Туризм и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.
В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:
• изучение теоретических основ туристической деятельности;
• анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 73.47 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

В развитых странах мира большая часть валового национального  продукта (свыше 70%) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления от туризма составляют порядка 5,5% ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.

В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:

  • изучение теоретических основ туристической деятельности;
  • анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;
  • исследовать стратегию развития туризма в России и в Забайкальском крае.

Объектом исследования является современный туристический рынок России и Забайкальского края.

Предмет исследования – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

1.1. Понятие международного туризма и его виды

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной  экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение  качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению  природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках[3].

Международный  туризм  охватывает   поездки   путешествующих   лиц   с туристскими целями за пределы  страны  постоянного  места  жительства.  Этот туризм имеет несколько особенностей:

- оформление выездных  документов;

- ограничение на обмен  валюты;

- обложение туристов  налогами, сборами, пошлинами при  выезде и въезде;

- медицинский осмотр, оказание  медицинской помощи туристам [7].

Эти формальности, связанные  с пересечением государственных  границ,  являются неотъемлемой частью международного туризма.  Чем  глубже  различия  денежных систем, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей,  чем  значительнее языковые барьеры, которые и не  относятся  к  туристским  формальностям,  но разделяя  народы,  оказывают  заметное  влияние   на   развитие   туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего.

Другая особенность международного туризма носит экономический  характер и раскрывается  через  влияние,  какое  международный  туризм  оказывает  на платежные балансы страны. Иностранные  туристы,  оплачивая  товары,  услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют  её платежный баланс.  Поэтому  приезд  иностранных  туристов  получил  название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком  национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания.  Международные  платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного  баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

Деление на активный и  пассивный,  исходя  из  особенностей  отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе,  присуще только международному туризму[2].

В международном туризме  выделяют две  формы:  въездной  и  выездной.

Различают  страну  происхождения  туриста  и страну  назначения,  куда он прибывает. В первом случае речь идет о  выездном  туризме,  во  втором  –  о въездном туризме.  Эти  термины  используются  применительно  к  зарубежному путешествию в начале поездки.

Внутренний и въездной туризм соотносится категорией  национального производства. Он соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.

Другая классификация  туризма основывается на  целях  путешествия.  Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении. Большинство авторов считает путешествия развлечением и отдыхом с одной стороны и деловой туризм – с другой.

Путешествия с целью  развлечения и отдыха.

Многие авторы единодушны во мнении, что путешествия составляют основу международного туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки и т. д. По  наблюдениям  можно  сделать вывод, что повышенным спросом  у  населения  пользуются  поездки  к  морю  и солнцу. Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, расширение  общественного  кругозора.

Более  полное  представление  о  культуре,  о  сторонах  человеческой  жизни формируется в результате непосредственных контактов с населением  страны, которые  становятся  возможными  благодаря  туризму.  Принимая  во  внимание масштабы и  значение  познавательного  туризма,  большинство  исследователей относят его  к  числу  ведущих  суботраслей,  наряду  с  оздоровительными  и спортивными[3].

Деловой туризм.

Он  охватывает путешествия  со служебными целями без получения  доходов по месту командирования. К деловому туризму относят поездки  для  участия  в съездах, общих собраниях, конференциях, научных конгрессах, производственных семинарах, ярмарках, выставках. В  число  деловых  туристов включают  водителей,  коммерческих  агентов,  стюардесс,  тургидов,  которые постоянно  находятся  в  разъездах   и   выполняют   свои   профессиональные обязанности за пределами обычной страны [7].

В литературе существует классификация  туризма, основанная   на  других признаках. Одни из них  относятся  к  туристскому  путешествию  и  позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых   услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют  туриста  с демографической   и   социально-экономической   точек   зрения:   по виду используемых ресурсов, по источникам финансирования, по   возрастному составу, по числу участников путешествия, по способу   организации путешествия, по способу размещения туристов, по виду   использования транспортных средств и др.

Организованный и неорганизованный туризм.

Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые на условиях предварительной  оплаты, называются  организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по  заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых   услуг   через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из  них  предпочитают  туры  с комплексным   обслуживанием,   другие    ограничены частным туристским обслуживанием (купив, например, курсовую только на питание).

В отличие от организованных  неорганизованные туристы  не  связаны  никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками,   прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма – поездки  путем автостопа  с  использованием  в  качестве средства  передвижения   попутных автомобилей Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

Индивидуальный и групповой  туризм.

В зависимости от числа  туристов, одновременно и совместно  совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный  (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).

Групповые путешествия, как  правило, организуются  на  основе  общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями [1].

Коммерческий и социальный туризм.

Первоначально  вся  туристическая  деятельность  носила   коммерческий характер и осуществлялась с целью привлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе  экономики,  прибыль  является  главным  источником средств для развития и расширения производства, а также  выплаты  дивидендов акционерам. Стремясь максимизировать свой доход,  туристские  компании  ищут оптимальные  соотношения  между  величиной  издержек  и  ценой   туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном  на  лиц  с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать  туристские расходы из семейных бюджетов.

В противовес  коммерческому  туризму  возник  социальный  туризм.  Это гарантированный минимум в сфере отдыха. Он получил поддержку на национальном и международном уровнях. Концепция социального туризма покоится на 3-х основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей.

Массовый и элитарный  туризм.

Особенность современного туризма  раскрывается  через  понятие  "массовый туризм". Оно отражает процесс демократизации и расширения  туристского движения. В отличие от массового элитарный туризм рассчитан   на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей  уровень  цен  на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования  к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя  не  отметить  ту роль, которую элитарный туризм  играет  в  развитии  туристского  бизнеса  в целом.  Он  способствует   утверждению   и   распространению   новых   более качественных  стандартов  обслуживания  и,  в  конечном  итоге,  содействует улучшению качества жизни населения [7].

Таким образом, туризм,  в  том  числе  и  международный  –  это  особый   вид   потребления материальных благ, услуг, товаров, который выделяется  в  отдельную  отрасль хозяйства. Туризм  становится все  более  весомой  статьей  государственного дохода.   Предприятия   и   учреждения,   создающие   услуги    и    товары, удовлетворяющие потребности  туристов, составляют индустрию туризма.

Развитие туризма очень  значимо. Оно приводит к тому, что  в  некоторых районах,  странах  индустрия  туризма   становится   отраслью,   оказывающей значительное  влияние  на  производственную  специализацию  других  отраслей народного хозяйства.

Специализация  района на обслуживание туристов  оказывает  заметное влияние на промышленность. Прежде всего развиваются предприятия, производящие  продукты   питания,   специальный  туристский   инвентарь   и снаряжение. В роли потребителей выступают как сами  туристы, так и предприятия индустрии туризма.

Туризм оказывает существенное влияние и на развитие строительства, коммунально-бытового обслуживания населения. Развитие индустрии туризма имеет большое значение для повышения жизненного уровня населения.

1.2. Государственное регулирование  туристической деятельности в РФ.

Уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной  политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму. Оно создано во исполнение Указа Президента РФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту». Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено Положение о Федеральном агентстве по туризму. С целью более подробного регламентирования деятельности туристских организаций Правительство РФ издало постановление от 18 июля 2007 г. № 452, которым утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта [4].

Государственное регулирование  в сфере туризма осуществляется путем:

  • определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  • содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • развития научных исследований в сфере туризма;
  • формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
  • информационного обеспечения туризма;
  • создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • оказания государственных услуг в сфере туризма;
  • взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства Федерального агентства по туризму за пределами Российской Федерации [7].

Информация о работе Туризм и его влияние на экономику