Планирование и организация эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в приобретении навыков постановки эксперимента, определения исследуемых факторов и области планирования эксперимента, составления матриц планирования полного и дробного факторного эксперимента, расчета коэффициентов регрессии. При выполнении курсовой работы необходимо научиться работать с математическими моделями, использовать статистические критерии для оценки однородности, нормальности экспериментальных данных, значимости коэффициентов и адекватности полученной математической модели.
Выполнение курсовой работы будет способствовать закреплению знаний в области применения методов планирования эксперимента для исследования конструкций, систем, технологических процессов и их оптимизации.

Работа содержит 1 файл

задание.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

(– 1) + (+1) + (- 1) + (+ 1) = 0.

Аналогичный результат  получается для всех других столбцов.

Второе свойство–  также выполняется для обеих  матриц.

С третьим свойством, однако, дело обстоит иначе. Если для матрицы а) формула ортогональности выполняется, то в случае б) это не так. Действительно (–1) (+ 1) + (+ 1) (– 1) + (– 1) (+ 1) + (+1)(–1) = –4≠0.

2.5 Полный факторный эксперимент и математическая модель

Рассмотрим матрицу 23. Для движения к точке оптимума нам нужна линейная модель у = b0 + b1x1+ b2х2. Наша цель – найти по результатам эксперимента значения неизвестных коэффициентов модели. Эксперимент проводится для проверки гипотезы о том, что линейная модель адекватна. Греческие буквы использованы для обозначения «истинных» генеральных значений соответствующих неизвестных. Эксперимент, содержащий конечное число опытов, позволяет только получить выборочные оценки для коэффициентов уравнения

у = b0 + b1x1 + … + bkхk (7)

где k-номер фактора, число факторов.

Коэффициент вычисляется по формуле:

,     (8)

где j=0,1,2…k

Для подсчета коэффициента b1 используется вектор-столбец х1 а для b2 – столбец х2. Если наше уравнение у = b0 + b1x1+ b2х2 справедливо, то оно верно и для средних арифметических значений переменных: = b0 + b1 1+ b2 2. Но в силу свойства симметрии 1 = 2 = 0. Следовательно, = b0.

Коэффициенты при независимых  переменных указывают на силу влияния  факторов. Чем больше численная величина коэффициента, тем большее влияние  оказывает фактор. Если коэффициент  имеет знак плюс, то с увеличением  значения фактора параметр оптимизации увеличивается, а если минус, то уменьшается. Величина коэффициента соответствует вкладу данного фактора в величину параметра оптимизации при переходе фактора с нулевого уровня на верхний или нижний.

Бывает, что эффект одного фактора зависит от уровня, на котором находится другой фактор. В этом случае говорят, что имеет место взаимодействие двух факторов х1 и х2.[2]

 

 

 

 

 

 

 

3 Дробный факторный  эксперимент

 

3.1 Минимизация числа опытов.  Дробная реплика

 

При большом числе  факторов проведение полного факторного эксперимента связано с большим числом опытов. Если при получении модели можно ограничиться лишь линейным приближением, то число опытов можно резко сократить в результате использования дробного факторного эксперимента.

В ПФЭ 22 при линейном приближении коэффициент регрессии b12 можно принять равным нулю, а столбец х1х2 матрицы использовать для третьего фактора х3: y=b0+b1x1+b2x2+b12x1x2.

Таблица 1 – Матрица  планирования 22

Номер опыта

х0

х1

х2

х1х2

у

1

++1

–+1

–+1

++1

у1

2

++1

+-1

–+1

–-1

у2

3

++1

–+1

+-1

–-1

у3

4

++1

+-1

+-1

++1

у4


 

При замене х1х2 на х3 получим следующее уравнение:

y=b0+b1x1+b2x2+b3х3

Для определения коэффициентов  последнего уравнения достаточно провести четыре опыта вместо восьми в ПФЭ типа 23

Полуреплика – план эксперимента предусматривающий реализацию половины опытов ПФЭ.[3]

При увеличении числа опытов к>3, возможно применение реплик большой дробности.

Дробная реплика – план эксперимента, являющийся частью плана ПФЭ.

Дробные реплики обозначают выражением 2к-р, где р – число линейных эффектов приравненных к эффектам взаимодействия.

При р=1 получают полуреплику, при р=2 получают 1/4 реплику, при р=3 – 1/8 реплику  и так далее по степеням двойки.

Таблица 2 – Матрица ПФЭ типа 23

Номер опыта

Х0

Х1

Х2

Х3

Х1Х2

Х2Х3

Х1Х3

Х1Х2Х3

у

1

+1

-1

-1

+1

+1

-1

-1

+1

У1

2

+1

+1

-1

+1

-1

-1

+1

-1

У2

3

+1

-1

+1

+1

-1

+1

-1

-1

У3

4

+1

+1

-1

+1

+1

+1

+1

+1

У4

5

+1

-1

-1

-1

+1

+1

+1

-1

У5

6

+1

+1

-1

-1

-1

+1

-1

+1

У6

7

+1

-1

+1

-1

-1

-1

+1

+1

У7

8

+1

+1

+1

-1

+1

-1

-1

-1

У8


 

Если в ПФЭ 23 один из эффектов взаимодействия заменить (х1х2; х2х3; х1х3) четвертым фактором х4, то получим полуреплику 24-1 от ПФЭ 24.

Если два эффекта  взаимодействия заменить факторами  х4 и х5, то получим 1/4 реплику 25-2 от ПФЭ 25.

Если три эффекта  взаимодействия заменить факторами х4; х5; х6, то получим 1/8 реплику 26-3 от ПФЭ 26.

Если четыре эффекта  взаимодействия заменить факторами  х4; х5; х6; х7, то получим 1/16 реплику 27-4 от ПФЭ 27.

В связи с тем, что  в дробных репликах часть взаимодействий заменена новыми  факторами, найденные коэффициенты уравнения регрессии будут являться совместными оценками линейных эффектов и эффектов взаимодействия. При рассмотрении таблицы 1 видно, что х1х3 совпадает с х2, х2х3 с х1, отсюда следует, что коэффициенты b1; b2; b3 будут оценками совместных эффектов:

 b1→β123; b2→β213; b3→β312.

Влияние фактора х1 характеризуется величиной β1, а влияние взаимодействия величиной β23.

Смешанными называют оценки в которых невозможно разделить линейный эффект и эффект взаимодействия.

Число не смешанных линейных эффектов в дробной реплике называют её разрешающей способностью. Прямая оценка разрешающей способности дробных реплик затруднена, поэтому обычно дробные реплики задают с помощью генерирующих соотношений.

Генерирующим называют соотношение, которое показывает, какое из взаимодействий принято незначимым и заменено новым фактором.[3]

 

3.2 Генерирующие соотношения и определяющие контрасты

 

При построении полуреплики 23 существует всего две возможности: приравнять х3 к +х1х2 или к – х1х2. Поэтому есть только две полуреплики 23–1.

Таблица 3 – Матрица планирования 23-1

Номер опыта

I: x3=x1x2

II: x3=–x1x2

x1

x2

x3

x1x2x3

x1

x2

x3

–x1x2x3

1

–1

–1

+1

+1

–1

–1

+1

–1

2

+1

–1

–1

+1

+1

–1

–1

–1

3

–1

+1

–1

+1

–1

+1

–1

–1

4

+1

+1

+1

+1

+1

+1

+1

–1


 

Для произведения трех столбцов матрицы I выполняется соотношение: +l=x1x2x3, а матрицы II: –1= x1x2x3. Вы видите, что все знаки столбцов произведений одинаковы и в первом случае равны плюс единице, а во втором – минус единице.

Символическое обозначение произведения столбцов, равного +1 или –1, называется определяющим контрастом. Контраст помогает определять смешанные эффекты. Чтобы определить, какой эффект смешан с данным, нужно помножить обе части определяющего контраста на столбец, соответствующий данному эффекту. Так, для первой полуреплики определяющий контраст 1=x1x2x3, помогает вычислить генерирующие соотношения: x1=x12x2x3, так как xj2=1, получим x1=x2x3, аналогично x2= x1x22x3=x1x3 и x3= x1x2x32=x1x2.

Для второй полуреплики с помощью определяющего контраста –1=x1x2x3 будем иметь другие генерирующие соотношения: x1=–x12x2x3=–x2x3; x2=–x1x22x3=–x1x3; x3=–x1x2x32=–x1x2.

Соотношение, показывающее, с каким  из эффектов смешан данный эффект, называется генерирующим соотношением.

Полуреплики, в которых основные эффекты смешаны с двухфакторными взаимодействиями, носят название планов с разрешающей способностью III (по наибольшему числу факторов в определяющем контрасте). Такие планы принято обозначать: .

Реплики, имеющие максимальную разрешающую способность, называют главными. [3]

 

3.3 Выбор 1/4-реплик

 

При исследовании влияния  пяти факторов можно поставить не 16 опытов, как в предыдущем примере, а только 8, т.е. воспользоваться репликой 25–2. Здесь возможны двенадцать решений, если x4 приравнять парному взаимодействию, а х5 – тройному:

    1. x4= x1x2; x5= x1x2x3;
    2. x4= x1x2; x5= –x1x2x3;
    3. x4= –x1x2; x5= x1x2x3;
    4. x4= –x1x2; x5= –x1x2x3;
    5. x4= x1x3; x5= x1x2x3;
    6. x4= x1x3; x5= –x1x2x3;
    7. x4= –x1x3; x5= x1x2x3;
    8. x4= –x1x3; x5= –x1x2x3;
    9. x4= x2x3; x5= x1x2x3;
    10. x4= x2x3; x5= –x1x2x3;
    11. x4= –x2x3; x5= x1x2x3;
    12. –x4= x2x3; x5= –x1x2x3.

Допустим, выбран пятый  вариант: x4= x1x3 и x5= x1x2x3. Тогда определяющими контрастами являются: l=x1x3x4 и 1=x1x2x3x5.

Если перемножить эти определяющие контрасты, то получится третье соотношение, задающее элементы столбца 1=x2x4x5. Чтобы полностью охарактеризовать разрешающую способность реплики, необходимо записать обобщающий определяющий контраст 1 = x1x3x4=x2x4x5=x1x2x3x5

Система смешивания определяется умножением обобщающего определяющего контраста последовательно на х1, х2, х3 и т. д.

x1= x3x4= x1x2x4x5= x2x3x5;

x2 = x1x2x3x4= x4x5= x1x3x5;

x3= x1x4= x2x3x4x5= x1x2x5;

x4= x1x3= x2x5= x1x2x3x4x5;

x5= x1x3x4x5= x2x4= x1x2x3;

x1x2= x2x3x4= x1x4x5= x3x5;

x1x5= x3x4x5= x1x2x4= x2x3.

Получается довольно сложная система смешивания линейных эффектов с эффектами взаимодействия первого, второго, третьего и четвертого порядков. Если, например, коэффициенты b12 и b15 отличны от нуля, то возникают сомнения, можно ли пренебрегать другими парными взаимодействиями, с которыми смешаны линейные эффекты. Тогда следует поставить вторую серию опытов, выбрав нужным образом другую 1/4-реплику.

При этом можно воспользоваться  методом «перевала». Смысл этого  метода заключается в том, что вторая четверть-реплика получается из первой путем изменения всех знаков матрицы на обратные. Тогда в обобщающем определяющем контрасте тройные произведения имеют знак, противоположный их знаку в первой четверть-реплике. Тройные произведения определяют парные взаимодействия в совместных оценках для линейных эффектов. Усредняя результаты обеих четверть-реплик, можно получить линейные эффекты, не смешанные с парными взаимодействиями. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Практическая  часть

 

4.1 Задание 1 – Применение ПФЭ

 

Сопротивление деформации алюминиевого сплава 1915 в наибольшей степени зависит от:

      1. времени протекании процесса , мин ( );
      2. температуры , ( );
      3. скорости деформации ,% в мин ( ).

Информация о работе Планирование и организация эксперимента