Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:21, реферат

Описание работы

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.

Содержание

1.Вербальные коммуникации:…………………………………………………………….3
1.1 Совершенствование навыков вербального общения
1.2 Совершенствование навыков письменной речи
1.3 Денотаты и коннотации
1.4 Ассертивность
1.5Структура речевой коммуникации.
1.6Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
2. Невербальные коммуникации:………………………………………………………..9
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
2.2 Общее представление о языке телодвижений
2.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
2.5 Позиция и дистанция
2.6 Открытая поза
2.7 Выражение лица
2.8 Визуальный контакт
2.9 Кивки головой
2.10Паузы и молчание
3. Характеристики общения:……………………………………………………………20
3.1 Определение общения
3.2 Типы и виды общения
3.3 Личность как субъект общения
3.4 Свойства личности
3.5 коммуникативная сторона общения
3.6 перцептивная сторона общения
3.7 интерактивная сторона общения
3.8 Формирование и свойства личности
Список использованной литературы………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Дима реферат.docx

— 81.46 Кб (Скачать)

 

  • уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

 

  • уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

 

Под эффективностью здесь  подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной  интенцией и перспективой, системная  спаянность элементов коммуникативной  стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

 

 

 

2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ

 

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и  жестов.

 

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

 

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

 

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и  т.д.

 

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

 

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые  гласят, что слова (которым мы придаем  такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут  звуки и интонации и 55 % - позы и  жесты.

 

Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

 

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

 

2. Взгляд.

 

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

 

- внешний вид собеседника, 

 

- мимика (выражение лица),

 

- пантомимика (позы и  жесты).

 

4. Паралингвистическая или  околоречевая подсистема, включающая:

 

- вокальные качества голоса,

 

- его диапазон,

 

- тональность,

 

- тембр. 

 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

 

- темп речи,

 

- паузы,

 

- смех и т.д.

 

Мы будем изучать три  подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике  – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

 

К средствам кинесики (внешние  проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую  информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие  на разных языках. Жестикуляция при  этом становится единственно возможным  средством общения и выполняет  сугубо коммуникативную функцию.

 

Проксемика объединяет следующие  характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко  в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая  рассматривается в рамках аспекта  межсубъектного дистантного поведения.

 

Проксемические средства также выполняют разнообразные  функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения  для слепоглухонемых (чисто коммуникативная  функция). Средства проксемики также  выполняют регулирующую функцию  при общении. Так, расстояния между  коммуникантами во время речевого общения  определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут  выполнять роль метакоммуникативных  маркеров отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

 

Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст) в качестве одного из уровней  анализа высказывания выделяет Паралингвистическую  деятельность и относит к ней  дейктические и прочие жесты, выражение  лица, движение тела и физические контакты между участниками.

 

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные  и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу  говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат  может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными  в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

 

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических  систем (например, изображения, явления  культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых  они заняты.

 

Обмен невербальной информацией.

 

Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для  кодирования идей, предназначенных  к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать  или изменять смысл слов. Обмен  взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой  или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения  — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание  рта рукой, прикосновение, вялая  поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

 

По мнению антрополога  Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы  люди не могли наблюдать за его  реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в  арабском мире знают уже сотни  лет.

<

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения