Формирование и хранение дел в делопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение процесса формирования и хранения дел в делопроизводстве.
Задачи курсовой работы - рассмотрение вопросов:
систематизации и учета документов в организации
формирования и оформление дел
организация хранения документов в делопроизводстве

Содержание

Введение
1. Нормативные документы
2. Систематизация и учет документов в организации (номенклатура дел)
2.1 Индекс дела
2.2 Заголовок дела
2.3 Количество единиц хранения
2.4 Сроки хранения дел
2.5 Примечание
3. Формирование и оформление дел
4. Организация оперативного хранения документов
5. Формирование и хранение дел с конфиденциальными документами
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Делопроизводство 1.docx

— 40.41 Кб (Скачать)

Например: 05-01,где 05 - название функции (учебная  работа), 

01 - заголовок  дела (пятилетний учебный план). 

 

2.2 Заголовок  дела 

Составление заголовков дел - самый сложный участок  работы при составлении номенклатуры дел. 

Заголовки дел заносятся в номенклатуры дел во 2-ую графу. 

"Заголовок  дела: Краткое обозначение сведений  о составе и содержании документов  в деле"[6] 

Заголовок дела должен в обобщенной форме кратко, четко и однозначно отражать основное содержание документов комплекса, так  как именно по заголовку дела производится поиск документов. Заголовок содержит указание на род заводимого дела (дело, документы, переписка) или название вида документа (приказы, акты и др.), уточняющие данные о содержании документов, корреспондентах, датах, а также указание подлинности, копийности и т.д. В заголовках дел не употребляются формулировки типа "Разные материалы", "Общая переписка" и т.п. [7] 

Заголовки дел, содержащих плановые или отчетные документы, должны включать указание на вид и характер документов, их периодичность, например: "Годовой отчет о  научно-исследовательской деятельности института", "Месячные отчеты об отгрузке товаров". 

В заголовке  дела, содержащего статистические формы, указываются названия форм, их номер  или условное обозначение (шифр): "Годовой  отчет по отдельным показателям  финансовой деятельности предприятия (организации) (ф.10-ф)". [8] 

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел. 

Состав  элементов заголовка дела, располагаемых  в принятой последовательности, определяется характером документов дела. 

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью  делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках  указываются основные разновидности  документов, которые должны быть в  деле. 

Например: "Документы о проведении научных  конференций и симпозиумов (планы, списки, доклады)". 

Термин "документы" применяется также  в заголовках дел, содержащих документы - приложения к какому-либо документу. 

Например: "Документы к протоколам заседания  коллегии министерства". 

Заголовки дел по вопросам, не разрешенным  в течение одного года, являются "переходящими" и вносятся в  номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом. 

Если  дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем  при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела[9]. 

Порядок расположения заголовков внутри разделов и подразделов номенклатуры дел  определяется степенью важности документов, а также их взаимосвязью. 

Заголовки дел следует располагать в  следующей последовательности: 

Заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. Сначала идут заголовки  дел, содержащие распорядительные документы  вышестоящих органов, а затем  распорядительные документы руководства  организации. 

Заголовки дел плановой документации. 

Заголовки дел отчетной документации. 

Заголовки дел, заведенных по корреспондентскому или географическому признакам, вносят в номенклатуру дел по алфавиту корреспондентов или географических названий. [10] 

Нельзя  формулировать заголовки дел  так, чтобы в одном деле объединялись документы различной ценности, с  различными сроками хранения. 

2.3 Количество  единиц хранения 

В 3-ей графе  номенклатуры дел указывается количество единиц хранения, т.е. томов или частей дела. В одно дело нельзя поместить  более 250 лисов, а толщина дела не должна превышать 4 см. Если число листов больше, дело делят на тома или части. Так как количество листов, помещенных в дело, становится известным только в конце года, третья графа заполняется  по окончании текущего года. 

 

2.4 Сроки  хранения дел 

В 4-ой графе  номенклатуры дел указываются сроки  хранения дела. Сроки хранения документов зависят от их научной и практической ценности. 

Сроки хранения - важное основание для  группировки документов в дела, так  как документы с постоянным сроком хранения, сроками хранения до 10 лет  и свыше 10 лет не могут помещаться в одно дело. 

Документы, хранящиеся до 10 лет и свыше 10 лет, имеют конкретные сроки хранения: 75 лет, 15 лет,10 лет, 5 лет, 3 года, 1 год. 

Сроки хранения документов устанавливаются  по перечням документов с указанием  сроков их хранения. Помимо этого сроки  хранения могут уточняться в процессе экспертизы ценности документа. 

Перечни документов, используемые для проставления сроков хранения, бывают: 

Типовыми 

Ведомственными 

Типовые перечни составляются для определения  сроков хранения документации, характерной  для подавляющего большинства организаций  Российской Федерации. Они бывают следующих  видов: 

Перечень  типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций  с указанием сроков хранения; 

Перечень  документов, подлежащих приему в государственные  архивы; 

Перечень  научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы. [11] 

На основе типовых перечней разрабатываются  ведомственные перечни, в которые  включается наиболее полный систематизированный  состав документов, характерный для  данной организации. 

"Перечень  типовых управленческих документов, использующихся в деятельности  организации, с указанием сроков  их хранения" является основным  нормативным документом при определении  сроков хранения и отборе на  уничтожение типовых управленческих  документов. Перечень является обязательным  для применения, так как носит  нормативный и универсальный  характер, поскольку может использоваться  организациями, различными по  статусу, организационно-правовой  форме и форме собственности. 

Уменьшать срок хранения, установленный данным Перечнем, в номенклатуре дел запрещается. Повышать срок хранения разрешается, если необходимость в этом обусловлена  специфическими особенностями деятельности организации. 

Сроки хранения документов - постоянные или  временные (один, три, пять, десять, 15 лет  и т.д.) - устанавливаются в зависимости  от значимости документов. Если в деле содержатся документы временного хранения различной ценности и, следовательно, с разными сроками хранения, срок хранения всего дела устанавливается  для наиболее ценной документации, т.е. больший. [12] 

Например, если в деле находятся документы  со сроками хранения один год, три  года и пять лет, все дело хранится пять лет. 

Срок  хранения исчисляется с 1 января того года, который следует за годом  окончания дела. Например, срок хранения: дела, законченного делопроизводством  в 2006 г., исчисляется с 1 января 2007 г. 

В номенклатуре дел, проставляя сроки хранения, в 4-ой графе можно поставить отметку "до минования надобности". Она  означает, что документы этого  дела имеют только практическое значение. Сроки их хранения определяются самой  организацией, но этот срок не может  быть менее года. 

 

2.5 Примечание 

В графе 5 "Примечание" в течение всего  срока действия номенклатуры проставляются  отметки о заведении дел, о  переходящих делах, о выделении  дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для  продолжения и др. 

В течение  года номенклатура может быть дополнена  новыми делами, если увеличился круг управленческих задач, решаемых организацией. Для этого  в конце каждого раздела номенклатуры необходимо включать несколько резервных  номеров. 

В конце  года в номенклатуре заполняется  итоговая запись о категориях и количестве заведенных и включенных в номенклатуру дел (Приложение 2). 

В итоговой записи отдельно указывается количество дел постоянного хранения, со сроком хранения свыше 10 лет и со сроком хранения до 10 лет включительно. Кроме того, указывается количество дел, переходящих на следующий год. 

После итоговой записи оформляется подпись  лица, составившего номенклатуру, и  проставляется дата составления. 

Номенклатура  составляется службой или лицом, ответственным за документационное обеспечение, и согласовывается  с архивом предприятия, организации. Подписывает ее руководитель службы и утверждает руководитель предприятия. Если документы поступают на государственное  хранение, номенклатура дел направляется на согласование в государственный  архив, принимающий дела данной организации, и только после этого утверждается руководителем организации. 

Номенклатура  дел структурного подразделения (Приложении 3) должна составляться в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в службе ДОУ, второй - в архиве, третий используется в структурном подразделении в качестве справочного пособия по формированию дел. [13] 

Номенклатура  дел организации (сводная) должна составляться в четырех экземплярах. Согласовывают  и утверждают два экземпляра, из которых один хранится в службе ДОУ  организации и является документом постоянного хранения. Этот экземпляр  включается в сводную номенклатуру в раздел службы ДОУ. Второй экземпляр  хранится в государственном архиве, с которым номенклатура согласовывалась, третий является рабочим, а четвертый  используют для выписок, которые  заверяются службой ДОУ и направляются в соответствующие структурные подразделения для заведения дел. [14] 

3. Формирование  и оформление дел 

"Дело: Совокупность документов или  документ, относящихся к одному  вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку"[15] 

Работа  по формированию дел состоит из следующих  операций: распределение и раскладка  исполненных документов по папкам (делам); расположение документов внутри дел  в определенной последовательности; оформление обложек дел. 

"Формирование  дела: Группирование исполненных  документов в дело в соответствии  с номенклатурой дел и систематизация  документов внутри дела". [16] 

После того как документы исполнены, они  помещаются в соответствующие дела и систематизируются внутри них. Дело считается заведенным с момента  появления в нем первого исполненного документа. 

В дела подшиваются только исполненные  документы, в которых заполнен реквизит "Отметка об исполнении и направлении  документов в дело", по одному вопросу, имеющие один срок хранения. Документ должен быть подшит в дело в течении 10 дней после сдачи его исполнителем. 

Контроль  сроков и правильности оформления дел  обеспечивает служба ДОУ организации. 

Формирование  начинается с начала календарного года, когда на каждое названное в номенклатуре дело заводится отдельная папка (папка-скоросшиватель или папка-регистратор). 

Большое значение имеет правильное расположение документов внутри дела. От того в какой  последовательности они располагаются, во многом зависит время поиска необходимой  информации. 

Документы систематизируются в делах в  соответствии с определенными принципами. Наиболее существенными и практически  наиболее удобными являются: вопросно-логический, хронологический, алфавитный, нумерационный. Они могут варьироваться и комбинироваться. 

Информация о работе Формирование и хранение дел в делопроизводстве