Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    В заключении раздаются воздушные  шары, которые нужно оживить. Наклеив  на них изображение глаз, ртов, носов  так, что бы шары изображали веселье, грусть и т.д.

    Другие  варианты

    Изготовление  масок

    На  занятиях по ручному труду или  художественно – изобразительной  деятельности дети изготавливают из плотной бумаги маски, изображающие основные эмоции: радость, грусть, спокойствие, удивление.

    Карточки  и маски могут быть широко использованы на разных занятиях: музыкальных, по развитию речи, основам безопасности жизнедеятельности и др. С их помощью дети могут показать как свое отношение к герою, или произведению, так и то, что, по их мнению, чувствует, переживает герой литературного или музыкального произведения. Кроме того, с помощью карточек и масок можно установить, как дети выделяют последовательность в изменении настроения и чувств персонажей.

    В разделе «Воспитание уверенности  в себе» с помощью карточек дети могут выразить свое отношение к блюдам, продуктам, вида спорта, а в разделе «Социальные навыки» - обозначить свое отношение к поступкам, действиям, ситуациям, связанным с правилами поведения за столом, в гостях, в общественных местах (транспорт, музей и т.п.)

    Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое» (сладкое, кислое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк».

    «Мимическая гимнастика»

    По  просьбе взрослого дети стараются  передать реальные или воображаемые состояния, например: «веселый клоун», «грозовая туча», «страшный сон», «шустрый ежик», «скука».

    Просмотр  мультфильма «Белоснежки и семь гномов» с последующей беседой.

    - Что помогло Белоснежке догадаться  о том, как зовут каждого  гнома?

    Одному  ребенку предлагается изобразить какого – либо гнома, а остальным угадать его имя.

    Возможен  просмотр этого же мультфильма (отрывка) с выключенным звуком (по мимике, жестам, движениям героев дети угадываю содержание увиденного).

    Подвижная игра

    Дети  хором произносят «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!» - и затем с помощь. Жестов, мимики, движений выполняют задуманное действие, а ведущий угадывает его.

    Тема 2. Твои поступки и  чувства других

    Вариант 1

      Материал. Бумага; карандаши или фломастеры.

    Ход занятия

    Воспитатель здоровается с детьми и говорит, что  внимательно посмотрев на них, она сразу догадалась, что  у Маши  сегодня хорошее настроение, а у Даши — плохое. Спрашивает, что значат слова: «У него все на лице написано».

    Затем педагог предлагает детям изобразить выражение  лиц  своих близких в таких ситуациях:

      — ты помог маме убраться в комнате (выражение лица мамы);

      — ты сам выстирал свою рубашку (твое выражение лица)

    —.ты  испортил красивую  новую скатерть (выражение  лица бабушки).

      Дети должны объяснить, как и почему меняется мимика  лица (в зависимости от ситуации).

    В заключении воспитатель и дети приходят к выводу: наше настроение зависит  от наших поступков, от того, что  мы делаем и как. 
 

    Вариант 2

    Материал. Картинки, фотографии или иллюстрации по теме; карточки – схемы эмоциональных состояний).

    В заключение воспитатель и дети приходят к выводу: наше настроение зависит  от наших поступков, от того, что  мы делаем и как.

    Вариант 2

    Материал. Картинки, фотографии или иллюстрации по теме; карточки – схемы эмоциональных состояний.

    Ход занятия.

    Воспитатель рассказывает детям, что не только выражение  лица, но и поза человека, а также  положение рук могут помочь понять его настроение, внутреннее состояние. Предлагается одна из картинок, на которой  изображен, например, ребенок, который закрывает лицо руками. Его лицо и детали картинки взрослый не показывает. Детей просят определить, что этот ребенок чувствует (испуган, расстроен), объяснить, почему они пришли к такому выводу.

    На  другой картинке руки у человека скрещены на груди. Воспитатель закрывает картинку, так, чтобы выражение лица персонажа не было видно детям и просит детей определить, что чувствует этот человек.

    На  следующей картинке ребенок держит руки за спиной. Он, по-видимому, совершил какой – то поступок и чувствует себя виноватым. Дети определяют его чувства.

    Затем картинки показывают детям полностью  и они убеждаются в том, что  только по позе человека они достаточно точно догадались, что с ним  происходит и что он чувствует.

    Педагог показывает движения и задает детям вопросы:

    - Что чувствует человек, у которого  руки впереди сцеплены «в замок»? С какими чувствами это может  быть связано? (он рад, расстроен,  боится). В каких случаях у человека  руки находятся в постоянном  движении, «блуждают»? (он нервничает, волнуется, его что-то беспокоит, он испытывает нетерпение).

    В заключении, взрослый вместе с детьми, приходит к выводу: если проявить наблюдательность, то по лицу, позе, движениям и положению  рук человека можно достаточно точно  определить его чувства и настроение в той или иной ситуации.

    Вариант 3

    Материал. Бумага; карандаш, фломастеры или краски.

    Ход занятия.

      По просьбе воспитателя дети  рисуют (по выбору) предмет, явление  природы, событие или ситуацию, связанные с тем или иным  их переживанием.

    Затем приводится обсуждение: что нарисовал каждый ребенок, какие чувства и почему он испытывал. В задачу взрослого входит расширение словарного запаса детей, позволяющего наиболее полно выразить эмоции, чувства, состояние, настроение. Важно, что бы дети имели возможность сравнить свои переживания в связи с одними и теми же событиями, ситуациями.

    Другие  варианты

    Задание на дом

    Педагог предлагает каждому ребенку определить, в каком настроении пришли вечером  с работы родители, а потом (в группе) рассказать, как он определил, что кто-то из родных расстроен, взволнован и т.д.

    Игра  – тренинг

    Воспитатель (а затем кто – то из ребят) изображает свои чувства в какой  – либо ситуации, которые позволяют  сделать вывод о его профессии, образе жизни, настроении и т.д.

    Выигрывает  тот, кто назвал больше признаков и оказался самым наблюдательным.

    Тема 3. Спорящие лица

    Вариант 1

    Материал. Кукла; конверт с картинками, изображающими различные выражения лица (грустное, веселое, сердитое, испуганное); специально подготовленная запись песни, исполненной в разных интонациях.

    Ход занятия.

    Воспитатель приносит куклу. Кукла «предлагает» детям следующую игру: всем раздаются  конверты, в которых в которых  находятся с изображениями различных  выражений лица (грустное, веселое, сердитое, испуганное). Кукла «включает» кассету с записью одной и той же песенки, которая исполняется в разных интонациях  специально подготовленная запись песни, исполненной в разных интонациях (грустным, веселым, сердитым, испуганным голосом). Дети должны подобрать к каждой интонации подходящую карточку. Последнее исполнение песни делается сердитым голосом.

    После этого воспитатель задает детям  вопросы:

    - Каким голосом сейчас была  спета песня? Как вы догадались, что эта песня исполнилась  сердито? Какое у вас лицо, когда  вы сердитесь? А как вы замечаете, что кто – то сердится? Можем ли мы помочь человеку, который сердится?

    В заключении педагог и дети приходят к выводу: настроение человека можно  узнать по выражению лица и по интонации. Поэтому так важно не только что, но и каким тоном мы говорим.

      Воспитатель предлагает детям  принести фразу с интонацией, которая противоположна ее смыслу.

    Вариант 2

    Материал. Картинки, карточки, фотографии, иллюстрации с изображениями различных эмоций; пиктограмма.

    Ход занятия.

    Воспитатель рассматривает с детьми фотографии, иллюстрации, картинки, на которых изображены люди в различных эмоциональных состояниях. Затем предлагает проиграть в лото «Спорящие лица»  фотографии и иллюстрации с таким же выражением лиц людей, изображенных на них. Воспитатель обсуждает с детьми, какое лицо у человека, когда он спорит. Предлагает, глядя в зеркало, изобразить выражение лица спорящего человека, уточняет положение бровей, глаз, рта.

    Вопросы к детям:

    - Какое выражение лица у сердитого  человека? Почему наше лицо становится сердитым во время спора?

    Затем воспитатель просит детей рассказать о том, когда и почему им приходилось  ссориться.

    Вопросы к детям:

    - Что ты чувствуешь, когда споришь,  ссоришься? Как ты пытаешься  прекратить спор, ссору?

    Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: во время спора или ссоры люди испытывают неприятные чувства обиды или досады, поэтому надо разобраться, из – за чего они возникают, и постараться найти выход их положения.

    Другие  варианты

    Чтение  и обсуждение произведения А. Барто  «Мой сосед Иван Петрович»

    В рассказе говорится о сердитом и  честно недовольном соседе Иване  Петровиче. В ходе беседы выясняются причины его настроения и отношения  к нему соседей.

    «Сердитые лица»

    Дети  изготавливают маски с сердитым выражением лица способом аппликации, рисования, ручного труда из различных  материалов.

    Тема 4 Горе

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям следующую историю:

    «Жил  – был мальчик Женя. Он очень  любил своего дедушку. Дедушка жил отдельно, но каждое воскресенье приезжал навестить внука. Жене было очень интересно с ним. Дедушка читал ему сказки, они вместе ходили купаться на риску, зимой катались на лыжах и санках. Больше всего мальчик любил ездить с дедушкой на рыбалку. Дедушка умел многое: варить вкусную уху, ставить палатку, разводить костер, рассказывать интересные истории. Однажды в воскресенье дедушка не пришел. Женя все время выглядывал в окошко, но так и не дождался его. А потом зазвонил телефон, мама с кем-то поговорила, и мальчик заметил, что она плачет. Он спросил: «Что случилось?» Мама обняла его и сказала: «У нас горе. Умер дедушка».

    Женя  почувствовал, как ему стало больно и у него сжалось сердце. Он не мог выговорить ни слова, а потом  он разрыдался. Мама все время была рядом, гладила его по голове и приговаривала: «Поплачь, сынок, тебе станет легче».

    Дедушку похоронили. Женя долго тосковал по нему, ему так не хватало дедушки. Он вспоминал, как они вместе придумывали  веселые игры, ловили рыбу, варили уху. Мальчик ходил грустный. Мама и папа старались помочь ему. Они уехали на все лето на дачу, проводили время в походах, играх. Шло время, и Женя стал чувствовать себя лучше. Постепенно боль и грусть прошли, но он всегда помнил своего дедушку».

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева