Современные психологические теории личности

Автор: Оксана Кузовова, 05 Октября 2010 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25 Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Психологические теории личности КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      Умеренную приверженность лементализму;

      Среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность- объективность, проактивность-реактивность.

      Позиция Бандуры по девяти основным положениям, касающимся человеческой природы.

  Сильная Умеренная Слабая Средняя Слабая Умеренная Сильная  
Свобода               Детерминизм
Рациональность               Иррациональность
Холизм               Элементализм
Конституционализм               Инвайронментализм
Изменяемость               Неизменность
Субъективность               Объективность
Проактивность               Реактивность
Гомеостаз     Не  применимо     Гетеростаз
Познаваемость               Непознаваемость
 

      Свобода - детерминизм. Позиция Бандуры по этому положению находится посередине между крайними полюсами свободы и детерминизма. Ключ к пониманию его позиции лежит в концепции взаимного детерминизма, непрерывной взаимосвязи поведения, личности и окружения во всех видах человеческой деятельности.

      Следовательно, с точки зрения социально-когнитивной  теории, люди до некоторой степени  могут контролировать свое поведение.

      Рациональность - иррациональность. Бандура отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантам поведения. Он полагает, что люди приходят к рациональным решениям, сковываясь на предположениях о том, как их действия будут влиять на обстоятельства. Рационализм особенно очевиден в акценте Бандуры на моделировании или научении через наблюдение.

      Холизм - элементализм. Нигде в теории Бандуры, например, нет глобального конструкта поведения (такого как психическая структура «Я» или «Я-концепция» в феноменологической теории).

      Конституционализм - инвайронментализм. Работа Бандуры в основном касается социальной структуры и процессов научения, при помощи которых факторы окружения влияют на поведение. В соответствии с доктриной Бандуры о взаимном детерминизме они воздействуют на окружение в той же мере, в какой окружение действует на них.

      Изменяемость - неизменность. В теории Бандуры люди, становясь более зрелыми, приобретают значительно больше возможностей изменять поведение с помощью самоподкрепления и организации окружения так, чтобы получить больше позитивных подкреплений. Люди регулируют внешние стимулы для желаемого поведения, они оценивают свое поведение, и эти оценки сами по себя служат подкрепляющими факторами.

      Субъективность - объективность. Положение субъективности можно усмотреть в том, что люди не механически подвергаются объективным воздействиям окружения.

      Проактивность - реактивность. Человек в социально-когнитивной теории постоянно реагирует на внешние влияния, но реагирует проективно.

      С точки зрения Бандуры, люди реагируют  на внешние воздействия при помощи наблюдения и затем перерабатывают эти воздействия посредством  своих когнитивных структур.

      Гомеостаз - гетеростаз. Люди действуют для того, чтобы смягчить напряжение и сохранить внутреннее равновесие, или поведение человека направлено на личный рост и самоактуализацию? В теории Бандуры эти вещи почти не обсуждаются и ни в коем случае не влияют ощутимо на формулировку его теоретических построений. Люди могут моделировать многие виды поведения, независимо от природы возможных мотивов, лежащих в основе этого поведения.

      Познаваемость - непознаваемость. Бандура, недвусмысленно поддерживая точку зрения, что природа человека познаваема. Это явствует из того, с каким уважением он относится к эмпирическим данным, из его попыток сделать теоретические построения открытыми для эмпирической проверки и ил его большого вклада в научные исследования личности.

      Теория  Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточное количество фактов в ее поддержку.

      Социально-когнитивная  теория Бандуры дала толчок большому количеству исследований, подвергающих проверке ее основные концепции и  принципы. Эти исследования значительно  расширили наши знания о том, как моделирование поведения родителей влияет на социальное развитие детей, как приобретают языковые и мыслительные навыки, как можно использовать самоподкрепление в терапии разнообразных психологических проблем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Направленность  личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

      Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

      Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного  и общепринятого определения  многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

      «Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психологических  свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности». 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      
  1. Леонгард К. Акцентуированные личности.  М.: 1989.
  2. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:  2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии.  М.: 1976.

Информация о работе Современные психологические теории личности