Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х - 90-х годах прошлого столетия. В эти годы в России создавался ряд экспериментальных психологических лабораторий: В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развёртывают свою работу лаборатории Н. А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др. В развёртывании экспериментально-психологической работы русская научная психология не только не отставала от общего развития психологии в других странах, но даже шла в передовых её рядах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. История создания первых экспериментальных лабораторий в мире…..…...6
2. История создания экспериментальной лаборатории в Казани ……………13
3. Становление экспериментальной психологии
в Московском университете…………………………………………………… 15
4. Первая в России лаборатория экспериментальной
педагогической психологии …………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…..18
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КР по истории психологии.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

Вслед за Казанской экспериментальной лабораторией были созданы психологические лаборатории  в других университетах: Харьковском, Юрьевском, или Дерптском (ныне Тартуском), Московском, Новороссийском (в Одессе).

В 1895 г. В.М. Бехтерев был избран профессором  Военно-медицинской академии в Петербурге. Там при академической клинике  он создал новую экспериментальную  психологическую лабораторию и  привлек к работе в ней многих врачей-психиатров и студентов. Теоретические  принципы и методы психологического эксперимента, разработанные в Казанской лаборатории, развивались и применялись В.М. Бехтеревым в Петербургской лаборатории, где у него работал большой коллектив неврологов и психиатров, совмещавших психологические исследования с врачебной практикой в клинике.

Психоневрологический  институт в Петербурге был открыт в 1907 г. Экспериментальной психологической  лабораторией в институте заведовал  А.Ф. Лазурский, ученик В.М. Бехтерева. Он же читал там курс общей и экспериментальной  психологии.

Созданный В.М. Бехтеревым Психоневрологический институт — первое в нашей стране высшее психологическое научно-исследовательское  и учебное заведение.

 

3. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Становление экспериментальной психологии в  Московском университете связано с  деятельностью созданного при историко-филологическом факультете в 1885 г. Психологического общества. Оно явилось исторически первой организационной формой, в рамках которой происходило развитие психологии в Московском университете. В марте 1888 г. на заседании Общества выступил  
Г. И. Челпанов с докладом, посвященным пропаганде экспериментальной психологии (Челпанов, 1999). Он показал, что в России уже в конце 80-х годов среди психологов осознавалась научная важность экспериментального метода. Остановившись на исследованиях Вундтовской лаборатории, он указал на тот факт, что подобные лаборатории устраиваются или проектируются в университетах других стран. В 1890-х годах в Московском университете были сделаны важные шаги в разработке экспериментального метода в психологических исследованиях. В 1894 г. здесь состоялась защита докторской диссертации Н. Н. Ланге – основателя одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в России (1896, Одесса).

В качестве диссертации он представил книгу, в  которой изложил результаты своих  экспериментальных исследований восприятия и внимания. На защите он выступил с докладом на тему «О значении эксперимента в современной психологии». Требованием времени назвал он необходимость учреждения кабинетов для экспериментальной психологии, указал на опыт университетов в ряде стран Европы и в Америке, показал важность результатов их деятельности, которых они достигли в области научных исследований и в повышении качества университетского преподавания психологии, и поставил вопрос о необходимости учреждения таких кабинетов при русских университетах.

Одной из первых в России была создана психологическая  лаборатория при Психиатрической  клинике медицинского факультета Московского  университета и в 1895 г., вошедшая в структуру этого факультета в качестве самостоятельного структурного подразделения. Предпосылки лаборатории восходят к 1887 г., когда была открыта Психиатрическая клиника. Ее первый директор психиатр  
А. Я. Кожевников приобрел психометрические приборы, сконструированные в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге. Преемник А. Я. Кожевникова на посту директора клиники С. С. Корсаков (1888–1900) пополнил коллекцию. Он использовал ее для демонстрации несложных психологических опытов в кратком психологическом разделе, который ввел в читаемый им на медицинском факультете курс по психиатрии. Практически состояние дел с психологическим оборудованием оставалось в том же положении до тех пор, пока в 1894 г. врач-психиатр А. А. Токарский, приват-доцент медицинского факультета, ученик С. С. Корсакова, страстный поборник экспериментального метода в науке, не начал читать курс экспериментальной психологии. А. А. Токарскому и принадлежит заслуга создания психологической лаборатории, руководителем которой он был назначен по представлению С. С. Корсакова. С. С. Корсаков передал в лабораторию собранные им инструменты.

Под лабораторию  были выделены специальное помещение, средства на библиотеку. Здесь были установлены приборы и сосредоточены  все занятия со студентами по психологии. Новые инструменты приобретались  в основном на частные средства руководителей  – С. С. Корсакова, А. А. Токарского, позже –  
Ф. Е. Рыбакова, а также за счет случайных поступлений. Своеобразной формой открытия лаборатории считается выступление А. А. Токарского на заседании Московского психологического общества в 1895 г., активным членом которого он был с 1886 г.

По замыслу  А. А. Токарского, лаборатория создавалась с учебными целями и предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента и проведения самостоятельных психологических опытов. Ее создание должно было способствовать совершенствованию университетского преподавания психологии, преобразованию его из чисто словесной передачи психологических знаний в форме лекций и семинаров – в процесс опытного исследования психических функций как средство их изучения в целях практической подготовки врачей-психиатров. На базе лаборатории  
А. А. Токарский проводил практические занятия по читаемому им курсу экспериментально психологии.

После смерти А. А. Токарского (1901) психологической лабораторией стал руководить его помощник А. Н. Бернштейн (1901–1907) – также бывший ученик С. С. Корсакова, отец Н. А. Бернштейна. А. Н. Бернштейн читал в университете лекции и вел практические занятия по экспериментальной психологии для студентов медицинского факультета. В целях клинической диагностики нарушений психической деятельности разработал методику экспериментально-психологического обследования душевно больных. Созданный им способ исследования запоминания при помощи таблиц с геометрическими фигурами получил признание среди психологов, психиатров и педагогов (Бернштейн, 1908). Практическое использование этих методов он изложил в своих «Клинических лекциях о душевных болезнях».

После А. Н. Бернштейна в период 1907–1917 гг. психологической  лабораторией в Московском университете руководил Ф. Е. Рыбаков – выпускник  медицинского факультета. Он читал  лекции по экспериментальной психологии с практическими занятиями в  психологической лаборатории. Он разработал программу занятий по экспериментальной  психологии в психологической лаборатории  Психиатрической клиники (Рыбаков, 1916). Программа включала изучение осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных, слуховых ощущений, внимания, наблюдательности, памяти, внушаемости, суждений, воображения, сферы чувств, желаний, склонностей, движений, работоспособности. По собственной оценке Ф. Е. Рыбакова, руководимая им психологическая лаборатория, хотя, конечно, и уступает таким лабораториям, как вундтовская или К. Штумпфа, но вполне может удовлетворить запросы в психологии, основанной на точных данных. В 1917 г., после Февральской революции, Ф. Е. Рыбаков был уволен из университета.

Заведующим  лабораторией с 1917 г. стал невропатолог и психиатр, активный сторонник экспериментального направления в отечественной  психологии Г. И. Россолимо. Она вошла в руководимый им Неврологический институт им. А. Я. Кожевникова. Г. И. Россолимо продолжал усовершенствовать свою методику психологических профилей (1910), вносил в нее поправки. При лаборатории был открыт амбулаторный прием для соматических и психологических исследований дефективных детей.

После открытия при Московском университете созданного  
Г. И. Челпановым Психологического института (1912), преемственно связанного с психологической семинарией, созданной им же в 1907 г., сюда переместился центр экспериментальных исследований в Московском университете. Институт издавал «Труды Психологического института. Здесь публиковались работы сотрудников Института по экспериментальному изучению реакций  
(К. Н. Корнилов), памяти (Н. А. Рыбников), типов представлений (В. М. Экземплярский) и др. В 1917 г.

Психологический институт начал издавать специальный  психологический журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет). Вышли два тома (каждый состоял из двух книг). В 1918 г. издание прекратилось. Значительное место в журнале занимали статьи по экспериментальной психологии.

Глубокий  анализ деятельности Психологического института и проводимых в нем  экспериментальных исследований дала П. О. Эфрусси (Эфрусси, 1923), отметив, что здесь «теоретические экспериментальные исследования впервые поднялись на ступень, соответствующую уровню ее развития в других культурных странах. Она назвала «блестящими результаты работы  
Г. И. Челпанова и Психологического института при Московском университете».Так, в XX в. Московский университет превратился в крупный центр экспериментальной психологии в России.

 

4. ПЕРВАЯ В РОССИИ ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

На базе Педагогического музея 24 октября 1901 года А.П. Нечаевым была организована первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии, ставшая центром всего его дальнейшего творчества. Открытие лаборатории было огромным событием в психологической жизни России начала ХХ века. Само время было готово принять идеи А.П. Нечаева. Вернувшись из Германии, А.П. Нечаев окрыленный, полный идеями создания и у себя на родине подобного центра, с огромным энтузиазмом взялся за организацию лаборатории. Только его сильный характер, настойчивость, колоссальная работоспособность помогли ему выстоять в обстановке прямого неприятия и отрицания всех его начинаний. И об этом свидетельствуют его дневниковые записи. Как указывает сам А.П. Нечаев, его попытка в создании лаборатории не была единственной. Известно, что первые экспериментальные лаборатории в России были открыты невропатологами, врачами, психиатрами. Так, в Казани в 1886 году В.М. Бехтерев открывает лабораторию при клинике душевных и нервных болезней, а в 1894 году, когда он переехал в Петербург, — лабораторию при Военно-медицинской академии. В последнее десятилетие XIX века были открыты лаборатории в Харькове (П.И. Ковалевский), Юрьеве (Э. Крепелин, В.Ф. Чиж), Москве (С.С. Корсаков, А.А. Токарский), Одессе (Н.Н. Ланге), Киеве (И.А. Сикорский). В числе лабораторий дореволюционного периода необходимо назвать Психоневрологический институт, открытый В.М. Бехтеревым в 1907 году, и Институт психологии, организованный в 1912 году Г.И. Челпановым. Лаборатория А.П. Нечаева была уникальной в том смысле, что в ней занимались проблемами изучения ребенка. Безусловно, столетие спустя, многое из того, что было выполнено А.П. Нечаевым и его сотрудниками, кажется наивным, эмпирическим, иногда примитивным. Но надо четко представлять и понимать, что время, в которое А.П. Нечаев организовал эту лабораторию, было действительно непростым, и в общественно-социальном плане, и в плане научном. Отечественная психология в России как наука делала первые, робкие шаги.

Лаборатория была создана как учреждение, которое  могло бы более эффективно осуществлять просветительскую работу учительских  кадров. Начало уходящего века знаменовалось  подъемом интереса к вопросам психологии, на нее возлагали большие надежды, с ее помощью предполагали решить многие проблемы педагогической практики. Поиски новых основ педагогики были продиктованы искренним желанием привести школу и вообще образование в  соответствие с требованиями жизни, дали толчок к развитию и становлению  детской и педагогической психологии в России. Постепенно к работе в  лаборатории присоединились многие ученые, врачи и педагоги. Именно с этого времени началась крепкая  дружба и совместная плодотворная деятельность А.П. Нечаева с А.Ф. Лазурским, В.П. Вахтеровым, А.А. Крогиусом, В.А. Вагнером, Г.И. Россолимо и др. Лаборатория экспериментальной психологии положила начало основанию Общества экспериментальной педагогики.

В лаборатории  проводил свои исследования И.И. Вабалас-Гудайтис (впоследствии известный литовский  психолог) по выявлению зависимости  между колебаниями внимания и  степенью утомления. Готовил исследование о психическом развитии своего сына А.Ф. Левоневский — автор монографии «Мой ребенок: Наблюдения над психическим  развитием мальчика в течение  первых четырех лет его жизни» (1914), одной из первых русских работ  в этом направлении. В лаборатории  было выполнено ряд диссертаций, например, А.А. Крогиусом и А.И. Щегловым, удостоенных Медицинской академией степени доктора медицины.

Исследовательские результаты лаборатории периодически освещались в прессе, докладывались  в научных обществах, демонстрировались  на общественных лекциях, постоянно  привлекая к себе широкую аудиторию.

Лаборатория экспериментальной педагогической психологии возникла не случайно. Идея А.П. Нечаева об экспериментальном  изучении актуальных проблем школы  нашла поддержку в лице генерала А.Н. Макарова, известного деятеля в военно-педагогическом мире. Он возглавлял педагогический музей военно-учебных заведений, на базе которого существовали вначале годичные, а затем двухгодичные педагогические курсы военного ведомства для подготовки офицеров в качестве воспитателей в кадетских корпусах. Образование на этих курсах давали широкое и солидное. А.Н. Макаров, как руководитель курсов, старался придать им естественнонаучную направленность. А.П. Нечаев был приглашен для чтения лекций по педагогической психологии. Для знакомства слушателей с приемами и способами экспериментального исследования личности и была создана лаборатория. По воспоминаниям современников, как только были получены первые психологические аппараты от Циммермана, в лаборатории закипела работа. Занятия в ней велись под руководством А.П. Нечаева и в первое время состояли в изучении аппаратуры и методов исследования.

Лаборатория была оснащена приборами и аппаратами на самом высоком уровне своего времени  и насчитывала 74 единицы. Фирмой «Э. Циммерман» в Лейпциге по чертежам Нечаева были изготовлены тахистоскоп, механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти. Эти приборы приобрели широкую известность, ими пользовались многие исследователи. Аппараты лаборатории А.П. Нечаева не раз экспонировались на международных психологических выставках, организованных в России («Детский мир» — 1903, «Оборудование школы» — 1906, «Гигиеническая выставка» — 1911), а также за рубежом (Женева — 1908, Франкфурт-на-Майне — 1909, Берлин — 1912) и удостаивались высших наград.

Кроме слушателей военно-педагогических курсов к занятиям в лаборатории были допущены и  слушательницы Фребелевских курсов, где также вел занятия А.П. Нечаев. В дальнейшем, кто приобрел достаточные навыки в работе, и обнаружили сильную мотивацию к занятиям, вели самостоятельные исследования психологических проблем, имеющих отношение к вопросам воспитания. На первом этапе определялись преимущества отдельных методов исследования, затем по этому методу ставились школьные опыты, результаты которых проходили обработку в лаборатории. Таким образом устанавливалась связь между лабораторией и школой. Испытуемыми являлись дошкольники, школьники, курсанты кадетских корпусов. В лаборатории изучались преобладающие ассоциации в разных возрастах, особенности запоминания слов разного значения, особенности внимания, умственной усталости учеников, способов заучивания, скорости умственной работы в разных возрастах, степени податливости внушению, периоды психического развития, психологические основы обучения, умственное утомление, психологический анализ сочинений школьников, психологические характеристики.

Информация о работе Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії