Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х - 90-х годах прошлого столетия. В эти годы в России создавался ряд экспериментальных психологических лабораторий: В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развёртывают свою работу лаборатории Н. А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др. В развёртывании экспериментально-психологической работы русская научная психология не только не отставала от общего развития психологии в других странах, но даже шла в передовых её рядах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. История создания первых экспериментальных лабораторий в мире…..…...6
2. История создания экспериментальной лаборатории в Казани ……………13
3. Становление экспериментальной психологии
в Московском университете…………………………………………………… 15
4. Первая в России лаборатория экспериментальной
педагогической психологии …………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…..18
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КР по истории психологии.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Одеський національний університет імені І.І. Мечникова

Інститут інноваціоної та післядипломної освіти

Кафедра клінічної психології

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНА  РОБОТА

з історії психології

на тему:

«Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії»

 

 

 

 

Виконала:

 

 

 

 

Одесса 2012 р.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 Введение…………………………………………………………………………….3

1. История  создания первых экспериментальных  лабораторий в мире…..…...6

2. История создания экспериментальной лаборатории в Казани ……………13

3. Становление экспериментальной психологии

    в  Московском университете…………………………………………………… 15

4. Первая в России лаборатория экспериментальной

    педагогической психологии …………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………….…..18

Список литературы………………………………………………………….…….21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х - 90-х годах прошлого столетия. В эти годы в России создавался ряд экспериментальных психологических лабораторий: В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развёртывают свою работу лаборатории Н. А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др. В развёртывании экспериментально-психологической работы русская научная психология не только не отставала от общего развития психологии в других странах, но даже шла в передовых её рядах.

Важную роль в развитии мировой  экспериментальной психологии играли лучшие представители русской психологической  науки и в последующий период. Это относится прежде всего к одному из крупнейших и наиболее передовых представителей экспериментальной психологии в России Н. Н. Ланге, автору курса «Психология». Его «Психологические исследования», вышедшие в 1893 г., посвящены экспериментальному изучению одно - перцепции, а другое - произвольного внимания.

Эти исследования привлекли к себе широкое внимание в мировой психологической  науке; из них первое - о перцепции - было опубликовано в отчёте Лондонского Международного конгресса экспериментальной психологии; исследование о внимании вызвало специальные отклики со стороны крупнейших психологов различных стран - В. Вундта, У. Джемса, Г. Мюнстерберга и др.

Н.Н.Ланге создал одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии при Одесском университете. Вслед за тем такие же лаборатории были организованы в Петербурге (А. П. Нечаев) и Киеве, затем (в 1911 г.) в Москве создан был первый в России Институт экспериментальной психологии при Московском университете. Руководивший этим институтом Г. И. Челпанов выпустил в 1915 г. первое русское общее руководство по экспериментальной психологии («Введение в экспериментальную психологию»).

 

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВЫХ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ  В МИРЕ

 

Принято считать, что первая психологическая  лаборатория была организована В. Вундтом  в Лейпцигском университете в  Германии в 1879-1880 гг. По прибытии Вундта в Лейпциг, Министерство королевского двора предоставило ему небольшую  лекционную аудиторию для проведения личных экспериментальных исследований. В 1879 г. студенты Вундта приступили к проведению первых экспериментов в этой аудитории, и почти наверняка, что именно это запечатлелось в сознании Вундта как возникновение Лейпцигской лаборатории. Из 10 диссертационных исследований, осуществленных под руководством Вундта за первые 4 года его пребывания в Лейпциге, лишь одно не являлось чисто филосовским. В 1872-1873 учебном году на преподавательскую работу в Гарвард был приглашен У. Джеймс. В 1875-1876 учебном году он предложил курс под названием "Отношения между физиологией и психологией" (The Relations Between Physiology and Psychology). Этот курс включал в себя лабораторные занятия, проводившиеся в двух комнатах цокольного этажа Lawrence Hall. Г. С. Холл получил свою степень в Гарварде под совместным руководством Джеймса и физиолога Г. П. Боудича за экспериментальную работу, проведенную в лаборатории Боудича на медицинском факультете. В следующем году Холл отправился в Германию, сначала в Берлин, а затем в Лейпциг, к Вундту. Он возвратился в США в 1880 г., и в 1881 г. был приглашен прочесть курс лекций в Университете Джона Хопкинса, где он проработал до 1888 г. В 1883 г. согласно заявлению, сделанному им в статье, опубликованной в выпуске American Antiquarian Society ("Американское антикварное общество") за 1894 г., Холл "основал" первую лабораторию экспериментальной психологии в США в Университете Джона Хопкинса. Джеймс не оставил без ответа заявление Холла. В заметке, помещенной в журнале Science ("Наука") за 1895 г., он написал: "Я сам "основал" курс обучения экспериментальной психологии в Гарварде в 1874/5 или 1876 году, не помню точно в каком именно. На протяжении ряда лет лабораторией являлись две комнаты здания естественного факультета (Лоуренс Холл), которые, наконец, оказались настолько загромождены оборудованием, что их потребовалось сменить". Не имеется свидетельств того, что эта лаборатория Джеймса, несмотря на ее несомненное существование с 1875 по 1876 учебный год, являлась чем-либо большим, нежели демонстрационной лабораторией.

