Динамика и структура внешней задолженности США

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

      С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд. . По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд. долл. По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд. долл.

     Общие выплаты в 2009 году составили $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).[13]  

Внутренний долг России 

Таб.1Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации[13]
По  состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Российской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25

     Из  данной таблице, опубликованной на информационном портале министерства финансов России, видно что внутренний долг России постоянно растёт, в том числе и из-за государственных гарантий.

     Согласно  проекту долговой политики Минфина  РФ на 2008-2011гг. основной задачей министерства на эти годы является повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. Объем внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составил 2,9 трлн. рублей на конец 2010г. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре. Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не должен превышать 10% ВВП .      22. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. www1.minfin.ru 

Кредиторы России

 
     Внешние долги России – приняли на себя наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане. 
В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет за 2,5 - 4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам. 
     Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. 
   Сегодняшние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов( Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). 
   Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.

     Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.

      Четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям : МВФ (Международный валютный фонд - международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами), МБРР (Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк)), ЕБРР. 
   Сегодняшний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран.  Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился. 
   С учетом всех перечисленных видов задолженности суммарная величина внешнего долга России составила на1 мая 2011 года-38 832,8 млн. долларов США . Об этом свидетельствуют следующие оценки (табл.2). 
Таблица2 
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 мая 2011 года [13]

Наименование Сумма, млн долларов США Эквивалент  млн евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 38 832,8 26 171,1
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 682,1 459,7
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 608,2 1 083,8
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 137,8 766,8
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 57,5 38,8
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 934,4 1 977,6
Задолженность по еврооблигационным займам 29 820 20 097
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1 774,9 1 196,2
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 817,9 551,2

  В свою очередь, еще более значительной величиной измеряется сумма долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к России. По имеющимся оценкам, она составляет 89,3 млрд. прежних инвалютных рублей, или почти 149 млрд. дол. при пересчете в свободно конвертируемую валюту. Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой платежеспособностью, и шансы на их погашение или получение взамен какого-либо эквивалента чрезвычайно сомнительны. 
 Основная часть этого долга - свыше 80% - приходится на 17 стран из числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия, Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд. дол. Остальная задолженность (от 25 до 30 млрд. дол.) числится за так называемыми наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с Советским Союзом практически не производили платежей по своим обязательствам, получая постоянные отсрочки.[13] 
 Тот факт, что Россия не относиться к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено. 
 Высокий уровень внешней задолженности  оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям:

     - Усиливает зависимость РФ от  иностранных государств, предоставивших  кредиты, при принятии решений  в области экономической политики;

     - Происходит сокращение объёма  средств, которые могут быть  направлены на инвестирование, что  серьёзно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к  стагнации;

     - Ослабляет мотивация к достижению  наилучших макроэкономических показателей,  которые привлекут за собой  требования о современном погашении  долга в полном объёме;

     - Сокращение объёма средств, которые  могут быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливается  социальная напряженность;

     - Дестабилизируется денежно- кредитная  ситуация;

Происходит  ослабление позиций страны-должника на мировых рынках товаров и капиталов.

Обслуживание  и урегулирование внешнего долга РФ: меры и способы

      В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

      1. Поддержание внешнего долга на  уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.

      2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

      3. Минимизации стоимости долга  за счёт удлинения срока заимствований  и снижения доходности.

      4. Своевременное и полное выполнение  обязательств с целью избежать  начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию хорошего заёмщика.

      5. Обеспечение эффективного целевого  использования привлечённых средств.

      6. Обеспечение предсказуемости и  стабильности рынка долговых  обязательств.

      Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

      - отказ от привлечения международных  кредитов на государственном  уровне;

      - разработка комплексной и ясной  нормативной базы по вопросам  внешних заимствований;

      - создание единой системы управления  внешним долгом для координации  мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

      - согласование политики по обслуживанию  внешнего долга с финансовой  и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

      Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:

      - целесообразно радикально пересмотреть  советские долги. Реструктуризации  должны действительно проводиться на независимых принципах.

      - возможно применение схемы реструктуризации «облигации-акции» с соответствующими ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран - кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;

Информация о работе Динамика и структура внешней задолженности США