Состояние и проблемы современного международного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международной практики кредитования, анализ состояния и выявление перспектив осуществления иностранных и государственных кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· Изучалось понятие, формы и значение международного кредитования;
· Давалась характеристика участия международных организаций в международном кредитовании
· Анализировались структура и условия предоставляемых иностранных кредитов, динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Международный кредит: понятие, функции, принципы и виды 5
2 Направления государственного кредитования в современных условиях 10
2.1 Содержание и функции государственного кредита 10
2.2 Классификация государственного кредита 19
3 Основные перспективы развития государственного и зарубежного кредитования в Республике Беларусь 24
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по МЭО.docx

— 75.06 Кб (Скачать)

– государственные облигационные  займы;

– безоблигационные займы [6, c. 109].

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета – это примеры безоблигационных займов.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Добровольные займы  свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются  среди подписчиков в обязательном порядке.

По форме выпуска различают  документарные и бездокументарные займы. Документарные займы оформляются  на бумажных носителях, бездокументарные – существуют в виде записей на электронных счетах [1, с. 104].

Внутренний государственный  кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального  банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц  от лица Совета Министров принадлежит  Минфину Республики Беларусь [5, c. 92].

Для кредиторов государственный  кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных  ценных бумаг представляет первичным  инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной  системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

Государственный кредит делится  на виды, отражающие специфику отношений  и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков  и кредиторов; конкретными причинами  появления потребности у государства  мобилизации средств; местом получения  кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и  способами их возврата; сроками погашения  государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

Государственный кредит также выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три  формы государственного кредита: государственное  заимствование; государственная гарантия; государственный кредит. 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Совет Министров и  его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором –  местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для  финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим  развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными  активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид  займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил  явно экспериментальный характер, поэтому  остается надеяться на дальнейшее совершенствование  нормативной базы в процессе дальнейшего  выпуска, размещения и обращения  таких бумаг) [9, c. 45].

В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических  реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с  осуществлением структурной перестройки  экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и  сельского хозяйства, внедряя современные  технологии, а также развития экспортного  потенциала, насыщения внутреннего  рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса  и др.

Решения о привлечении  и последующем использовании  иностранных кредитов, формирующих  внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении  иностранных кредитов принимаются  Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений  Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь. По данным платежного баланса Беларуси, в 2009 г. правительство Беларуси привлекло  кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая  приходится 8,8 млн. долл. (по состоянию  на 1 января 2010 г.). Проведенный в данной главе анализ позволяет сделать  следующие выводы: государственный кредит представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

Республика Беларусь в  современных условиях выступает, как  в прочем и любое современное  государство, одновременно и международным  кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований  на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и  одновременно с этим кредитование ряда стран.

Внешний государственный  долг стран СНГ достался им в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний  долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный  долг в сравнительно короткие сроки  крайне сложно. Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности  бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещен, прежде всего, на проведение ответственной  политики государственных внешних  заимствований. Одной из главных  проблем является разумное определение  пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой»  вариант, иначе говоря, на сдерживание  роста номинального государственного долга, то ежегодный объем вновь  привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать  примерно размерам ежегодного погашения  внешнего долга.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое  бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство  едва ли вынесет.

“Взвешенная” бюджетная  политика последних лет создала  финансовую основу для снижения государственного долга. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, сохраняется ряд отрицательных факторов. В частности, речь идет об отсутствии законодательного разграничения функций органов государственной власти в области управления долгом, о нерыночном характере основной доли государственного внешнего долга, об ограниченных возможностях доступа на международные рынки капитала на благоприятных для Республики Беларусь условиях.

Государственная политика в  области управления долгом должна строиться  на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в  руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.

Основными резервами для  повышения эффективности государственного кредита являются:

– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости  облигаций, займов и вкладов в  коммерческих банках;

– повысить доходность отдельных  государственных ценных бумаг и  вкладных операций с тем, чтобы кредиторы  государства были уверены в получении  дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

– активизация реального  интереса физических и юридических  лиц к кредитным операциям  государства путем защиты интересов  не только кредиторов, но и максимально  разнообразить условия выпускаемых  займов (по срокам, по способам выплаты  дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);

– расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

– переход при реализации государственных ценных бумаг с  официального курса к рыночному, определяемому на основе реального  спроса на фондовые ценности;

– замена финансирования предприятий  и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме  казначейских ссуд;

– отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования  общегосударственного ссудного фонда  в бюджетных целях и осуществление  привлечения ресурсов кредитных  учреждений на нужды государства  исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего  собой всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой  кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного  действующего займа, срок погашения  которого наступает в текущем  году.

Государственный долг делится  на: внешний; внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным  обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга  предполагает проведение мероприятий  по управлению им, в число которых  входят:

– выплата доходов кредиторам и погашение займов;

– изменение условий выпущенных займов;

– определение условий  эмиссии;

– выпуск новых займов.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной  задолженности и нарастающих  бюджетных трудностей правительство  прибегает к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Таким путем в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа его облигации свободно обменивались в течении года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Выплаты выигрышей, процентов  и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся  также расходы по изготовлению, пересылке  и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и  некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится  к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных  мер, в частности: конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному  соглашению; отсрочки погашения долга; аннулирования займа.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно  может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг.

Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Информация о работе Состояние и проблемы современного международного кредитования