За исключением  демонстрационной лаборатории Джеймса, остается неясным, когда и где  появилась первая исследовательская  психологическая лаборатория в США. Холл утверждал, что она была организована им в Университете Джона Хопкинса в 1883 г., однако этот факт так и не получил официального подтверждения самого университета. В 1888 г. Дж. Ястроу пришел в Висконсинский университетт, где он основал лабораторию, чему существует официальное подтверждение университета. Однако, это было на следующий год после того, как Дж. М. Кэттелл создал лабораторию в Пенсильванском университете (Ястроу признал первенство Кэттелла), и в том же самом году, когда У. Л. Брайан создал лабораторию в Индианском университете.

До конца XIX в. первые психологические лаборатории были открыты  
А. Леманом в Копенгагене (1886), Йосиро Мотора в Токио (1888), Серджи в Риме (1889), Дж. М. Болдуином в Торонто (1890), Дж. У. в Кембридже (1891), Т. Флурнуа в Женеве (1891), А. Мейнонгом в Граце (1894), А. А. Токарским в Москве (1895) и в Пекине (1897).

На 1898 г. в мире существовало по меньшей мере 48 психологических лабораторий, 26 из которых находились в США. Число лабораторий продолжало неуклонно расти, особенно в США, хотя многие из лабораторий, возникавших в 1920-х и 1930-х гг., были "тестологическими лабораториями", явившимися следствием бурного развития психометрии после Первой мировой войны.

Основное  оборудование самых первых лабораторий  состояло из хроноскопов для измерения  времени реакции, камертонов и вертушки для смешения цветов. Многие из этих предметов являлись поистине произведениями искусства, выполненными из превосходно обработанной меди. В начальные годы, когда большая часть исследований носила преимущественно психофизический характер, использовались также дополнительные приборы для увеличения точности предъявления сенсорных стимулов. С развитием исследований памяти и научения в последние 15 лет XIX в. появились устройства, обеспечивающие стимульный контроль этих ситуаций - барабаны-мнемометры, лабиринты и проблемные камеры. Разработка в конце 1930-х г. Б. Ф. Скиннером "камеры Скиннера", в которой животное могло нажимать рычаг для получения подкрепления, послужило в последовавшие за Второй мировой войной годы толчком к созданию сложного электронного оборудования, предназначенного для предъявления и планирования разнообразных стимульных условий и для автоматической регистрации реакций. Дальнейшее развитие областей специализации в психологии сопровождалось ростом количества различных видов сложного специального оборудования в зависимости от исследовательских интересов конкретных лабораторий. 

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В КАЗАНИ

 

Одним из важных этапов становления научной  психологии как самостоятельной  отрасли знания было введение в нее  эксперимента. С развитием материалистического естественнонаучного направления в психологии и реализацией указанной программы И.М. Сеченова была связана разработка путей и принципов экспериментального психологического исследования в первых отечественных психологических лабораториях. Создателями их были врачи-психиатры В.М. Бехтерев, П.И. Ковалевский, В.Ф. Чиж, С.С. Корсаков и А.А. Токарский.

Успехи, достигнутые в XIX в. естествознанием, и прежде всего развитием физиологии органов чувств и психофизики, способствовали возникновению экспериментальной психологии. Ее зарождение отражало также потребности общественной практики, в первую очередь быстро развивающейся в то время медицины, особенно ее новой отрасли - психиатрии, стремившейся к созданию базирующихся на результатах экспериментальных психологических исследований методов диагноза, анализа психопатологических явлений и определения эффективности терапии.

Поэтому первые экспериментальные психологические  лаборатории, возникнув в России в конце XIX в. в психиатрических клиниках, имели целью прежде всего решение практических задач.

Первой  и одной из наиболее крупных лабораторий, сыгравшей исключительно важную роль в разработке и утверждении  принципов экспериментирования  в психологии, стала психологическая  лаборатория, созданная в 1885 г. в  Казани выдающимся ученым-невропатологом, психиатром и психологом Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Защитив в 1881 г. докторскую диссертацию, В.М. Бехтерев в 1884 г. был послан от Петербургской  военно-медицинской академии в длительную заграничную командировку, во время  которой он работал в клиниках и лабораториях крупнейших европейских физиологов и психиатров. Особый интерес у него вызвали исследования В. Вундта и его последователей, проводившиеся в Лейпцигской психологической лаборатории. В 18841885 гг. Бехтерев слушал в Лейпциге курс лекций Вундта по экспериментальной психологии и занимался в его лаборатории.

По возвращении  из-за границы в 1885 г. В.М. Бехтерев был  назначен профессором Казанского университета по кафедре психиатрии. Ему было тогда 28 лет. Одним из требований молодого ученого при вступлении на кафедру  университета была организация при  нем экспериментальной психологической  лаборатории. Это требование было принято, и осенью 1885 г. в Казанском университете при клинике душевных и нервных  болезней создается первая русская  экспериментальная психологическая  лаборатория.

В Казани В.М. Бехтерев разворачивает широкие  клинические исследования и ведет  большую научную работу в области  невропатологии, создает Общество невропатологов и психиатров и руководит им. Это  общество объединило исследователей и  врачей, работавших в области анатомии и физиологии нервной системы, психологии, невропатологии, психиатрии. В.М. Бехтерев приступает к изданию журнала  общества «Неврологический вестник» и  возглавляет его. В журнале публикуются  первые экспериментальные психологические  исследования.

Новая лаборатория  требовала оснащения ее необходимыми приборами и оборудованием. Осенью 1885 г. Бехтереву было выделено около  одной тысячи рублей на первые расходы  по созданию лаборатории. Сперва лаборатории отвели лишь одну комнату в помещении бывшей фармацевтической лаборатории. Через пять лет, в 1890 г., когда университет построил новое большое здание, лаборатории предоставили три большие комнаты. Министерство народного образования ежегодно выделяло лаборатории дотации, университет выдавал на оборудование и инструменты специальные субсидии — около 500 руб. в год.

Для своего времени лаборатория была оснащена весьма неплохо. Кроме обычного лабораторного  оборудования (энцефалометр, хроноскоп, реактивы, микроскопы и т.д.) в ней имелась также аппаратура, изобретенная и сконструированная самим В.М. Бехтеревым и сотрудниками.

В лаборатории  под руководством В.М. Бехтерева  работали врачи, физиологи, психологи: В.И. Васильев, М.К. Валицкая, Б.И. Воротынский, В.Н. Васяткин, А.В. Диомидов, Н.Н. Реформатский, И.К. Мейер, П.А. Останков и другие. Активное участие в деятельности лаборатории принимали также студенты и сотрудники Казанского университета.

Экспериментально-психологические  исследования Казанской лаборатории  были представлены работами М.К. Валицкой, содержащей данные психометрических исследований больных, страдающих нервными расстройствами, работой Е.А. Геника и Б.И. Воротынского, в которой приводятся данные психометрических исследований людей, находящихся в состоянии гипноза, а также работой, выполненной под руководством Бехтерева П.А. Останковым и М.М. Граном — в то время студентами Казанского университета - по измерению скорости психических процессов у людей в различное время дня. Таким образом, первые экспериментально-психологические исследования относились главным образом к области психометрики и были выполнены в основном на клиническом материале.

Последовательная  ориентация В.М. Бехтерева на объективные  экспериментальные методы исследования в психологии уже тогда отличала его позицию от взглядов В. Вундта, следовавшего интроспективной концепции  сознания и привлекавшего объективные  физиологические средства исследования лишь для создания наилучших условий  интроспекции.

Информация о работе Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії