Семья как малая социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать характеристику понятия и видов малых групп;
- дать характеристику понятия семьи;
- рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;
- провести исследование.
Объект исследования – малые социальные группы.
Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Малая группа и семья

1.1. Понятие малой группы ……………………………………………5

1.2. Виды малых групп………………………………………………...6

1.3. Семья как малая группа…………………………………………...9



ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика семьи

2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13

2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………......17

2.3. Классификации семьи……………………………………………21

2.4. Пути укрепления семьи………………………………………….29


ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование удовлетворенности браком


3.1. Программа и методы исследования…………………………….37

3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38

3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42

3.4.Обработка и описание результатов……………………………...45

3.5.Выводы……………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

семья.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

     Жизнь семьи многогранна. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно — необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека. 

     2.2. Стадии развития семьи, кризисы

     Семья — древнейший институт человеческого общества — прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с «роднёй», включавшей братьев - сватьев и других многочисленных родственников, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь.

    Стадии  развития семьи. В первый  "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37%  супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит  разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика  оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

    Итак, жизнь семьи естественным образом  распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

    1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа  о том, что готовиться стать матерью.  Основная задача семьи сформировать образ  "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

    Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

    2 стадия. Формирование  семьи. 

    Основная  задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация  семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

    3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

    Задача  супругов - воспитание детей дошкольного  и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

    4 стадия. Пожилая супружеская  пара, живущая отдельно от взрослых детей.

    Начало  её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.[29,35]

    Естественно описание стадии является лишь схемой, так как  разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

    В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

    • Совсем молодые: от 0 до 4 лет.
    • Молодые: 5-9 лет.
    • Средние: 10-19 лет.
    • Пожилые: 20 и более.

    Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье,   решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни  является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

    Молодым бракам присущи проблемы, связанные  с рождением и воспитанием  детей напряженность бюджета  времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на  любовь и формирование супружеской дружбы.

    В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации  супругов друг к другу и к совместному  образу жизни. Известно, к сожалению, что 65%  разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

    Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи – против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно  "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

    Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер  считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования   чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

  • Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

    Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей  в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

  • Между 17-м и 25-м годами.

    Ведущую  роль играет  нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

    Выявление  кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

2.3. Классификации семьи 

    Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи:

  • Традиционный. Гражданский или церковный  брак.

    Эта форма более всего охраняет права  детей, но содержит  максимальное число запретов для супругов.

  • Незарегистрированный брак.

    Незарегистрированный  брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: "Люди женятся тогда, когда не верят друг другу". Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак  молодых людей и разрешают людям своего возраста.

  • Ограниченная временем семья.

    Брак  заключается на время, скажем, на три  года. По истечении этого срока  брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив  итоги, решают, или расстаться, или  снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

  • Прерывающийся брак.

    Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на некоторый срок. Причины  могут быть разные: устали друг от друга  или надо писать диссертацию. Здесь  разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

  • Встречающаяся  семья.

      Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети – растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

  • Мусульманская семья.

    Во  всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

  • Шведская семья.

    Во  всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

  • Открытая семья.

    Это семьи, в которых супруги в  той или иной степени, гласно или  нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

     Диана Баумринд в результате изучения практики воспитания выделила 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

     Авторитетные  родители инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

     Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошее отношение со сверстниками.

     Авторитарные  родители раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают прав возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка - основа их воспитания, которая не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивания, угрозы.

     Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

     Однако  жесткий контроль редко дает положительные результаты. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказаниями и, как правило, слишком слаб самоконтроль, если он вообще проявляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

     Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так, как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают  ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны.

     Все это приводит к тому, что у детей  не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха, что при этом столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

     Еще одна типология семейных отношений предлагает выделять такие типы, как:

  • гиперпротекция;
  • гипопротекция;
  • эмоциональное отвержение;
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции;
  • условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).

Информация о работе Семья как малая социальная группа