Планирование и организация эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в приобретении навыков постановки эксперимента, определения исследуемых факторов и области планирования эксперимента, составления матриц планирования полного и дробного факторного эксперимента, расчета коэффициентов регрессии. При выполнении курсовой работы необходимо научиться работать с математическими моделями, использовать статистические критерии для оценки однородности, нормальности экспериментальных данных, значимости коэффициентов и адекватности полученной математической модели.
Выполнение курсовой работы будет способствовать закреплению знаний в области применения методов планирования эксперимента для исследования конструкций, систем, технологических процессов и их оптимизации.

Работа содержит 1 файл

задание.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

b2b4=b 24+b 15+b 1346+b 1237;

X3X4= Х1X2X3X51X2X4X6=X1X7

b3b4=b 34+b 1235+b 1246+b 17;

X2X3X4= Х1X3X51X4X6=X1X2X7

b2b3b4=b 234+b 135+b 146+b 127;

X1X2X3X4= X3X5=X4X6=X2X7

b1b2b3b4=b 1234+b 35+b 46+b 27.

Есть  подозрение, что эффекты взаимодействия первого порядка отличаются от нуля. Ставим вторую серию опытов:

1= -Х1Х2Х4X5=-Х1Х2Х3X6=-Х1Х3Х4X7;

X1= -Х2Х4X5=-Х2Х3X6= -X3Х4Х7

b1=b 1-b 245-b 236-b 347;

X2= -Х1Х4Х5=-Х1Х3X6=-Х1Х2X3X4X7

b2=b 2-b 145-b 136-b 12347;

X3= -Х1Х2X3X4X5=-Х1Х2Х6= -Х1Х4X7

b3=b 3-b 12345-b 126-b 147;

X4= -Х1Х2X5=-Х1Х2Х3Х4X6= -Х1Х3Х7

b4=b 4-b 125-b 12346-b 137;

X5=- Х1Х2Х4=-Х1Х2X3X5X6= -Х1Х3Х4Х5X7

b5=b 5-b 124-b 12356-b 13457;

X6= -Х1Х2Х4Х5X6=-Х1Х2Х3=-Х1Х3X4X6X7

b6=b 6-b 12456-b 123-b 13467;

X7= -Х1Х2Х4Х5X7=-Х1Х2Х3X6X7=-Х1Х3X4

  b7=b 7-b 12457-b 12367-b 134;

X1X2= -Х4Х5=-Х3X6=-Х2Х3X4X7

b1b2=b 12-b 45-b 36-b 2347;

X1X3= -Х2Х3X4X5=-Х2X6=-X4X7

b1b3=b 13-b 2345-b 26-b 47;

X1X4= -Х2X5=-Х2X3X4X6=-X3X7

b1b4=b 14-b 25-b 2346-b 37;

X2X3= -Х1X3X4X5=-Х1X6=-X1X2X4X7

b2b3=b 23-b 1345-b 16-b 1247;

X2X4= -Х1X5=-Х1X3X4X6=-X1X2X3X7

b2b4=b 24-b 15-b 1346-b 1237;

X3X4= -Х1X2X3X5=-Х1X2X4X6=-X1X7

b3b4=b 34-b 1235-b 1246-b 17;

X2X3X4= -Х1X3X5=-Х1X4X6=-X1X2X7

b2b3b4=b 234-b 135-b 146-b 127;

X1X2X3X4= -X3X5=-X4X6=-X2X7

b1b2b3b4=b 1234-b 35-b 46-b 27.

Используем  метод перевала, при  этом получаем:

b1=b 1; b2=b 2; b3=b 3; b4=b 4; b5=b 5; b6=b 6; b7=b 7; b1b2=b 12; b1b3=b 13; b1b4=b 14; b2b3=b 23; b2b4=b 24; b3b4=b 34; b2b3b4=b 234; b1b2b3b4=b 1234.

Используя метод перевала, мы добились того, что  проведя 2 серии экспериментов, 1 серия с генеральным соотношением: X5=X1X2Х4; X6=X1X2X3; X7=X1X3X4, 2 серия с генеральным соотношением: X5=-X1X2Х4; X6=-X1X2X3;

X7=-X1X3X4. Таким образом при сложении результатов обеих серий они взаимоуничтожаются.

 

4.3 Задание  3 – Применение ДФЭ

 

По информации, полученной при  проведении полного факторного эксперимента (ПФЭ) в задании 1 выяснилось, что одно из парных взаимодействий и тройное оказались статистически незначимыми. Требуется проведение дробного факторного эксперимента (ДФЭ) с учетом дополнительных факторов: скорости нагрева , ( ) и изотермической выдержки , мин ( ). Условия проведения ДФЭ представлены в таблице 8 и 9.

Таблица 8 – Условия  проведения ДФЭ 

Характеристика плана

=
, мин

=
,

=
,
% в мин

=
,

=
, мин

Нулевой уровень

8

30

0,40

10

80

Интервал варьирования

5

5

0,20

3

15

Верхний уровень

13

35

0,60

13

95

Нижний уровень

3

25

0,20

7

65


Таблица 9- Значения функции отклика при проведении пяти параллельных опытов

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

5.931

5.664

5.631

5.686

5.717

7.925

8.238

8.181

8.126

7.921

6.706

6.964

6.993

6.986

6.701

9.297

9.403

9.309

9.181

9.210

7.700

7.607

7.730

7.637

7.831

10.595

10.295

10.381

10.535

10.346

8.939

9.112

9.118

8.956

8.842

12.082

12.101

12.149

12.182

12.268


       

Порядок выполнения работы:

  1. Составим матрицу планирования для ДФЭ 25-2 на основе полного факторного эксперимента (ПФЭ) 23, проводимого в задании 1, пренебрегая взаимодействием факторов. Рандомизировать опыты. Все результаты будут занесены в таблицу 10.
  2. Проведем эксперимент во всех точках ДФЭ, повторим их пять раз, получим значение функции отклика yi1; yi2; yi3; yi4;yi5. Рассчитаем для каждой i-й точки среднее значение выходной величины yi построчную дисперсию S2yi, используя формулы 9; 10.                                  
  3. Проверим однородность дисперсий по критерию Кохрена, при уровне значимости α=0.05. Критерий Кохрена выбираем потому, что число сравниваемых дисперсий больше двух. Воспользуемся формулой 11.                                                  

Gэкс=0.21

f1=n-1=5-1=4 и f2=N=8, отсюда следует, что Gтабл=0.391

Gтабл>Gэкс , дисперсии однородны.

  1. Определим коэффициенты уравнения регрессии по формуле 12.                 
  2. Проверим гипотезу о статистической значимости (отличной от нуля) коэффициентов регрессии с помощью критерия Стьюдента. Для этого произведем расчет, используя формулы 13; 14; 15.                                   

Sb=0.1175 и S2y=0.0147.

  1. Составим уравнение регрессии в кодированном виде, используя найденные коэффициенты.

Составим  линейную математическую модель, где  x4=x1x2 и x5=x1x2x3:

y=b0+b1x1+b2x2+b3x3+b4x4+b5x5

y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.166x3+0.141x4+0.047x5

Проверим  адекватность данной ММ, дисперсия адекватности определяется по формуле 16:                

  1. Адекватность  линейной ММ проверяем  по F-критерию Фишера, используя формулу 17:                                                             

                                   

Определяем  по таблице, в зависимости от чисел степеней свободы, согласно тому, что f1=n(N-1)=5(8-1)=35

и f2=N(n-1)=8(5-1)=32, получаем =1.6

Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.

8     Составим новую ММ с добавлением всех парных коэффициентов b:

y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.166x3+0.141x4+0.047x5+0.084х2х3+0.0615х1х2.

Проверим  адекватность данной ММ:

Проверим  адекватность данной ММ, дисперсия адекватности определяется по формуле 16:                

Fр>FТ , гипотеза об адекватности отклоняется.

 

Таблица 10 – Сводная таблица  для задания 3

Номер точки факторного пространства

Номер опыта

X0

X1

X2

X3

X1X2

X1X3

X2X3

X1X2X3

Yi1

Yi2

Yi3

Yi4

Yi5

Yi

S2yi

С1

С2

С3

С4

C5

1

7

8

4

4

6

+

-

-

-

+

+

+

-

5.931

5.664

5.631

5.686

5.717

5.726

0.0141

2

5

5

5

6

7

+

+

-

-

-

-

+

+

7.925

8.238

8.181

8.126

7.921

8.078

0.0216

3

4

4

7

5

1

+

-

+

-

-

+

-

+

6.706

6.964

6.993

6.986

6.701

6.870

0.0232

4

1

6

3

7

5

+

+

+

-

+

-

-

-

9.297

9.403

9.309

9.181

9.210

9.280

0.0077

5

3

3

8

1

4

+

-

-

+

+

-

-

+

7.700

7.607

7.730

7.637

7.831

7.701

0.0077

6

2

7

2

2

2

+

+

-

+

-

+

-

-

10.595

10.295

10.381

10.535

10.346

10.430

0.0164

7

8

1

1

8

8

+

-

+

+

-

-

+

-

8.939

9.112

9.118

8.956

8.842

8.993

0.0143

8

6

2

6

6

3

+

+

+

+

+

+

+

+

12.082

12.101

12.149

12.182

12.268

12.156

0.0054

69.232

10.656

5.368

9.328

0.492

1.128

0.672

0.376

Критерий  Кохрена

Gp=0.21

Gкр=0.391    (f1=4; f2=8; α=0.05 )

Вывод: дисперсии однородны

 

Критерий  Стьюдента

α=0.05

f=24

tкр=2.06

bj

8.654

1.332

0.671

1.166

0.0615

0.141

0.084

0.047

 

tj

588.71

90.61

45.65

79.32

4.18

9.59

5.71

3.197

Критерий  Фишера 

α=0.05; f1=35; f2=32

 

Вывод

З н 

З н 

З н 

З н 

З н 

З н

З н

З н 

Fp

Fкр

 

Вывод

Линейная  ММ y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.166x3+0.141x4+0.047x5

31.384

1.6

 

ММ  не адекватна

Не  линейная ММ y=8.654+1.332x1+0.671x2+1.166x3+0.141x4+0.047x5+

+0.084х2х3+0.0615х1х2

5.77

1.6

ММ не адекватна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Использование теории планирования эксперимента является одним из путей существенного повышения эффективности многофакторных экспериментальных исследований. Под планированием эксперимента понимают процедуру выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью. Основные преимущества активного эксперимента связаны с тем, что он позволяет:

1  Минимизировать общее число опытов;

2  Выбирать четкие  логически обоснованные процедуры,  последовательно выполняемые экспериментатором  при проведении исследования;

3  Использовать математический  аппарат, формализующий многие  действия экспериментатора;

4  Одновременно варьировать всеми переменными и оптимально использовать факторное пространство;

5  Организовать эксперимент  таким образом, чтобы выполнялись  многие исходные предпосылки  регрессионного анализа;

6  Получать математические  модели, имеющие лучшие в некотором  смысле свойства по сравнению с моделями, построенными из пассивного эксперимента;

7  Рандомизировать  условия опытов, то есть многочисленные  мешающие факторы превратить  в случайные величины;

8  Оценивать элемент  неопределенности, связанный с экспериментом,  что дает возможность сопоставлять результаты, полученные разными исследователями.

В планировании экспериментов  применяются в основном планы  первого и второго порядков. Планы  более высоких порядков используются в инженерной практике редко. В данном работе было кратко изложена методика составления плана эксперимента для моделей первого порядка.

Итоги работы:

  • Составили матрицу планирования для полного трехфакторного эксперимента с использованием дополнительного нулевого фактора, рандомизировали опыты ;
  • Провели эксперимент, во всех точках факторного пространства повторив 3-4 раза опыты во всех точках факторного пространства ;
  • Провели однородность дисперсий по критерию Кохрена;
  • Нашли коэффициенты уравнения регрессии:
  • С помощью критерия Стьюдента оценили значимость коэффициентов регрессии;
  • Составили уравнение регрессии в кодированном виде и проверить адекватность полученной математической модели с помощью критерия Фишера. В первую очередь необходимо проверить адекватность полученной линейной математической модели, в случае ее неадекватности необходимо последовательно добавлять в модель нелинейные взаимодействия с наибольшими коэффициентами регрессии до достижения адекватности математической модели:
  • Следовательно, перешли к исходным физическим переменным и записали уравнение.  

Информация о работе Планирование и организация эксперимента