Семья как малая социальная группа

Дата добавления: 09 Ноября 2010 в 17:19
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (65.41 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

семья.doc

  —  282.50 Кб

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

ГЛАВА  1. Малая группа и семья

                1.1. Понятие малой группы ……………………………………………5

           1.2.  Виды малых групп………………………………………………...6

                1.3. Семья как малая группа…………………………………………...9

          

ГЛАВА 2. Социально-психологическая  характеристика семьи

           2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13

           2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………......17

           2.3. Классификации семьи……………………………………………21

           2.4. Пути укрепления семьи………………………………………….29 

      ГЛАВА 3.  Эмпирическое исследование удовлетворенности браком 

                 3.1. Программа и методы исследования…………………………….37

                 3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38

                 3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42

                 3.4.Обработка и описание результатов……………………………...45

                 3.5.Выводы……………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50

ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Происхождение понятия группа достаточно сложно. В Европе это слово появилось не ранее конца XVII в. Именно в это время французскими художниками был «завезен» на родину из Италии технический термин из сферы изящных искусств «groppo» или «gruppo», обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление. Классический пример — скульптурная группа «Лаокоон» родосских мастеров Ачесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н.э.).

     В настоящее время этот «технический»  налет практически полностью  отброшен и понятие группа прочно утвердилось в психологии. Однако данное явление оказалось настолько сложным и неоднозначным, что мало кто рискует дать определение однозначное, предпочитая назвать целый перечень признаков.

     Вот, например, мнение Д.Картрайта и А.Зандера, которые считают, что группу составляет собрание индивидов, которые: а) часто взаимодействуют друг с другом; б) определяют себя как члены одной группы; в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует; г) участвуют в единой системе разделения ролей; д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами; е) воспринимают группу как источник удовлетворения; ж) находятся в кооперативной взаимозависимости; з) ощущают себя как некоторое единство; и) координируют действия по отношению к себе. Очевидно, что этот список может быть значительно расширен (например, положениями о совместном переживании эмоциональных состояний, существовании внутригрупповой культуры), и, в принципе, количество этих параметров стремится к бесконечности.[17, 129]

     Итак, целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.

      Поставленная цель реализуется  посредством решения следующих  взаимосвязанных задач:

    -  дать  характеристику понятия  и видов малых групп;

    - дать характеристику понятия семьи;

        - рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;

    - провести исследование.

    Объект  исследования – малые социальные группы.

    Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.

          Теоретической основой данной работы являются исследования специалистов в области психологии: Андреева Г.М., Кузьмин Е.С., Р. С. Немов, Е. И. Рогов, Петровский А.В. и др.

          Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 30 источников, приложения. 

         
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА  1. Малая группа и семья 

     1.1. Понятие малой  группы 

          Психология и поведение отдельного  человека как личности существенно  зависят от социальной среды.  Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

     Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

     Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.[16, 528]

     Следовательно, малая группа – это  небольшое  по размеру объединение людей, связанных  непосредственным взаимодействием. Малые  группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. 

    1. Виды  малых групп
 

          Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются   члены   группы,   называют    групповыми    нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

     Рассмотрим  классификацию малых групп (рис.1) 

                                                                                    

 

                                                                                                                        
 

                                   

                                    

                                              

       
 
 

                              

         

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Классификация малых групп 
 

          Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих и постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

     Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

          Условные, или номинальные, группы  представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

     Естественные  группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

     Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет   или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

     Все естественные группы можно разделить  на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

       Следовательно, малые группы могут  быть разными по величине, по  характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. 

                                     

                                     1.3.  Семья как малая группа

Страницы:1234567следующая →
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать характеристику понятия и видов малых групп;
- дать характеристику понятия семьи;
- рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;
- провести исследование.
Объект исследования – малые социальные группы.
Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Малая группа и семья

1.1. Понятие малой группы ……………………………………………5

1.2. Виды малых групп………………………………………………...6

1.3. Семья как малая группа…………………………………………...9



ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика семьи

2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13

2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………......17

2.3. Классификации семьи……………………………………………21

2.4. Пути укрепления семьи………………………………………….29


ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование удовлетворенности браком


3.1. Программа и методы исследования…………………………….37

3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38

3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42

3.4.Обработка и описание результатов……………………………...45

3.5.Выводы……………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50

ПРИЛОЖЕНИЕ