Торговая политика в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Проблемы внешнеторговой политики являлись предметом исследований многих авторов. Теоретически доказано, что внешнеторговая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм предполагает защиту национального производства за счет ограничений иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для проникновения иностранных товаров и капиталов. Ключевыми проблемами внешнеэкономической политики, ответ на которые искали многие экономисты, начиная с А. Смита и Д.

Работа содержит 1 файл

Реферат по межд.торговле.docx

— 36.92 Кб (Скачать)

Импортозамещающая индустриализация привела к росту  зарплаты в городах выше равновесного рыночного уровня. Это связано  с тем, что, во-первых, зарплаты в  промышленности, хотя и низкие по сравнению  с развитыми странами, но часто  значительно выше, чем в традиционных отраслях. Они повышались фирмами, стремящимися сохранить работников, в подготовку которых они вложили свои деньги. Во-вторых, правительствами, стремившимися  умиротворить сильный в политическом отношении городской рабочий  класс, часто принимались законы о минимальной заработной плате.

Ограничивая импорт, импортозамещение имеет тенденцию вызывать профицит текущего платежного баланса, что ведет к повышению валютного курса. Правительства часто активно вмешиваются в целях удержания валютного курса, рассматривая это как часть своей борьбы с инфляцией.

В условиях завышенного  валютного курса товары, пользующиеся незначительной протекционистской  поддержкой или вообще ее не имеющие, становятся дешевле. Ввиду давления со стороны растущего городского населения в пользу дешевых продуктов  питания правительство сопротивляется введению тарифов на основные виды продовольствия, такие как зерно  и мясо. Это затрудняет местным  фермерам получение приемлемой цены за свой урожай и тем самым делает непривлекательными инвестиции в сельское хозяйство.

Поскольку многие новые отрасли сильно зависят  от импортных поставок сырья и  материалов, капитального оборудования и комплектующих, иностранные факторы  производства, в отличие от готовых  импортных товаров, часто поставляются единственной фирмой, которая поэтому  может устанавливать монопольные  цены. Большая доля дополнительных доходов, создаваемых в этих отраслях, зачастую расходуется на импортные  товары для новой городской элиты.

Правительство часто  использует целый ряд протекционистских  инструментов, таких как лицензирование импортеров, квоты по количеству и  стоимости, а также валютное рационирование, в результате получается крайне неравномерный  протекционизм (избирательный).

Когда меньшее  равенство существует в распределении  доходов, дополнительные доходы, создаваемые  современными секторами экономики, тратятся на товары современных секторов и импортную продукцию. Поэтому  внутри современного сектора возникает  эффект мультипликатора, но не возникает  никакого эффекта между секторами. Кроме того, завышенный валютный курс ведет к неблагоприятному воздействию  на сельское хозяйство и тем самым  еще больше углубляет разрыв между  богатыми и бедными. Наконец относительно высокие зарплаты в современном  секторе промышленности побуждают  работников перемещаться в города, где многие из них оказываются  не в состоянии найти работу.

Импортозамещение, как правило, ограничивается размером внутреннего рынка. На этой стадии дальнейшее расширение может обеспечиваться только за счет экспорта; но если эти отрасли отличаются чересчур сильным протекционизмом, они будут не в состоянии конкурировать на мировых рынках.

Из длинного перечня  проблем разные экономисты делают ударение на различных моментах. Неоклассики  подчеркивают проблемы рыночных искажений, утверждая, что импортозамещающая  индустриализация ведет к увеличению неэффективности. Экономисты неомарксистского направления выделяют проблему зависимости, поскольку много новых отраслей будут принадлежать ТНК, которые импортируют неподходящие технологии.

Таким образом, импортозамещающая  индустриализация, сопровождаемая негативными  процессами, вызвала необходимость  экспортоориентированной индустриализации. Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань обязаны своими высокими темпами роста быстрой экспансии в области экспорта промышленных товаров.

Когда какая-то отрасль  насытила внутренний рынок и нет никакой возможности для дальнейшего импортозамещения, ее надо стимулировать к поискам заграничных рынков сбыта. Проблема заключается в том, что если страна все еще использует протекционизм в отношении других отраслей, она, вероятно, все еще будет иметь завышенный валютный курс. Поэтому такой отрасли должны предоставляться целевые субсидии, налоговые льготы и другая помощь нерегулярного характера, чтобы позволить ей участвовать в конкуренции. Страна все еще отличается высокой степенью государственного вмешательства.

Альтернативой является уход (отучение) экспортоориентированной экономики от протекционизма. Прежде всего, следует провести девальвацию валюты, чтобы восстановить потенциальную прибыльность экспортного сектора. Также необходимо снятие различных протекционистских мер, которые пристрастили производство к внутреннему рынку. Наконец, возможно, понадобится ослабить контроль над ценами. Может потребоваться также постепенное приучение фирм к более жесткой конкуренции. В противном случае возможны массовые банкротства и соответствующий серьезный рост безработицы.

Тем не менее, очевидны выгоды от политики вторичной ориентации на внешний рынок.

1. Она больше  согласуется со сравнительным  преимуществом. Страны, использующие  режим открытой торговли, будут  способны экспортировать только  те товары, в производстве которых  они обладают сравнительным преимуществом.

2. Она приведет  к увеличению занятости. Согласно  теории Хекшера—Олина, промышленные товары, в которых страна будет иметь сравнительное преимущество, — это те товары, которые производятся при помощи трудоемких технологий. Поэтому расширение экспорта приведет к увеличению спроса на труд по сравнению с капиталом и увеличит занятость.

3. Она может  привести к более равномерному  распределению дохода. Повышенный  спрос на труд будет способствовать  тенденции к росту заработной  платы относительно получаемых  прибылей.

4. В условиях  политики импортозамещающей индустриализации  менеджеры тратят много времени  на лоббирование среди политиков  и чиновников, стремясь получить  лицензии (взятки), выполняя нормы  и требования или стараясь  найти пути для их обхода. Если  политика, ориентированная на внешний  рынок, влечет за собой снятие  всех этих барьеров, менеджеры  могут уделить внимание более  эффективному производству товаров.

5. Экономия от  масштаба. Если внутренний рынок  слишком мал, чтобы позволить  фирме заполучить всю экономию  от масштаба производства, она  может быть получена за счет  экспансии на экспортном рынке.

Стратегия индустриализации, ориентированная на экспорт имеет  и ряд недостатков.

1. Экспорт промышленных  товаров рассматривается многими  развитыми странами как серьезная  угроза для их собственных  отраслей. В качестве ответной  меры они часто воздвигают  торговые барьеры. Даже если  текущие барьеры находятся на  низком уровне, развивающиеся страны  могут чувствовать, что для  них слишком рискованно расширять  свой экспорт подобных товаров  из-за боязни будущего повышения  барьеров. Признавая эту проблему, ВТО всеми силами стремится  обеспечить доступ развивающимся  странам на рынки богатых стран  мира.

Прошлые успехи развивающихся  стран, таких как Малайзия и Южная  Корея, в экспорте промышленных товаров  не означают, что другие развивающиеся  страны достигнут подобного успеха. Когда все новые развивающиеся страны попытаются экспортировать готовую продукцию, они столкнутся со всевозрастающей конкуренцией между собой.

2. Другая проблема  состоит в том, что если более  открытая торговая политика влечет  за собой снятие или снижение  мер валютного контроля и контроля  над движением капитала, страна  может стать более уязвимой  перед спекулятивной атакой. Это  было одним из главных факторов  кризиса в Восточной Азии в  конце 1998 г.

3. Экспорт промышленной  продукции, товаров, оборудования  может оказаться очень рискованной  стратегией для развивающихся  стран. Возможно, что лучшая надежда  на будущее может быть связана  с ростом торговли промышленной  продукцией между развивающимися  странами. Таким путем они могут  получить выгоды от специализации  и экономии от масштабов, которые  приносит с собой торговля, одновременно  осуществляя производство для  растущего рынка. Осуществимость  подобного подхода зависит от  того, смогут ли развивающиеся  страны договориться между собой  о проведении политики открытой  взаимной торговли. Во многом  это зависит от степени конкуренции,  с которой они столкнутся.

4. Во многих  странах существовало слабое  регулирование и надзор за  работой банковской системы, слишком  маленькая прозрачность в бухгалтерской  отчетности и деловой практике  и слишком незначительная ответственность  перед акционерами.

5. Многие из  этих экономик страдали от  негибкости рынков капитала и  труда. Обанкротившиеся фирмы  часто выкупались правительством. Это создавало и субъективный  риск: фирмы могут продолжать  неэффективную деятельность или  осуществлять рискованные проекты,  зная, что если они попадут  в беду, в дело всегда вступит  правительство.

Страны с наименьшими  деформациями лучше всех пережили азиатский  кризис. Так, Сингапур и Тайвань с  открытыми и относительно гибкими  экономиками испытали скорее лишь небольшое  замедление, а не рецессию.

Причина кризиса  заключалась не в падении экспорта. Кризис носил преимущественно финансовый характер: в эти страны пришло слишком  много краткосрочных спекулятивных  финансовых потоков, которые по мере утраты доверия сразу же ушли обратно.

Опыт показал, что если в целом политика экономического роста, вызванного вторичной ориентацией  на экспорт, была правильной, средства его достижения были гораздо более  противоречивыми. Политика открытой торговли, подкрепленная эффективным контролем  финансового сектора и объединенная с корпоративной прозрачностью, является эффективной с большей  вероятностью, чем политика государственных  указаний в деле финансирования и  лицензирования, пользующихся расположением  компаний, особенно если такие компании оказывают поддержку правительству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Винод, Т. Внешнеторговая политика: опыт реформ / Т. Винод, Дж. Нэш: пер. с англ. М.: ИНФРА, 1996. 
2. Дадалко, В. А. Особенности формирования и пути развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь / В. А. Дадалко, О. Е. Максимович. Минск: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2000. 
3. Доклад о развитии человека 2005 / ПРООН. М.: Весь мир, 2005. 
4. Кругман, П. Международная экономика: теория и политика / П. Кругман, М. Обстфельд: учеб. для вузов: пер. с англ. М.: МГУ; ЮНИТИ, 1997. 
5. Линдерт, П. Х. Экономика мирохозяйственных связей: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 
6. Мировая экономика. Механизмы и факторы роста / А. Е. Дайнеко [и др.]; под ред. А. Е. Дайнеко. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. 
7. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. 
8. Приписнов, В. Основные сдвиги в мировой хозяйственной конъюнктуре // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. № 8. С. 3—8. 
9. Фигурнова, Н. П. Международная экономика. М.: Омега-Л, 2005.


Информация о работе Торговая политика в развивающихся странах