Психология эмоциональных отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа по психологии на тему "Эмоциональные отношения в семье".Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Объект исследования: семейные взаимоотношения. Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмо-циональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эмоциональные отношения в семье.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

В семье 01 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения  неустойчивое

В семье 03 взаимоотношения  неустойчивые

В семье 04 взаимоотношения  адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношения  позитивные.

В семье 07 взаимоотношения  носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения  неустойчивые

В семье 09 взаимоотношения  стабильные, позитивные.

В семье 10 взаимоотношения  позитивные.

Наблюдение за игровой  деятельностью детей проводились  в группах детского сада т.к. при  таком условии наиболее оптимально проявляются личностные качества детей.

Были выведены следующие  компоненты в игре:

1. Умение ребенка  самостоятельно организовать игру.

2. Способность  войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3. Эмоциональная  окраска деятельности.

4. Согласованность  своих действий с действиями  членов «семьи».

5. Способность  вести «хозяйство».

Результаты оформим в виде таблицы

Таблица 2

Наблюдение  за игровой деятельностью детей.

код семьи

Имя ребенка

Компоненты в игровой деятельности

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

01

Слава

2

2

3

3

3

13

02

Валя

1

2

2

3

2

10

03

Ваня

2

3

2

3

1

11

04

Люда

3

3

2

3

3

14

05

Саша

2

3

3

2

3

13

06

Света

3

3

3

3

3

15

07

Сережа

2

3

3

3

2

13

08

Таня

3

1

1

2

2

9

09

Антон

3

2

2

3

3

13

10

Лена

2

3

3

3

3

14


 

В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной  системе. По полученным данным выделили три уровня сформированности интересующих качеств детей.

К первому уровню, который  определяется как высокая степень (I) относятся дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) – 70%.

Второй уровень(II) – средняя  степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03,08) – 30%.

Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%.

Сравнивая результаты тестов и наблюдений можно сделать вывод, что в каждой семье уровень  взаимоотношений различный.

Из наблюдений, проведенных  в детском саду и бесед с  воспитателем выяснилось, что дети, проживающие в семьях со стабильными, позитивными взаимоотношениям более открыты, уверены в себе, коммуникабельны.

Заключение

 

Семья является объектом исследования многих научных дисциплин. Социальная психология изучает феномены, механизмы  и закономерности семейно-брачных отношений на уровне общества, группы (семьи) и личности.

Объективная и субъективная значимость благоприятных эмоциональных отношений в семье является бесспорной, однако сами эмоциональные отношения, закономерности их развития изучены недостаточно. Исследования эмоциональной стороны взаимоотношений в семье – довольно сложная задача, поскольку связана с вторжением в наиболее интимную область человеческих отношений.

Кризисные явления в функционировании семейно-брачного института – большое  число разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа семей, не справляющихся  с воспитанием детей – обуславливают  насущную необходимость разработки программ, направленных на стабилизацию брака и семьи.

Усиление внимания к изучению семьи соответствует логике развития социальной психологии как науки. Семья  – удобный объект для социально-психологического исследования, так как характер межличностных  отношений и многие другие явления не могут быть до конца объяснены в отрыве от жизнедеятельности реальных групп и коллективов.

Теоретические предпосылки  социально-психологического исследования эмоциональных отношений в семье. Традиции изучения семейно-брачных отношений в западной психологии обусловливают наибольшую представленность в литературе психоаналитической и социологической ориентаций, соседствующих с другими направлениями, в которых с различной полнотой представлены элементы теории семьи как объекта воздействия. В психодинамической ориентации западной социальной психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на детско-родительские, либо на супружеские отношения.

Эмоциональная сторона взаимодействия между членами семьи не становится специальным предметом изучения бихевиористически ориентированных исследователей, хотя и учитывается в специфической форме в так называемых «основных положениях поведенческой психологии».

Подводя итоги исследования, следует отметить, что социально-психологический  подход к изучению эмоциональных  отношений в семье оказался результативным. Он позволил с долей уверенности  отвечать запросам, задачам данной работы. Эмоциональный компонент супружеских взаимоотношений в семьях характеризуется односторонним снижением симпатии, небольшом эмоциональном принятии супругами друг друга, незначительной удовлетворенностью отношениями с брачным партнером и семейной ситуацией в целом даже при высоком уровне притязаний к семейной жизни, но при этом низкой конфликтностью. Данная работа выявила характер эмоциональных отношений не только между супругами, но и между родителями и детьми. В формировании отношения родителей к ребенку важную роль играет признак пола, независимо от возраста ребенка.

Для укрепления данной семьи  были предложены соответствующие рекомендации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных  отношений. – М.: 1987. - 165 с.
  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учеб.для студ. пед. вузов: – 3-е изд.: – Психодиагностика. – М.: 1999.
  4. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. – Кишинев: 1991.
  5. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова. – М.:1997.
  6. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. – М.:1997.
  7. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. –288 с.
  8. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Методичка практикум по диагностике семейных отношений
  9. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272с.
  10. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. - 156с.
  11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М.: Посткриптум, 2001. - 189 c.

 

 

Приложение 1

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я.  Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник детско-родительских А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала  отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный  образ родительского отношения.  Содержательно эта шкала раскрывается  так: родитель заинтересован в  делах и планах ребенка, старается  ему помочь во всем, сочувствует  ребенку. Родитель высоко оценивает  интеллектуальные и творческие  способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" – шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так  – родитель ощущает себя с  ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей  воле родитель не предоставляет ребенку  самостоятельности никогда.

4. "Авторитарнаягиперсоциализация" - отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает  особенности восприятия и понимания  ребенка родителем. При высоких  значениях по этой шкале в  родительском отношении данного  родителя имеются стремления  инфантилизировать ребенка, приписывать  ему личную и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю  своим долгом знать все, что  думает мой ребенок.

3. Я уважаю  своего ребенка.

4. Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие  родители ограждают ребенка от  трудностей жизни.

8. Мой ребенок  часто неприятен мне.

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают  случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется,  что дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего  не стоят.

15. Для своего  возраста мой ребенок немножко  не зрелый.

16. Мой ребенок  ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок  впитывает в себя дурное как  "губка".

18. Моего  ребенка трудно научить хорошим  манерам при всем старании.

19. Ребенка  следует держать в жестких  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка  приходят к нам.

21. Я принимаю  участие в своем ребенке.

22. К моему  ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успеха в жизни.

24. Когда  в компании знакомых говорят  о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой  умный и способный, как мне  бы хотелось.

25. Я жалею  своего ребенка.

26. Когда  я сравниваю своего ребенка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению,  и по суждениям.

27. Я с  удовольствием провожу с ребенком  все свое свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  растет и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто  ловлю себя на враждебном отношении  к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребенку,  е только требовать этого от  него.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы моего  ребенка.

33. При принятии  семейных решений следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте  с ребенком я часто могу  признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано  узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю  к ребенку дружеские чувства.

39. Основная  причина капризов моего ребенка  – эгоизм, упрямство и лень.

Информация о работе Психология эмоциональных отношений в семье