Состояние и проблемы современного международного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международной практики кредитования, анализ состояния и выявление перспектив осуществления иностранных и государственных кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· Изучалось понятие, формы и значение международного кредитования;
· Давалась характеристика участия международных организаций в международном кредитовании
· Анализировались структура и условия предоставляемых иностранных кредитов, динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Международный кредит: понятие, функции, принципы и виды 5
2 Направления государственного кредитования в современных условиях 10
2.1 Содержание и функции государственного кредита 10
2.2 Классификация государственного кредита 19
3 Основные перспективы развития государственного и зарубежного кредитования в Республике Беларусь 24
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по МЭО.docx

— 75.06 Кб (Скачать)

Обмен облигаций по регрессивному  соотношению означает, что несколько  ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта  мера эффективна тогда, когда погашение  ранее выпущенных облигаций и  уплату процентов по ним нужно  осуществлять в новых полноценных  деньгах.

Отсрочка погашения займа  используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку  большая часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть  поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов  по старым займам. При отсрочке погашения  займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения  от консолидации займов, при котором  владелец облигаций продолжает получать доход.

Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил.

В начале текущего века в  Республике Беларусь бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.

По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных  кредитов были направлены на валютно-неокупаемые  проекты.

К внешнему долгу государства  относится также задолженность  Республики Беларусь, которая постоянно  растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую  задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию  долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его  обслуживанию.

Рост внешней задолженности  Республики Беларусь усугубляется сложностями  в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы  управления долгом можно отнести:

– неполная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

– не сформирована единая система  учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность  оперативного получения достоверных  сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

– по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность  возникновения кризисной ситуации;

– механизмы управления долгом не позволяют в должной  мере обеспечить предупреждение возможных  финансовых кризисов;

– не отработана система  долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политикой;

– информация о состоянии  внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

– управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного  отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа  кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.

Такое положение в сфере  внешней задолженности оказывает  негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.

Первое – усиление зависимости  Республики Беларусь от иностранных  государств, предоставивших кредиты, при  принятии решений в области экономической  политики.

Второе – сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе  приводит к стагнации экономики.

Третье – уменьшение размера  средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может  спровоцировать социальную напряженность.

Четвертое – нестабильность денежно-кредитной политики.

Пятое – ослабление позиций  нашей страны на мировых рынках товаров  и капиталов.

Шестое – повышение  финансовой зависимости государства  от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной  и результативной, не отвечает объективным  тенденциям развития, когда наблюдается  усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми  активами, объективно возникает потребность  создания единой системы управления суверенным долгом страны.

К сожалению, отрицательное  сальдо внешней торговли страны, вызванное, прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для предприятий  с их устаревшим энергоемким оборудованием  и технологиями, говорит само за себя.

Что же касается главных  задач системы управления внешним  долгом, то это, прежде всего: обеспечение  национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным  использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился  в соответствии с реальными возможностями  страны обслуживать свой внешний  долг.

Развертыванию иностранных  кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий  будут способствовать:

1) обновление законодательства, регулирующего область иностранных  инвестиций в республику с  целью четкого определения и  согласования полномочий и функций  Министерства экономики, Министерства  иностранных дел, Валютно-кредитной  комиссии Совета Министров и  Комитета государственного контроля  Республики Беларусь. Компетентная  и тщательная экспертиза инвестиционных  проектов позволит отсечь заведомо  неэффективные проекты, которые  впоследствии создают проблемы  с погашением кредитов;

2) законодательно закрепленное  расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных  мер по обслуживанию и страхованию  иностранных кредитных линий.  В национальном законодательстве  об иностранных инвестициях должны  найти отражение вопросы обеспечения  долевого финансирования проекта,  внесения гарантийного взноса  предприятием-заемщиком, поддержания  определенного неснижаемого остатка  на счете предприятия-заемщика  и т.п. При разработке мер  государственной поддержки экспорта  важно привести национальное  законодательство по привлечению  иностранных кредитов и выполнению  обязательств по их обслуживанию  в соответствие с унифицированными  международными требованиями, в  частности с Консенсусом ОЭСР  по правилам государственной  поддержки экспортных кредитов (1992 г.);

3) развитие страховой  и гарантийной инфраструктуры  в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки  с участием заинтересованных  органов государственного управления  и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Подобный страховой фонд должен находиться в ведении центральной государственной компании страхования внешней торговли.

Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные  страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность  валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с  другими страховыми компаниями;

4) принятие в среднесрочной  и долгосрочной перспективе концепции  реформы в области кредита  и страхования в сфере внешней  торговли.

Следует, прежде всего, расширить  возможности получения предприятиями  экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и  не только с ними), а также возможности  получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств  иностранных кредитных линий  нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий  не осваиваются в срок по причине  отсутствия кредитной поддержки  на строительную часть проекта).

Реализация проектов кредитных  линий должна подкрепляться также  соответствующими экспортными и  импортными кредитами, в том числе  в части страхования экспортных поставок, без чего не может быть выхода на внешние рынки и притока  валюты для погашения кредитов. При  этом требуется отработать схему  взаимодействия банка предприятия-экспортера, Внешэкономбанка и центральной  государственной страховой организации  в области внешней торговли. Мировая  практика показывает, что именно такая  управленческая структура может  обеспечить успешное проникновение  на внешние рынки и раскрытие  экспортных возможностей страны.

С учетом изложенного представляется необходимым проработать вопрос о возможностях расширения координационных  функций Белвнешэкономбанка в части  страховой поддержки, предоставления гарантий, а также дополнительных кредитов, потребность в которых  возникает в процессе освоения кредитных  линий. Параллельно следует изучить  возможности укрепления потенциала государственных и негосударственных страховых компаний, расширения их функций, в том числе во взаимодействии с Внешэкономбанком.

5) разработка вариантов  пилотных проектов создания двух-трех  операционных филиалов иностранных  банков (со 100%-ым иностранным капиталом,  а также на долевой основе  с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках  подобных пилотных проектов целесообразно  снять действующие ограничения  по предельной доле иностранного  капитала при создании банка  с участием иностранного капитала.

6) создание Инвестиционного  банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы  осуществляться приоритетные инвестиционные  проекты в наукоемких отраслях  в рамках Союза и СНГ. Подобный  банк, кроме того, способствовал  бы формированию транснациональных  финансово-промышленных групп. Возможности  высокого технологического качества  инвестиционных потоков представляются  наиболее предпочтительными именно  в этом институциональном сегменте;

7) продолжение работ по  вступлению республики в ВТО  (особенно по разделу ГАТС –  услуг и информации), что должно  способствовать проникновению национальных  экспортеров на мировые рынки  (в том числе рынки услуг  информации, защиты интеллектуальной  собственности), снятию обширных  демпинговых ограничений, а также  укреплению международных позиций  республики и повышению интереса  и доверия к ней иностранных  инвесторов. Подобная работа должна  осуществляться на уровне двусторонних  правительственных соглашений;

8) создание соответствующей  техно-информационной инфраструктуры  как предпосылка успешной интеграции  республики в международные рынки  с учетом соблюдения национальных  экономических интересов. В республике  давно назрела необходимость  формирования международной информационной  системы в области рынка технологий  и продуктов (возможно, в рамках  международного инвестиционного  проекта).

В завершение главы необходимо отметить, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные  инвестиции и в частности иностранные  кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских  предприятий.

Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение  и конкурентоспособность выпускаемой  продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.

 

Заключение

Как свидетельствуют статистические данные, роль международного кредита  в последние годы значительно  увеличилась. Это объясняется тем, что  сегодня международный кредит осуществляет более интенсивное  стимулирование внешнеэкономической  деятельности стран, обеспечивая бесперебойность  международных расчетов и устанавливая внешнеэкономические связи между странами.

Информация о работе Состояние и проблемы современного международного кредитования