211 млрд. рублей (63,6 процента).

Достижение цели Программы  будет обеспечиваться решением следующих  основных задач:

  • задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";
  • задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
  • задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".

Реализация мероприятий  Программы будет осуществляться в 2 этапа.

Первый этап (2011 – 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

Кроме того, на этом этапе  предусматривается проведение работ  по изучению и оценке туристского  потенциала регионов страны с точки  зрения перспектив развития различных  видов туризма и выработка  подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического  положения и климатических условий  регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов  Российской Федерации.

Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности  региональных туристско-рекреационных  ресурсов, определить состав и структуру  необходимых коллективных средств  размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и  развитие которых целесообразно  будет осуществлять в рамках мероприятий  следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и  основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать  объем необходимой туристской и  обеспечивающей инфраструктуры.

Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа Программы  станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального  уровней в целях развития внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации. На конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе Программы (2015 – 2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

В течение всего срока  реализации Программы будут проводиться  мероприятия за счет привлечения  средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:

  1. повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;
  2. внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
  3. создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;
  4. обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.

Для решения задачи 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса  Российской Федерации" необходимо осуществить  следующие мероприятия:

  • капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
  • создание и модернизация туристских объектов;
  • проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов;
  • проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;
  • частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях.

Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных  мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а в части обеспечения  взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и  развития туристско-рекреационных  и автотуристских кластеров – Министерство регионального развития Российской Федерации.

Для решения задачи 2 "Повышение  качества туристских услуг" необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
  • создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций;
  • развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли;
  • проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области управления качеством туристских услуг.

Указанные мероприятия необходимо проводить на протяжении всего срока  реализации Программы. Их финансирование предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета с  привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным  за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма  и молодежной политики Российской Федерации.

Для решения задачи 3 "Продвижение  туристского продукта Российской Федерации  на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществить  следующие мероприятия:

  • проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение социальной рекламы о туризме в Российской Федерации на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, а также с помощью наружной рекламы, проведение пресс-туров и обеспечение работы информационных центров и пунктов;
  • создание конкурентоспособного цифрового контента и наполнение информационного ресурса;
  • организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;
  • проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий по продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Финансирование указанных  мероприятий предполагается за счет средств федерального бюджета с  привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным  за их выполнение, является Федеральное  агентство по туризму.

Информация о работе Туризм и его влияние на экономику