Виды коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ 5
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ 8
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

виды коммуникативных барьеров.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
 

    Еще один способ создания обратной связи  заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые  как будто указывают на замешательство или непонимание. Не заметно ли в собеседнике легкое раздражение, не смотрит ли человек вниз, слушая вас? Эти сигналы, если они присутствуют, должны сообщить вам, что человек, может быть, не вполне понимает ваши слова или расстроен ими. Любой из невербальних знаков — факт обратной связи, свидетельствующий о возможной неудовлетворенности или непонимании. Если вы чувствуете это, можно прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.

ВЫВОДЫ

 
 

    Формально коммуникацию можно определить как  процесс обмена информацией. Однако процесс межличностной коммуникации по сути намного сложнее, поскольку мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В процессе коммуникации происходит не просто обмен информацией, но совместное постижение предмета, движимое стремлением выработать общий смысл. Успех общения — дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение продуктивности общения.

    Коммуникация  состоит из компонентов: отправитель (кто передает сообщение), сообщение (что передается), канал коммуникации (средство передачи сообщения), получатель (человек, который получает сообщение), эффект (какое воздействие оказало сообщение на получателя), обратная связь (ответное сообщение, передаваемое получателем, который превращается в отправителя), шум, поле опыта (весь накопленный опыт общения, который привносится отправителем и получателем в актуальный процесс коммуникации), контекст (условия, в которых протекает коммуникации).

    Даже  если получатель получает сообщение и честно пытается его декодировать, понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека.

    Наибольшую  сложность представляет сами участника  коммуникации, так как у каждого есть дополнительные психологические барьеры.

    Условно барьеры коммуникации можно разобрать  на внутренние и внешние.

    К внешним барьерам относятся физические(коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций), организационные (коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, распределение прав и т.п.), временные (коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации).

    К внутренним барьерам относятся личностные (комуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника), фонетические (помехи, связанные с невнятностью, неразборчивостью, скоростью речи, тихим голосом и т.п.), семантические(коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях: слов, действий, интонаций), стилистические (помехи, возникающие при различиях стиля подачи информации либо связанные с неумением структурировать передаваемую информацию), невербальные (коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного использования или понимания невербальных символов) и плохая обратная связь.

    Все виды коммуникативных барьеров поддаются преодолению, однако это требует от человека концентрации и ориентирования энергии на конкретные цели в процессе обмена информацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. Третье издание:М., Наука, 1994
  2. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999
  3. Маделин Беркли-Ален. Забытое искусство слушать, 1998
  4. Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, СПб, «Знание», 2001
  5. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  7. Keith Davis, Human Behavior at Work, 5th ed. New York: McGraw-Hill, 1977
  8. http://psylive.ru/?mod=articles&gl=5&id=680

Информация о работе Виды коммуникативных барьеров