Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Данную  сказку можно предложить детям для  инсценировки.

    Другие  варианты

    Инсценировка  сказки «Заюшкина избушка»

    Вопросы:

    - Какое было настроение у зайчика,  когда его выгнала лиса? Кто  помогал зайчику? Как изменилось  настроение зайчика, когда он  вернулся в свою избушку?

      Воспитатель просит детей изобразить  движения и настроение героев  сказки. Обращает внимание детей  на то, как меняется  мимика  и движения в зависимости от  того, какого зайчика они изображают: грустного или веселого.

    Чтение  стихотворения «Собачка Бобик»

    Воспитатель читает детям стихотворение:

    Не  играет пес наш Бобик,

    Он  грустит – болит животик.

    Бобика  мы полечили,

    Молочка ему налили.

    Больше, Бобик, не болей,

    Будет всем нам веселей.

    Песик, песик, - вставай

    И ребяток догоняй!

    С. Рещикова 

    Затем педагог предлагает детям инсценировать стихотворение. Роль Бобика могут, по желанию, исполнить несколько детей. Вопросы к детям:

    - Кто из вас болел? Было ли  вам плохо, грустно? Почему? Болел  ли кто нибудь из ваших родных?

    Воспитатель рассказывает подходящий случай из своей жизни, например, как изменилось ее самочувствие и настроение, когда болезнь прошла.

    Тема 3. Страшно

    Вариант 1

    Материал: Куклы – волк, коза и козлята; ширма; маски.

    Ход занятия:

    Дети  смотрят кукольный спектакль  «Волк и семеро козлят». Затем воспитатель задает им вопросы:

    - Почему козлята открыли дверь  волку? Какой был волк?

    Дети  изображают злого волка с голосом, мимикой, движениями.

    Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку  козы, так, как ее пел волк и как  пела ее коза. Затем задает детям вопрос: «Кто спас козляток?» Надевает на себя шапочку – маску мамы – козы, предлагая малышам стать ее козлятками.

    Проводится  подвижная игра «Коза и козлятки». Воспитатель показывает, а дети имитируют  разные движения: собирают ягоды, щиплют травку, пьют воду, прячутся от волка.

    Идет  коза с ребятами,

    С ребятами – козлятами.

    Козлятушки  – ребятушки,

    Гуляйте рядом с матушкой,

    Мы  вкусных ягод наберем

    Все вместе песенку споем!

    С. Рещиков

    В конце занятия дети вместе с воспитателями  танцуют под веселую музыку из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

    Вариант 2

    Материал. Кукольные персонажи: бабушка, дедушка, Аленка, ежик, «Волк и семеро козлят»  (обработка Н. Мялика).

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям посмотреть спектакль  «Пых», подготовленный старшими детьми, после чего задает следующие вопросы:

    - Как вели себя дедушка и  бабушка, когда услышали странный  шум? Почему Аленка не испугалась? Что может испугать вас?

    Затем воспитатель объясняет детям, что  означают слова: «У страха глаза велики».

    Другие  варианты

    Инсценировка  сказки «Снегурушка и лиса»

    Вопросы к детям:

    - Какое настроение было у Снегурушки, когда она оставалась одна  в лесу? Почему она не спускалась  вниз с дерева, когда ее звали  волк и медведь? Каким стало  настроение девочки в конце сказки?

    Пересказ  и инсценировка сказки «Кот, Петух  и Лиса»

    Вопросы к детям:

    - Что чувствовал Петушок, когда  лиса несла его к себе домой?  Как изменилось настроение петушка,  когда его спас кот?

    Воспитатель просит детей изобразить голосом, мимикой, движениями настроение героев сказки, обращая внимание на то, что в зависимости от характера и настроения героев у детей меняются движения и голос, когда их изображают.

    Рассматривание  иллюстраций к знакомым сказкам  в «Хрестоматии для маленьких» и  обсуждение различных эмоциональных состояний героев.

    СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Тема 1 . Грусть. Радость. Спокойствие

    Вариант 1

    Материал. Стихотворение С. Маршака «Котята»; зеркало; картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния.

    Ход игры.

    Воспитатель читает стихотворение «Котята»:

    Два маленьких котенка поссорились  в углу.

    Сердитая  хозяйка взяла свою метлу

    И вымела из кухни дерущихся котят,

    Не  справившись при этом, кто прав, кто виноват.

    Вопрос  к детям:

    - Какое настроение было у хозяйки?

    Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу и показать настроение хозяйки жестами, выражением лица, движениями.

    Затем читает стихотворение дальше:

    А дело было ночью, зимою, - в январе.

    Два маленьких котенка замерзли во дворе.

    Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

    Носы  уткнули в лапы и стали ждать  конца.

    Воспитатель предлагает детям выразить жестами, как котятам было холодно, очень  холодно.

    Вопрос  к детям:

    - Какие чувства вызывают у вас  котята? (Жалость, сострадание, хочется  плакать, помочь, спасти, согреть.)

    Затем педагог читает окончание стихотворения.

    Но  сжалилась хозяйка и отворила дверь.

    Ну  что, - она спросила, - не ссоритесь  теперь?

    Прошли  они тихонько в свой угол на ночлег.

    Со  шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

    И оба перед печкой заснули сладким сном,

    А вьюга до рассвета шумела под окном.

    С. Маршак

    Воспитатель предлагает детям изобразить перед  зеркалом присмиревших котят, их движения, а затем последовательно показать следующие сценки:

      — у наших котят хорошее  настроение, им весело. Они стали  шалить;

    — появилась сердитая, злая, недовольная  хозяйка и наказала котят;

    — котятам грустно, обидно;

    — котята опять дома, в тепле, они  радостны, спокойны.

    Затем воспитатель дает каждому ребенку  три карточки  с изображениями  лиц, ярко выражающих разное эмоциональное состояние (радость, грусть, спокойствие). Просит детей внимательно рассмотреть карточки и разложить их в той же  последовательности как менялось настроение котят в начале, середине и в конце стихотворения.

    Вариант 2

    Материал. Бумага; краски, цветные карандаши или фломастеры; мяч.

    Ход занятия 

    Воспитатель предлагает детям поиграть. Дети, встав  в круг, по очереди передают друг другу мячик, заканчивая фразу: «Я радуюсь, когда...», «я грущу, когда».

      Воспитатель, используя ответы  детей, вместе с ними приходит к выводу об общих и частных причинах радостных и грустных переживаний людей.

    Детям предлагается сделать рисунки на тему «Грустный и радостный день в моей жизни» (листок делится пополам, на одной стороне рисуется грустное событие, а на другой - радостное). Воспитатель и дети, рассматривая рисунки, анализируют и обсуждают их содержание, обращая внимание на цвет, используемый в рисунках (передающий радостное или грустное настроение).

    Вариант 3

    Материал. Сюжетные картинки (иллюстрации); небольшие белые карточки, карандаши или фломастеры.

    Ход занятия.

    Воспитатель показывает детям специально подобранные  сюжетные картинки или иллюстрации, например: мальчик разбил вазу, девочка  получила в подарок куклу, ребенок  читает книжку.

    Педагог спрашивает, какое настроение у детей, изображенных на картинках, и как  это можно определить (поза, выражение  лица).

    Затем детям предлагается изобразить в  рисунке на карточке мимику, соответствующую  тому или иному настроению (радость, грусть, спокойствие). При этом воспитатель помогает им схематично передать различные мимические проявления основных эмоциональных состояний.

    Эти карточки затем можно использовать на других занятиях, в том числе  по темам других разделов, например, дети слушают разнохарактерные музыкальные фрагменты из классических произведений и поднимают карточки с условными изображениями эмоциональных состояний, которые вызывают у них данные произведения.

    Тема 2. Печаль, горе

    Вариант 1

    Материал. Игрушечный котенок; шкатулка с разнообразными лоскутками, ленточками, пуговицами, бусинками, кнопками и др.; маленькая подушечка.

    Ход занятия.

    Воспитатель обращает внимание детей на странное жалобное мяуканье,

которое слышится из – за двери. Вносит в группу «плачущего» котенка Барсика и предлагает детям утешить гостя. Успокоившись, котенок «рассказывает»: «У меня был друг, мы везде с ним гуляли, помогали друг другу». И вот, однажды, мой друг не успел перебежать дорогу, и его задавила большая машина. Он умер. Я долго плакал, как будто потерял частицу себя, потому что он был хороший, веселый, добрый. У меня теперь нет друга, и от этого я грустный и все время плачу».

    Воспитатель сочувствует котенку и обращается к детям с вопросами:

    - А вы пережили горе? Приходит  ли когда – нибудь грусть? Как  можно помочь тому, у которого случилось горе? (Спеть песню, приласкать, нарисовать или вылепить ему в подарок и т.д.)

    Воспитатель предлагает детям смастерить для  Барсика друга из подушечки и  достает волшебную шкатулочку, в  которой много разнообразного материала.

    Дети вместе с воспитателем делают котика: перевязывают бантиком подушечку – получается голова; узкими ленточками или резинками зажимают уголки – ушки, подбирают из пуговок, кнопок, бусинок, находящихся в шкатулке, глазки; нос, рот; из кусочки меха делают хвостик. Все вместе любуются игрушкой, придумывают имя и предлагают Барсику подружиться с котенком. Затем дети выбирают самое лучшее место в группе, что бы котятам было уютно и тепло жить.

    Вариант 2

    Материал. Карточки (по три на каждого ребенка) с изображением разных эмоциональных состояний.

    Ход занятия.

    Воспитатель приходит на занятие с грустным лицом, раздает детям карточки, на которых  схематично изображены различные эмоциональные  состояния (веселое, грустное, спокойное). Затем просит детей выбрать и  показать карточку, которая, по их мнению, соответствует настроению.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева