Виды коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ 5
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ 8
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

виды коммуникативных барьеров.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    КИЕВСКАЯ  АССОЦИАЦИЯ ПРАКТИКУЮЩИХ

      ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ 

    КИЕВСКАЯ  ШКОЛА ТРЕНЕРОВ СПТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    «ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ» 
 

    cлушательницы КШТ, группа XV-08

    Стеценко  Анастасии Андреевны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Киев - 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

    Когда говорят о коммуникации в узком  смысле слова, то прежде всего имеют  в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

    Согласно  Андреевой [1] общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок).

    Леонтьев [2] утверждает, что в процессе коммуникации происходит не просто обмен информацией, но совместное постижение предмета, движимое стремлением выработать общий смысл.

    Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. , коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

    Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. К тому же у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: "Я купила сегодня несколько электрических лампочек", не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

КОМПОНЕНТЫ  КОММУНИКАЦИИ

 

    Процесс коммуникации довольно сложен, существуют различные модели коммуникации, которые дают возможность изучать его, а также использовать эти знании в практике. Так, опираясь на модели коммуникации, которые разрабатывались физиками с целью достижения более высокого качества связи, можно заключить следующее.

    Коммуникация  состоит из компонентов:

    • отправитель (кто передает сообщение);
    • сообщение (что передается);
    • канал коммуникации (средство передачи сообщения);
    • получатель (человек, который получает сообщение);
    • эффект (какое воздействие оказало сообщение на получателя);
    • обратная связь (ответное сообщение, передаваемое получателем, который превращается в отправителя);
    • шум:
      • помеха физического характера, которая оказывает воздействие на передаваемое сообщение;
      • функциональное и эмоциональное состояние получателя, которое выступает в качество внутренней помехи;
    • поле опыта (весь накопленный опыт общения, который привносится отправителем и получателем в актуальный процесс коммуникации);
    • контекст (условия, в которых протекает коммуникации).

     
Перед отправлением сообщения отправитель  его кодирует помощью слов, символов или знаков; получатель сначала воспринимает, декодирует полученное сообщение, а потом интерпретирует его, то есть пытается понять, найти смысл, значение принятого сообщения.

    Даже  если получатель получает сообщение  и честно пытается его декодировать, понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Помехи могут сделать невозможными коммуникации: либо через них “прорывается” только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения.

    Каждый из компонентов коммуникации может стать барьером, препятствием, мешающим процессу, снижающим эффективность, достоверность, точность коммуникации. Наличие коммуникативных  барьеров  характеризует   специфику межличностного  общения. 

    Рассматривая  коммуникацию как деятельность, можно сказать, что на нее влияют внешние и внутренние факторы. Условно барьеры коммуникации можно разобрать на внутренние и внешние.

    К внешним барьерам коммуникации относится  канал коммуникации и шум как  помеха физического характера, контекст.

    К внутренним барьерам коммуникации относится  отправитель; получатель; их поле опыта; шум как функциональное и эмоциональное состояние; процесс восприятия, кодирования, декодирования и интерпретации сообщения, которые они осуществляют при передаче и приеме информации с помощью познавательных психологических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; само сообщение и эффект, который оно оказывает на получателя; а также обратную связь.

    Наибольшую  сложность представляет сами участника  коммуникации, так как у каждого есть дополнительные психологические барьеры:

    • восприятие людей;
    • работоспособность органов чувств;
    • уровень развития познавательных психологических процессов (внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления), интеллекта в целом;
    • эмоциональное состояние, чувства, настроение; функциональное состояние всего организма;
    • структура ценностей и мотивов;
    • актуальные мотивы и потребности, интересы.

    Знание этих компонентов и того, что они влияют на качество коммуникации, снижая её эффективность, могут помочь установить контакт, без искажений принять информацию и понять собеседника, а могут и вызвать конфликт, - позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать их влияние.

    Эффективной называют коммуникацию, для которой характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, то есть согласование когнитивно-ценностных полей (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВИДЫ  КОММУНИКАТИВНЫХ  БАРЬЕРОВ

 
 

    Рассмотрим  по отдельности виды барьеров, способных  возникать на пути эффективной коммуникации.

    Внешние барьеры.

    1. Физические барьеры – представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры  - это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.

    2. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т.д.

    3. Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации. 

    Внутренние  барьеры.

    1. Личностные барьеры – это комуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций.

    Люди  реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Учет некоторых факторов из числа  влияющих на восприятие в процессе обмена информацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникаций, своевременно устранив преграды, обусловленные восприятием.

    Одна  из таких преград возникает по причине конфликта между сферами  компетенции, основами суждений отправителя  и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, в организации, занимающейся розничной торговлей, управляющие и специалисты по сбыту могут придерживаться разных взглядов на то, как наилучшим образом освобождать от товаров торговые площади магазинов..

    Расхождение между основами суждений может становиться  причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния  и внешнего окружения людей. Эта  характеристика исключительно важная для обмена информацией. Из нее следует, что во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими в физическом смысле. Трудности организаций в обмене информацией приписаны различию людей по признаку интерпретации получаемых ими сообщений. Как следствие идеи, закодированные отправителем, могут оказываться искаженными и не полностью понятыми.

    Информация, вступающая в противоречие с нашим  опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями. В исследованиях подтверждено наличие тенденции восприятия людьми проблем организации в рамках основ суждений, формирующихся исходя из их конкретных функций.

    Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций состоит в существовании преград, обусловленных социальными установками людей, установки могут смещать восприятие людей и влиять на их поведение. Например, если мы имеем неудачный опыт взаимодействия с определенными работниками или отделами, по всей вероятности на процесс обмена информацией влияют установки людей.

    Коммуникационный климат значительно влияет на взаимоотношения участников коммуникации. Эти взаимоотношения формируются в зависимости от того, как каждый из вас действует по отношению к другому в различных взаимодействиях и информационных обменах. От позитивной или негативной окрашенности возникающих при этом ощущений будут зависеть частота контактов двух людей и стиль сообщения, который каждый изберет по отношению к другому в будущем. Со временем может сложиться обстановка недоверия, антагонизма и самозащиты. Чем выше открытость одного или обоих людей, участвующих в обмене информацией, тем ощутимее удовлетворение от контакта.

    К личностным барьерам относится и  так называемая психологическая  дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.

    Необходимо  уметь слушать. Американский исследователь  общения Келли выделяет два основных вида слушания: направленное, критическое  слушание и эмпатическое слушание. По мнению Келли, желаемая цель в обоих видах слушания одна — понять партнера и отнестись как-то к его сообщению. Однако пути достижения этой цели разные. В первом случае слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его «понимает». В случае эмпатического слушания все происходит наоборот — сначала слушающий пытается понять, что говорит партнер, а уже потом проводит критический анализ. Для сравнения этих двух видов слушания Келли приводит схему, где отмечает, что только эмпатическое слушание позволяет достичь полного взаимопонимания, а следовательно, только на его основе возможна успешная коммуникация.

Информация о работе Виды коммуникативных барьеров