Юридическая деонтология

Автор: g*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:05, реферат

Описание работы

Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.

Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:

знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;

понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;

уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;

Содержание

Аннотация 4
2. Методические рекомендации по изучению

дисциплины 5
3. Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» 14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» 16
5. Задания для самостоятельной работы студентов 25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» 29
7. Тематика рефератов 31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе

кредитно-модульной системы организации

учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» 33
9. Список рекомендуемой литературы. Список нормативных актов 36
10. Список дополнительной литературы 44
11. Список ресурсов «ИНТЕРНЕТ» 46

Работа содержит 1 файл

Юридическая деонтология.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Изучаемая дисциплина дает основополагающие стратегические ориентиры в области юридического образования, показывает истоки и этапы  отечественного юридического образования, знакомит студента с мировыми (европейскими) традициями обучения юриспруденции. Кроме того, она дает возможность лучше разобраться в структуре и содержании учебного плана по специальности «Правоведение», позволяет увидеть, с какой целью и в какой последовательности будущий юрист будет знакомиться с теми или иными общеобразовательными, гуманитарными и специальными дисциплинами. Важно иметь в виду, что знания – это не нечто статичное, раз и навсегда данное и зафиксированное положительной оценкой в приложении к диплому. Скорее нужно понимать знания как особую направленность, открытость интеллекта поиску, вниманию, восприятию нового, профессионально и человечески значимого. Знания (информация, сопряженная с пониманием, опытом, оценкой) становятся в информационную эпоху наиболее значимым и наиболее ценным ресурсом. Юрист-профессионал умеет отличать необходимое и истинное знание от второстепенной и малозначимой информации. 

    1. Какие ценности и идеалы должен  уметь  защищать юрист?

     Курс  юридической деонтологии ориентирует  студента на то, что юрист обязан руководствоваться в своей деятельности определенными убеждениями и установками, в числе которых общечеловеческие идеалы, национальные святыни, определенные корпоративные (признаваемые важными в среде юристов) ценности. Причем эти ценности - это не только какие-то абстрактные категории, но, прежде всего, определенные нормы, идеи и процедуры, реализуемые именно в повседневной деятельности правоведа - независимо от того, где именно и кем он работает. Сама работа юриста имеет гуманистическую направленность – служить людям, оберегать их жизнь, свободу, честь, достоинство, собственность и т.д. Это, в свою очередь, предопределяет исключительную социальную ценность (миссию) профессии юриста – утверждать и защищать право. Поэтому приоритетными для юриста являются те идеалы и ценности, которые общество в данный момент считает наиболее важными и необходимыми для обеспечения прав и свободы человека. 

    1. Что должен уметь юрист?

       Юридическая деонтология призвана  создать в представлении студента  оптимальный образ юриста, владеющего  многообразными приемами эффективного общения (коммуникативная компетентность) и всесторонними профессиональными знаниями и навыками (собственно профессиональная компетентность юриста). Это должно подготовить студента к целенаправленной работе по «оснащению» необходимыми навыками, без которых немыслима практическая работа. Ведь именно деятельность на практическом поприще - главное предназначение юриста. Если практика — это критерий истины, то для юриста практика – единственная форма и способ установления истины, отстаивания и защиты ее. Истина, с которой имеет дело юрист, не менее значима и важна, чем истина науки – это истина права, служащая гармонии и общественному порядку, утверждающая веру в торжество справедливости, несокрушимость и твердость Закона. Студент должен подготовить себя к сложной и напряженной работе, сталкивающей почти ежедневно с человеческими проблемами и страданиями, болью и трагедиями, — и очень часто от профессиональной компетентности и щепетильности юриста напрямую зависит человеческая судьба. Поэтому юрист должен не просто уметь работать со знанием дела, но и уметь брать на себя полноту ответственности, быть готовым к тому, что именно его, юриста, слово будет последним и решающим в утверждении истины, отстаивании справедливости.

     Юридическая деонтология нацелена не только на то, чтобы научить студентов формировать и воспитывать в себе необходимые профессиональные качества, но и совершенствовать их с учетом меняющихся социальных условий, новых веяний на рынке труда (юридических услуг), новых запросов общества и пр.

     Изучению  курса юридической деонтологии  призваны помочь предлагаемые методические рекомендации, программа, содержащая перечень основных тем и их соответствующую  конкретизацию, задания для самостоятельной  работы студентов, контрольные вопросы для подготовки к зачету, а также примерный перечень источников, освещающих те или иные темы (в том числе и ресурсы Internet).

     Прилагаемый к программе перечень основных источников является лишь примерным, рекомендуемым  и студенты могут самостоятельно или по согласованию с преподавателем изучать иную, избранную ими по тематике курса, литературу.

     Изучая  юридическую деонтологию, студенты вправе обращаться за индивидуальными  консультациями к преподавателям, ведущим  курс, особенно при самостоятельном  выполнении отдельных заданий и т.д.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ»

Наименование  темы 
 
Количество  часов
дневная форма обучения заочная и ускоренная формы  обучения
лекции ИНД.

занятия

СРС лекции
МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ
1. Понятие и предмет юридической деонтологии 2 - 2 0,5
2. Система юридического образования. Организация и осуществление учебного процесса по специальности «Правоведение» на экономико-правовом факультете ДонНУ 3 - 4 1
3.Юридическая наука и научные учреждения в Украине. 1 1/1 2 0,5
Итоговая  контрольная работа по модулю 1 1 - - 0,5
 
 
МОДУЛЬ 2. ДЕЛОВЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ  ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. Значение этики делового общения в профессии юриста 2 - 2 1
5. Личность   юриста   и его   профессиональная культура. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста 2   2 0,5
6. Деонтологическая характеристика      основных видов юридической профессии 5 1/1 6 1
Итоговая     контрольная работа по модулю 2 2     1
ВСЕГО 18 2/2 18 6
 

4.РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  «ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ

Тема 1. Понятие и предмет юридической деонтологии

    Деонтология – комплекс знаний о проблемах  долга и должного в поведении  человека. Юридическая деонтология как учение о правовых, профессиональных и нравственных началах осуществления юридической деятельности. Предмет юридической деонтологии как учебной дисциплины. Значение юридической деонтологии в овладении юридической профессией. Юридическая деонтология как комплекс знаний о юридической профессии. Юридическая наука и юридическая практика. Система и структура учебного курса юридической деонтологии. Общая характеристика юридической профессии, история её возникновения и становления профессионального образования.

       Общая характеристика юридической  деятельности. Юридическая практика: понятие, структура, содержание. Понятие и содержание профессиональной деятельности юриста. Основные принципы  профессиональной юридической деятельности (независимость, гласность, конфиденциальность и т.д. ).  Цели и задачи профессиональной юридической деятельности. 

     Тема 2. Система юридического образования. Организация и осуществление учебного процесса по специальности «Правоведение» на экономико-правовом факультете ДонНУ

     Правовое  обеспечение юридического образования  в Украине. Основные принципы образования  в Украине. Система и структура юридического образования. Основные тенденции современного развития высшего юридического образования в Украине. Государственные стандарты юридического образования. Квалификационные характеристики и профессиональные программы подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Правоведение». Юридические специализации.

     Высшие  юридические учебные заведения: понятие, виды, структура, финансирование деятельности, управление, студенческое самоуправление, права и обязанности. Уровни аккредитации ВУЗов.

     Донецкий  национальный университет: история  и современность. Организационная  структура, научно-исследовательская  деятельность и международные связи. История создания ЭПФ. Организация  учебного процесса по специальности  «Правоведение». Понятие и значение учебного плана. Структура учебного плана и ее обоснование на основе нормативных, факультативных, по выбору студентов дисциплин, а также по годам (курсам) обучения.

     Режим работы факультета. Учебный процесс: понятие и основные элементы. Формы  обучения. Основные виды учебных занятий. Кредитно-модульная система. Аудиторная и внеаудиторная учебная работа студентов. Понятие и значение индивидуальной и самостоятельной работы студентов. Практическая подготовка студентов. Центр     практического     обучения.  Нормативное регулирование учебного процесса. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

     Участники учебного процесса. Права и обязанности  преподавателей. Студент как активный участник учебного процесса. Права  и обязанности студентов. Правила  студенческого поведения. Нравственный облик и кодекс чести студента — юриста. Академическая студенческая группа: понятие, значение, порядок организации, права и обязанности.

     Научно-исследовательская  работа студентов. Организация и  проведение научных конференций. 

          Тема 3. Юридическая наука и научные учреждения в Украине.  

      Понятие правоведческой науки и ее значение для образования. Юридическая наука  в системе наук об обществе, ее особенности, основные черты.

      Возникновение и развитие юридической науки. Значение политической мысли и гуманистических ценностей древности и средневековья в формировании юридической науки. Современное состояние юридической науки и ее социальная роль в развитии общества.

      Общая характеристика системы юридических наук. Научные исследования в области юриспруденции, их цели и задачи. Научная деятельность в ВУЗах, ее основы и результаты. Подготовка научных кадров: магистратура, аспирантура, докторантура, соискательство. Система научных степеней и ученых званий. Контроль научного уровня, высшая аттестационная комиссия. Научные и преподавательские кадры. Научные учреждения. Международные юридические организации.

      Юридическая терминология. Особенности правового  языка. Юридическая ораторика. Юридические  понятия и категории, юридическая  литература.

      Юридическое образование: его уровни и виды. Учебные  заведения. Юридическая подготовка, формы и методы учебы.

      Студент и студенческая жизнь. Формирование специалиста-юриста.

   

МОДУЛЬ 2. ДЕЛОВЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И

ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  РАЗЛИЧНЫХ

ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      Тема 4. Значение этики  делового общения  в профессии юриста

      Правила делового этикета (культура речи, манера поведения, мимика и пантомимика, их значение для коммуникации, культура телефонных разговоров, этикет в отношениях руководителя и подчиненного, правила поведения в неофициальной обстановке) и их значение для повышения культуры профессионального поведения.

     Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. Грамотное  составление и оформление юридических документов. Надлежащее использование юридической терминологии.

     Этические (справедливость, милосердие, честность, порядочность, гуманность и т.д.) и  эстетические требования к юридической  профессии (внешний вид юриста, требования к дизайну в юридических учреждениях и рабочего места, оформление правовых документов, ведение официальной переписки). Их значение для профессиональной юридической деятельности.

      Правовое  обеспечение этических и эстетических начал в деятельности юристов. 

      Тема 5. Личность юриста и его профессиональная культура Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста

     Психологические свойства (качества), которыми должен обладать юрист. Моральные принципы юриста и  его профессиональная культура. Понятие  «профессиональной деформации личности».

     Профессиональные  и деловые качества: соотношение  и взаимосвязь.

     Профессиональное  владение юридическими знаниями, всестороннее понимание правовых норм, их правильное применение в юридической практике.

     Личность  юриста в обществе. Сообщества юристов. Значение коммуникативных связей для формирования сообщества юристов. Нравственные ценности общества и социальное назначение юридической профессии.

     Классификация конфликтов по характеру их развития и последствий. Стиль общения  в конфликте и его влияние на психодинамику конфликта. Эмоциональная напряженность в конфликте и ее причины, уступка, компромисс. Фрустрация, ее причины, пути выхода. Акцентуации характеров личности. 

     Тема 6. Деонтологическая характеристика основных видов юридической  профессии

Информация о работе Юридическая деонтология