Сознание как высший уровень психики,

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

И. П. Павлов, комментируя случай, когда обезьяна, чтобы достать висящий высоко плод, построила из валявшихся на полу ящиков вышку, хотя никогда не видела, как что-нибудь подобное сооружают, писал, что это условным рефлексом уже назвать нельзя, что это есть начало образования знания. Описанные действия обезьяны свидетельствуют о зачатках элементарного мышления у высших животных, которое явилось предпосылкой возникновения человеческого сознания.

Однако “мышление” человекообразных обезьян обладает рядом специфически животных признаков, четко обозначающих эволюционный барьер между самыми “умными” животными и человеком. Всякое, даже наиболее сложное интеллектуальное поведение животных сохраняет свою связь с биологическими мотивами, определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прошлого опыта и не может осуществляться, абстрагируясь от них.

Содержание

1. Сознание как высший уровень психики, его структура

2. Опишите формы переживания чувств
3. Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития

4.Опишите методику определения психологической характеристики темперамента. Используя данную методику, дайте психологическую характеристику своему темпераменту

5. Ситуационная задача

6. Практическая задание

6.1.Выполнить методику по выявлению темперамента Айзенка

6.2. Выполнить методику «Формула темперамента» А. Белова
6.3 Выполните тест «Психогеометрическая типология»

6.4.Выполнить методику «Уровень притязаний»

6.5.Выполнить методику « Направленность личности»

6.6. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
 

      Содержание 

1. Сознание  как высший уровень психики,  его структура

2. Опишите  формы переживания чувств 

3. Социально-психологическая  характеристика  групп по уровню  их развития 

4.Опишите методику определения психологической характеристики темперамента. Используя данную методику, дайте психологическую характеристику своему темпераменту

5. Ситуационная  задача

6. Практическая  задание

     6.1.Выполнить  методику по выявлению темперамента  Айзенка

     6.2. Выполнить методику «Формула  темперамента» А. Белова

          6.3 Выполните тест «Психогеометрическая типология»

     6.4.Выполнить  методику «Уровень притязаний»

          6.5.Выполнить методику « Направленность личности»

     6.6. Методика диагностики степени  удовлетворенности основных потребностей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1. Сознание как высший уровень психики, его структура 

     И. П. Павлов, комментируя случай, когда  обезьяна, чтобы достать висящий  высоко плод, построила из валявшихся на полу ящиков вышку, хотя никогда  не видела, как что-нибудь подобное сооружают, писал, что это условным рефлексом уже назвать нельзя, что это есть начало образования знания. Описанные действия обезьяны свидетельствуют о зачатках элементарного мышления у высших животных, которое явилось предпосылкой возникновения человеческого сознания.

     Однако  “мышление” человекообразных обезьян обладает рядом специфически животных признаков, четко обозначающих эволюционный барьер между самыми “умными” животными и человеком. Всякое, даже наиболее сложное интеллектуальное поведение животных сохраняет свою связь с биологическими мотивами, определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прошлого опыта и не может осуществляться, абстрагируясь от них. Поэтому поведение животных носит биологически-приспособительный характер, все их действия направлены на удовлетворение биологических потребностей. И хотя у некоторых животных, особенно у человекообразных обезьян, можно заметить развитый ориентировочно-исследовательский рефлекс, но и он в конечном счете способствует обнаружению лишь биологически важных для организма признаков. Конечно, животные обладают определенной способностью преобразовывать окружающий мир с помощью создаваемых ими орудий. Они строят себе гнезда или жилища, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животные создают орудия только в конкретной, наглядной ситуации, не сохраняют их впрок и производят лишь то, в чем непосредственно нуждаются они сами или их детеныши. Кроме того, интеллектуальные способности животных достигают апогея лишь в общении с людьми, где ведущим выступает интеллект экспериментатора. Скажем, усвоенные обезьяной человеческие структуры знакового общения становятся ненужными в среде других обезьян, и самые “умные” из них возвращаются к естественным животным формам коммуникации.

     Наличие сложной и развитой биологической  потребности как стимула и мотива деятельности, в особенности у высокоорганизованных животных, предполагает и высокоразвитую форму психического отражения, достаточно сложные восприятия и представления. Но поскольку отношение к предмету у животного определено биологической потребностью, постольку предмет не отражается в форме его собственного бытия, не является объектом познания, а представляет интерес только как фактор удовлетворения органических потребностей. Психика животных выступает динамичным посредником между физиологическими потребностями, обеспечивающими выживание вида, и экологической нишей его обитания.

     Выход человека за пределы природного бытия  предопределил формирование качественно  нового способа жизнедеятельности  — предметно-практического освоения действительности. Эта деятельность предполагала создание орудий труда и установление специфических отношений между людьми в процессе этого производства. В отличие от животных человек создает орудия по заранее продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет их. Поведение человека характеризуется способностью отвлекаться от конкретной, наглядной ситуации и поступать сознательно. Качественно иное отношение человека к внешнему миру, преобразование его потребностей обусловили появление качественно новых (духовных) мотивов и стимулов деятельности, существенное изменение сферы человеческих психических способностей. Высший уровень психики, свойственный только человеку, образует сознание.

     Предистория сознания уходит корнями в объективный процесс усложнения структуры высшей нервной деятельности, отчетливо прослеживающийся в недрах животного мира. Вопрос о биологических предпосылках и истоках сознания разработан в трудах А. Н. Леонтьева. А. Н. Леонтьев выдвинул концепцию трехстадийного развития психики, охватывающего весь процесс эволюции животного мира: стадию элементарной сенсорной психики (способность животного к отражению отдельных свойств среды в форме элементарного ощущения); стадию перцептивной психики (отражение внешней действительности в форме восприятий расчлененных образов отдельных вещей); стадию интеллекта, когда возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отношений (ситуаций). А. Н. Леонтьев исследовал тенденцию постепенного дистанцирования психической деятельности от физиологической путем расчленения прежде целостной жизнедеятельности животных на две фазы: подготовительную (нередко биологически нейтральную) и фазу осуществления биологически значимого поведения. Первая реализуется на психическом уровне, когда “в уме” оценивается ситуация, соотносятся цели и средства ее достижения, вторая — в действии. Двухфазовая структура поведения высших животных с точки зрения психики сравнима с орудийной деятельностью (подготовкой орудий и их использованием). В то же время ее можно рассматривать как предпосылку последующего вычленения из непосредственно-биологической жизнедеятельности отражательно-информационной функции, которую в процессе антропосоциогенеза берет на себя формирующееся сознание. 

                          2. Опишите формы переживания чувств  

     Несмотря на индивидуальность проявления эмоциональных состояний у каждого человека, существуют определенные врожденные формы проявления переживаний. Чем богаче эмоций переживает человек, тем больше форм они принимают. Итак, эмоциональное состояние человека проявляется в таких формах:

     1.Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

     2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

     Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью или внезапностью). Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка.

     Популярными являются классификация эмоций по отношению к деятельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические(тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, — контактные и дистантные.

     3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

     4. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия — склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д.

     5. Стресс. По своему влиянию на человека схож с аффектом. При переживании стресса, человек также теряет способность нормально работать, происходят нарушения памяти, внимания, речи, действий. Стресс возникает также в напряженных ситуациях, зачастую неожиданных, с которыми необходимо моментально бороться. Устойчивость к стрессу обеспечивает дисциплинированность и самоконтроль.

     6. Фрустрация. Зачастую причиной появления фрустрации является конфликт с социумом, коллективом. Отрицательное отношение общества к человеку может повлечь за собой такие реакции, как депрессивное состояние, агрессивность, деятельность по инерции, которые являются видами фрустрации. Любые негативные отзывы, задевающие достоинство человека, несущие вред его престижу или перспективам,  могут привести к таким результатам. Предотвратить такую реакцию на отрицательную оценку социума может развитие процесса торможения, хорошее воспитание. Зачастую фрустрациям подвержены сильно возбудимые, распущенные люди, чаще дети.

     7. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых-моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

     Различают страсти положительные и отрицательные. Даже положительная страсть, если она  мешает деятельности, обучению, становится отрицательной. Когда ученик, увлекаясь  чтением или спортом, пропускает уроки, недосыпает, то это увлечение  с положительной страсти превращается в негативную. Пристрастие к алкоголю, курение пагубно сказывается на работе и жизни человека. Положительные страсти— увлечение работой, учебой— является той силой личности, которая вызывает большую энергию в деятельности, способствует производительности труда.

     Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

     3. Социально-психологическая характеристика  групп по уровню их развития 

     Психология  группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

Информация о работе Сознание как высший уровень психики,