Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.

Содержание

Введение. С.3-5.
Глава 1.
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ. С.6-8.
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
организации 1968-98 гг. С.8-13.
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение. С.25-26.
Список литературы и источников. С.27.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 262.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.

Введение.                                                                                                                                          С.3-5.

Глава 1.

                     1.1  Зарождение террористических групп в ФРГ.                                                 С.6-8.

                     1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические

                                                организации 1968-98 гг.                                                                  С.8-13.

                     1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг.                            С.13-19.

Глава 2.

                     2.1 Борьба с  международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере.     С.19-22.

                     2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель.         С.22-25.

Заключение.                                                                                                                                   С.25-26.

Список  литературы и источников.                                                                                           С.27. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.

В третье тысячелетие  человечество вступило с острым ощущением  новых забот и тревог за свою безопасность. Мировое сообщество столкнулось с небывалыми вызовами и угрозами, среди которых особую опасность представляет терроризм. Само по себе это явление не новое, но именно в последние годы терроризм превратился в глобальный политический фактор. В этих условиях, когда для борьбы с глобальной угрозой необходимо широкое международное сотрудничество, особое значение принимает приобретенный в ходе контртеррористической борьбы опыт отдельных государств мира.

В этом контексте  актуальность темы курсовой работы определяется тремя аспектами: политическим, научным и практическим.

В политическом отношении важно подчеркнуть ведущую роль Германии в европейской политике. Накопленный Германией серьезный инструментарий борьбы с терроризмом резко поднимает ее авторитет в международном сообществе. С этой точки зрения возрастает значение обобщения и анализа германской модели противостояния терроризму.

С научной точки зрения актуальность работы определяется тем, что, хотя проблеме терроризма в целом уделяется большое внимание в литературе и СМИ, освещенность темы германского опыта борьбы с этой глобальной угрозой недостаточна. Как правило, борьба с терроризмом рассматривается в отрыве от исторического  и социального контекста.

С практической точки зрения актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что современные государства мира и их спецслужбы накопили определенный опыт борьбы с терроризмом и другими экстремистскими силами, опыт ФРГ, ее правоохранительных органов, разведки и контрразведки, которые были пионерами в этой сфере, заслуживает внимания.

Объектом исследования является политика обеспечения безопасности от терроризма в Германии.

В качестве предмета исследования рассматривается комплекс антитеррористических мер, предпринятых правительством Федеративной Республики Германия в период от зарождения экстремистских группировок левацкого терроризма ( конец 1960-гг.) до конца 2000-гг.в борьбе против международного терроризма. 

Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.

Проблема  исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

  • Рассмотреть в исторической ретроспективе становление и эволюцию антитеррористической политики ФРГ.
  • Оценить тенденции развития политики безопасности.
  • Рассмотреть противоречия, существующие в ФРГ по вопросам принятия контртеррористических мер.

Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период  1970-2000 гг., при этом работа в соответствии с периодизацией разделена на две главы.

 Первая посвящена борьбе с внутренним терроризмом в 1970-1998 гг. В этот период времени главной террористической угрозой для германского общества были левацкие террористические организации, такие как РАФ ( «Фракция Красной армии»). В этот период происходит становление «базовой» системы борьбы с терроризмом, позволившей к 1998 году победить РАФ.

Вторая глава посвящена борьбе с международным терроризмом в 1998-2010 гг. В ней речь идет о реакции правительства и общества ФРГ на новый вызов-глобальный терроризм. Это потребовало соответствующих изменений в устоявшейся модели антитеррористического противостояния.

В работе над  исследованием использовались следующие  виды источников:

  • Официальные документы федерального правительства и ФРГ.1 Их анализ позволил проследить основные тенденции и мнения относительно построения модели борьбы с терроризмом в ФРГ.
  • Тексты законов, посвященных антитеррористической борьбе.2 3 4 5 Их анализ позволяет судить о трансформации и ужесточении германской системы правосудия в аспекте борьбы с терроризмом. Новые законы говорят о новых угрозах, их текст позволяет проследить также и трансформацию терроризма и взглядов на него.
  • Речи германских политиков.6 Дают представление об официальной позиции политических лидеров ФРГ, их представлениях и инициативах в борьбе против терроризма.
  • Данные независимых мониторингов и социальных опросов.7 Их анализ позволяет увидеть на основе статистических данных общественные настроения жителей ФРГ, их отношение к проблеме терроризма, их мнение об эффективности системы и ее недостатках.

Работы отечественных  и зарубежных авторов не освещают полностью проблему борьбы с терроризмом в ФРГ в период от его возникновения до современности. Это обстоятельство потребовало использования комплекса работ, каждая из которых затрагивает какой-либо важный аспект, связанный с проблемой исследования.

Одни авторы (такие как, например, А.Козловский) рассматривают борьбу с терроризмом  через призму юриспруденции и  законов, а также трансформацию  уголовно-процессуальной системы. По мнению А.Козловского «Поддержка со стороны законодателя в виде принятия соответствующих более жёстких и взвешенных законов по усилению ответственности за указанные действия и преступления, большое внимание к обеспечению разведки и контрразведки всем необходимым для такого рода деятельности, а также к вспомогательным силовым средствам в лице полиции и пограничной службы страны, оснащение спецслужб ФРГ современными техническими средствами во многом(….) способствовали изменению ситуации в стране, когда обстановка из кризисной с существованием практически неуправляемого чрезвычайного положения благодаря предпринятым мерам, не в последнюю очередь агентурно-оперативным, была в основном нормализована.».8 Работа этого автора позволила подробнее рассмотреть трансформацию уголовно-процессуальной системы ФРГ для борьбы с терроризмом.

Работы других авторов (таких как, например Б.Петерс), посвященные истории зарождения, возникновения и развития внутреннего терроризма в Германии, позволили проследить изменения, происходившие в террористической среде ФРГ, понять причины возникновения экстремистских организаций, их идеологию, цели и ориентацию.

Работы молодых  отечественных исследователей (такие как, например В. Павлова) большее внимание уделяющих борьбе против международного терроризма в годы правления канцлеров Г.Шредера и А.Меркель, позволили рассмотреть новые точки зрения на эффективность современной германской модели противостояния терроризму и на проблемы, связанные с неоднозначной оценкой политики безопасности в обществе.

Таким образом, комплекс источников и литературы, использованных при написании работы, полностью охватывает вышеуказанный хронологический период и соответствует цели и задачам исследования.  

1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ.

Экстремистские движения начали зарождаться в ФРГ с середины 1950-х годов и постепенно оформились в две ветви: праворадикальные силы и так называемые левые экстремисты.

Возрождение правых сил в ФРГ произошло несколько позже, чем в других европейских странах в определённой степени из-за нацистского прошлого Германии и действовавших в стране законов, запрещавших любое возрождение нацизма. Однако затем, начиная с 50-х годов прошлого века, в ФРГ была создана разветвлённая сеть ультраправых организаций и объединений, самыми массовыми из которых являлись неонацистские партии и группировки, а также реваншистские “союзы”, “землячества” и милитаристские организации. В 80-е годы потенциал националистических организаций в ФРГ продолжал расти. На политической арене всё громче заявлял о себе “Немецкий народный союз”. Этот союз, созданный в 1985 г., выдвинул программу образования единого немецкого государства на основе объединения ФРГ, ГДР и Австрии. При этом опасность представляли не только претензии неонацистов на участие в политическом руководстве страной, но и их попытки поколебать законность и конституционный порядок любыми средствами, включая террор.  
         В 1980 г. в ФРГ существовало 69 правоэкстремистских организаций, которые насчитывали примерно 20 тыс. чел. Всего в ФРГ регулярно выходило 92 газеты и журнала неонацистского содержания, недельный тираж которых превышал 174800 экз.   
         По отчёту МВД ФРГ по количеству акций неонацистов прослеживается тенденция к их увеличению (1976 г. – 319, 1977 г. – 616, 1978 г. – 992, 1979 г. – 1484)9.  
         Речь шла о надругательствах над мемориальными памятниками жертвам фашизма, еврейскими кладбищами и синагогами, расклейке листовок, вывешивании фашистских знамён, демонстрациях в нацистской униформе и т.д. Правыми экстремистами было совершено 117 преступлений, связанных с применением насилия (52 – в 1976 г., 40 – в 1977 г., 25 – в 1978 г.), в том числе 3 взрыва, поджог, 26 случаев тяжких увечий.10

 
Ещё до появления левого экстремизма в ФРГ после войны зародилось коммунистическое движение. После крушения фашизма коммунисты имели моральное преимущество перед другими политическими силами. Коммунистическая партия Германии (КПГ) была зарегистрирована во всех оккупационных зонах и могла участвовать в выборах. В западных зонах коммунисты входили во все земельные правительства, даже имели своих министров.   
         Однако ориентация на СССР привела сначала к потере влияния КПГ в массах, а затем и к её запрету в августе 1956 г. Была также запрещена молодежная организация КПГ “Свободная немецкая молодёжь”.  
         Приблизительно в это же время зарождаются левоэкстремистские силы, объединившиеся в такие организации, как группировки анархистов, троцкистов, независимую рабочую партию Германии, рабочую партию, независимую социал-демократическую партию Западного Берлина.   
         Активность левых сил с середины 50-х до середины 60-х годов была минимальной. В середине 60-х годов наступило заметное оживление, стало нарастать студенческое движение.  
         В 1968 г. была создана коммунистическая партия Германии (марксисты-ленинцы), в 1970 г. – коммунистическая партия Германии, в 1973 г. Коммунистический союз Западного Берлина. В 1969 г. Была создана существующая и поныне Германская коммунистическая партия (ГКП).  
         Следует, однако, отметить, что в Западной Германии эти партии, часто без достаточных на то оснований, причисляли к экстремистским.  
         «Настоящий» левацкий терроризм берёт своё начало в студенческом движении протеста конца 60-х годов, вызванного тем обстоятельством, что после прихода к власти в ФРГ коалиционного правительства социал-демократов и либералов стала очевидной неизменность взглядов правящих кругов на систему безопасности в ФРГ. Это побудило непримиримое меньшинство объявить войну обществу. Начались поджоги, взрывы с человеческими жертвами, похищения людей, ответственность за которые взяли на себя “Фракция Красной Армии”, “Революционные ячейки” и “Движение 2 июня”.  
         Общим для левацких групп и организаций являлось стремление соблюдать все правила конспирации и дисциплины, быть готовыми к нелегальным условиям работы, тактическая линия на внедрение в профсоюзы, занятие позиций в учебных заведениях. Это обстоятельство было главным при решении вопроса об активном использовании спецслужб в их разработке и в целом в борьбе с ними. В 1972 г. численность левых организаций достигла 15 тыс. чел.11 Одновременно с этим членам этих организаций их руководством внушалась необходимость тщательной подготовки открытых столкновений с полицией, активное участие в массовых мероприятиях. Источники финансирования их деятельности были малоизвестны. Предполагалось, что названные организации получают значительные суммы от состоятельных писателей и адвокатов, сочувствующих им. Кроме того, представители этих организаций, занимая позиции, например, в высших учебных заведениях, имели возможности использовать государственные средства для оказания помощи своим организациям.  
Согласно данным опроса общественного мнения в высших учебных заведениях ФРГ, проведённого институтом демоскопии, в 1967 г. четвёртая часть всех студентов ФРГ принадлежала к “студенческим организациям”, являвшихся базой для террористических групп, почти столько же находилось в конфессиональных объединениях и кружках “по интересам”. В организациях самоуправления состояло 40% всех учащихся, а студенческие политические объединения в 1967 г. насчитывали 10080 чел., то есть 3,7% молодёжи.12  
         Постепенно конфессиональные и чисто студенческие объединения уходили на второй план. Этот процесс был связан с осознанием ими невозможности проведения реформы высшего образования, опираясь только на студенческих функционеров и в рамках традиционных неполитических организаций. Тон начали задавать левацкие политические группы, готовые поддержать любую инициативу и не требующие членских взносов. Стали появляться так называемые группы Прово (Provo-Gruppen), девизом которых было “надо быть в оппозиции ко всему” (конституции, капиталистической системе, полиции и т.д.).  
         Таким образом, студенческое движение и внепарламентская оппозиция являлись прародителями терроризма в Германии, которые предопределили появление из этой среды РАФ (“Красных бригад” – Rote Armee Fraktion).

Информация о работе Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере