Юридическая деонтология

Автор: g*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:05, реферат

Описание работы

Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.

Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:

знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;

понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;

уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;

Содержание

Аннотация 4
2. Методические рекомендации по изучению

дисциплины 5
3. Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» 14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» 16
5. Задания для самостоятельной работы студентов 25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» 29
7. Тематика рефератов 31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе

кредитно-модульной системы организации

учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» 33
9. Список рекомендуемой литературы. Список нормативных актов 36
10. Список дополнительной литературы 44
11. Список ресурсов «ИНТЕРНЕТ» 46

Работа содержит 1 файл

Юридическая деонтология.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Аннотация  4
2. Методические    рекомендации    по    изучению         

  дисциплины

5
3. Тематический  план дисциплины «Юридическая деонтология»        14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология»         16
5. Задания для самостоятельной работы студентов          25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология»      29
7. Тематика  рефератов                                                      31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе   

кредитно-модульной     системы     организации 

учебного  процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология»      

33
9. Список  рекомендуемой литературы. Список нормативных актов                                                    36
10. Список  дополнительной литературы 44
11. Список  ресурсов «ИНТЕРНЕТ»                                            46

                           

 

1. АННОТАЦИЯ 

     Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.

     Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:

     знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;

     понимать  содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;

     уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;

     сформировать основы практических навыков грамотного оформления юридических документов, правильного использования приемов юридической речи, аргументации доводов и представления доказательств в устных выступлениях.

     Предмет: деловые, профессиональные и этические начала юридической деятельности. 

      Содержание  курса раскрывается в темах, сгруппированных  в два учебных  модуля.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

     Юридическая деонтология - комплексная учебная дисциплина, изучение которой предполагает приобретение студентами общих, основных знаний и навыков, необходимых для овладения профессией юриста.

     Названный курс вводит студентов в юридическую  специальность, знакомя с характерными, отличительными признаками избранной профессии, содержанием, структурой и основными этапами правового образования.

     Юридическая деонтология - своеобразная стартовая  позиция, освоив которую студенты получают возможность целенаправленно двигаться  дальше: к познанию глубин правовой теории и практики. В этом смысле названная учебная дисциплина представляет собой первый уровень приобретения профессиональных юридических знаний и относится к категории вводных учебных дисциплин. Она нацелена на формирование  у студентов профессиональных принципов и нравственных ориентиров, необходимых для последующей учебной, а также научно-практической деятельности.

     Юридическая деонтология включает значительный комплекс научно-теоретических и  практических положений по организации  и осуществлению учебного процесса студентов-юристов, знакомит с основными правилами ораторского искусства, дает представление о навыках самостоятельной работы по освоению юридической профессии. Данная учебная дисциплина позволяет сформировать общее представление о значении профессии юриста в общественной жизни, о системе юридической науки и уровнях профессионального  образования.  Она знакомит с основными чертами и характерными особенностями юридических профессий и видами юридической практики (правовой работы).

     При этом юридическая деонтология не заменяет другие правовые дисциплины, представляя собой по отношению к ним, как отмечалось выше, вводный, пропедевтический (предварительный) курс, изучение которого закладывает у студентов основы знаний, необходимых для изучения специальных юридических дисциплин.

     Содержанием юридической деонтологии охватывается изучение деловых, профессиональных и  нравственных норм, правил осуществления  юридической деятельности, что предопределяет особо значимое место в структуре  курса правовой культуры, правопонимания, правосознания, деловой этики и этикета представителей юридических профессий.

     Особое  значение для профессионального  овладения юридической специальностью имеет общая культура речи, правильное использование правовых терминов и понятий, следование правилам риторики, умение формулировать аргументы, быть убедительным в дискуссии. Поэтому курс юридической деонтологии включает основы толкования понятийного юридического аппарата, изучение общих принципов риторики, исходных начал ораторского искусства, формирование навыков грамотной устной и письменной речи.

     Трудно  переоценить роль юриста в общественной жизни, решении конфликтных ситуаций. В определенном смысле он является «врачевателем душ». И, конечно, социуму и конкретным людям далеко не безразличны способы и приемы такого «врачевания». Поэтому высочайшая правовая культура и нравственные принципы, составляя «основу основ» юридической профессии, входят в содержание предмета юридической деонтологии.

     Изучение  юридической деонтологии дает студентам  знания об основных характерных чертах юридической профессии, о системе юридического образования и возможностях самообразования и повышения квалификации по окончании учебы в вузе, о юридической терминологии и культуре оформления правовых документов. Она учит ориентироваться в юридическом материале, научных публикациях,  составлять простейшие юридические документы, дает общее представление о правовой статистике и юридической практике. Понимание ценности человеческой личности и ее прав находится в центре внимания при изучении данной дисциплины, что способствует  формированию профессионального юридического мышления.

     Сложные и противоречивые процессы становления  правовой государственности в современной  Украине делают актуальными задачи утверждения незыблемых правовых основ общественной жизни, движения к цивилизованным устоям гражданского общества, всеобщему правовому просвещению, развитию правосознания. Все эти задачи могут быть успешно решены только при условии  эффективного функционирования современной системы высшего юридического образования, нацеленной на подготовку компетентных специалистов. Требования, предъявляемые к профессии юриста, постоянно возрастают, поэтому юридическое образование должно строиться с учетом соответствующих исторических реалий, вызова времени и «социального заказа» - комплекса сложившихся представлений о возможных и необходимых профессиональных качествах юристов. В системе современного высшего юридического образования важное место занимают дисциплины, формирующие системное представление о сущности и специфике будущей профессиональной деятельности. Одна из таких дисциплин, которая носит вводный и междисциплинарный характер, - «Юридическая деонтология».

     Дисциплина  «Юридическая деонтология» ставит целью  сформировать у студентов отчетливое представление о будущей профессии,  а также о тех основных требованиях, которые предъявляет общество и коллеги (корпорация юристов) к тем, кто посвящает служению праву всю жизнь. Темы первого модуля посвящены юридическому образованию, юриспруденции как науке. Темы второго модуля, по сути, представляют собой введение в юридическую профессию, именно здесь рассматривается собственно деонтологическая  проблематика.

     Курс  ориентирован на то, чтобы у студента-первокурсника уже с первых дней пребывания на факультете сложилось четкое и целостное представление о том, чем является его будущее профессиональное поприще, в чем заключается миссия юриста, его социальное служение, что следует считать личностными предпосылками (не только желательными, но и прямо необходимыми) профессионального становления специалиста-правоведа. Студент должен знать, что является необходимыми составляющими (элементами) профессионального мастерства юриста, как формировались  основные правила профессиональной этики и где они получили закрепление. При этом он  должен познакомиться как с европейскими и мировыми традициями становления юридических корпораций, так и с зарождающимися нормами профессионального поведения юристов в современной Украине. Особое внимание следует уделить изучению традиций, которые сформировались в Донецком национальном университете и, в частности, на экономико-правовом факультете, преподаватели и выпускники которого внесли особый вклад в развитие отечественного права и, прежде всего, хозяйственно-правовой науки. Одной из важных задач курса является выяснение личностных ожиданий и установок студентов-первокурсников, соотнесение этих ожиданий с системой образования на факультете, современными стандартами и тенденциями развития высшего образования в мире, в Украине, в Донецком регионе.

       Главная задача курса - способствовать формированию устойчивой мотивации личностного и профессионального становления, ориентировать студентов на новейшие, самые современные стандарты и требования, которые ставит общество перед правоведами высшей квалификации.

     Ключевым понятием для профессионального становления (а, следовательно, и для изучения курса юридической деонтологии) является понятие компетентности — профессиональной состоятельности, что предполагает  способность творчески и со знанием дела выполнять порученные обязанности, гибко реагировать на изменения ситуации и уметь применять свои знания и опыт для решения нестандартных задач, проблем, ситуаций.

     Компетентность - интегративная, синтетическая категория, охватывающая широкий комплекс качеств, знаний, навыков и опыта – всего того, что делает специалиста по-настоящему способным к осуществлению профессиональной деятельности, существованию в контексте меняющихся условий и обстоятельств, в потоке перемен - причем не в качестве пассивного наблюдателя, а деятельного участника, инициатора инноваций. Компетентность является объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде. В связи с этим, необходимо поставить и обозначить основные подходы к следующим принципиально важным вопросам.

  1. Каким должен быть юрист как личность, как человек?  Юридическая деонтология, пытаясь ответить на этот вопрос, акцентирует внимание на необходимости развития таких личностных качеств как ответственность, честность, принципиальность, педантичность, отзывчивость и др.) Личностные свойства юриста - это необходимая и неотъемлемая часть его профессионального «Я», то, без чего он не может состояться как подлинный специалист. Для юриста большое значение имеет волевое начало - он должен быть именно сильной личностью, превозмогающей неблагоприятные обстоятельства и негативные воздействия извне. Многим юристам, работающим в системе правоохранительных органов, приходится учить себя спокойно воспринимать и переносить человеческую боль, эмоциональные срывы и потрясения,  вид смерти  и увечий,  при   этом   не терять необходимой эмоциональной чуткости, отзывчивости, человечности, не подвергаться так называемой «профессиональной деформации». В целом же, личностное становление в ходе получения юридического образования заключается в том, что студент формирует свое собственное «Я» - концепцию (то есть представление о направлении и путях развития собственной личности - качеств характера, темперамента, способностей и пр.), последовательно соотнося ее с требованиями, которые предъявляет к человеку профессия юриста.
    1. Что должен знать юрист?

           Пытаясь ответить на этот вопрос, курс юридической деонтологии  рассматривает истоки и этапы  становления юридического образования, основные компоненты учебного плана по специальности и пр. Успешная профессиональная деятельность правоведа не может осуществляться без надлежащего усвоения значительного массива знаний, касающихся сути и формы разнообразных правовых норм, отношений, процессов. Эти знания приобретаются как в процессе обучения студента на факультете, так и затем в процессе самостоятельной деятельности на профессиональном поприще. «Знания» - категория динамичная, подвижная и изменчивая, в них нет (или почти нет) таких фундаментальных первоначал, которые можно было бы считать неизменными, незыблемыми, раз и навсегда данными. Эта изменчивость лежит в основе самого феномена информации, которой присущи свойства самоорганизации, саморазвертывания, определенной тенденции к расширению (экспансии). Обретение знаний - процесс непрерывный. Способ существования знаний - критика, постоянный поиск, обновление, сомнение. Очень многое в знаниях юриста носит именно неустойчивый (относительно устойчивый) характер. В частности, это касается нормативной базы, регулирующей ту или иную сферу социальных отношений.

Информация о работе Юридическая деонтология