Психология эмоциональных отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа по психологии на тему "Эмоциональные отношения в семье".Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Объект исследования: семейные взаимоотношения. Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмо-циональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эмоциональные отношения в семье.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

В семье с авторитарным отношением родителей к детям  формирование названных качеств  затрудняется и искажается.

Многие исследователи  приходят к выводу, что особенности  взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном ребенком в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми[7].

Формирование личности ребенка  происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной  в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Социально-психологического начал в жизни человека. Им в  большей мере, чем другим, присущи  глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге.

Совокупность этих отношений  между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

Ученые отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.

Общение в семье оказывает  сильнейшее влияние на детскую психику  и в дальнейшем дает широкий простор  для эмоциональных переживаний  ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его "эмоциональной недостаточности". Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.

Общие выводы по теме:

  1. Любовные отношения являются специфическими, имеют свое содержание, свою собственную структуру, отличаются от дружеских и сексуальных отношений.
  2. Любовные отношения подготавливаются всем предыдущим эмоциональным развитием человека и опытом его эмоциональных отношений с родителями и друзьями.
  3. Любовь - это не статичное отношение, она постоянно развивается, проходя через стадии возникновения симпатии, романтической любви до стабильных отношений.
  4. Развитие и стабилизация эмоциональных отношений в основном определяется собственной активностью членов пары.

 

Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов

 

Для изучения характера взаимоотношений  в семье были рассмотрены следующие  факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный  комфорт;

- тревожность

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

3. Особенности семейного  воспитания:

- создание  условий родителями для правильного  развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители  развивают познавательные интересы  ребенка (вместе с детьми слушают  радиопередачи; читают книги;  беседуют о прочитанном; ходят  с детьми в кино; поощряют любимые  занятия ребенка).

- родители  оказывают помощь в организации  домашнего труда.

- дети имеют  конкретные трудовые обязанности  в семье соответствующие полу  ребёнка.

- родители  видят недостатки в воспитании  своих детей и корректно их  минимизируют.

Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

-беседа с  родителями и детьми;

-тест –ОРО (опросник родительского отношения  авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями.

- опросник  «Удовлетворённость браком» (В.В.  Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

-наблюдение.

Исследование проводилось  на базе детского сада «Елочка». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.

Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт  с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст  родителей).

Код 01 . Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л  Код 02 . Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

1). Общий анализ данных  выглядит следующим образом: 1. 100% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов. 2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей. Для родителей был предложен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин представленный в приложение 1).

Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения к ребенку, которое  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

I – “принятие  – отвержение”;

II – “кооперация”;

III - “симбиоз”;

IV – “авторитарная  гиперсоциализация”.

V – “маленький  неудачник”.

1. «Принятие - отвержение».  Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе сребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально  желательный образ родительского  отношения.

Содержательно эта шкала  раскрывается так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается  во всем помочь ребёнку, сочувствует  ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так  – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарнаягиперсоциализация»  отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник»  – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ полученных результатов  теста-опросника родителей свидетельствуют о том, что:

1. В семье  01 по сумме параметров наиболее  выраженным является IV параметр– авторитарнаягиперсоциализация.

2. В семье  02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье  03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье  04 – III параметр, симбиоз.

5. В семье  05 – III параметр, симбиоз.

6. В семье  06 – II параметр, социальная желательность.

7. В семье  07 – IV параметр, гиперсоциализация.

8. В семье  08 – III параметр, симбиоз.

9. В семье  09 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

10. В семье  10 – IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру  – 0 семей.

По II – 1 семья, 10%, 06

По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных  семьях в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это –гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» авторы – В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. Опросник представленный в приложении 2, позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов:

1. полная неудовлетворенность  – 0% семей

2. значительная  неудовлетворенность – 0%

3. скорее неудовлетворенность,  чем удовлетворенность– 10% (08)

4. частичная  удовлетворенность– 20% (02,03)

5. скорее удовлетворенность,  чем неудовлетворенность – 30% (01,05,07)

6. значительная  удовлетворенность– 20% (09,10)

7. практически  полная удовлетворенность - 20% (04,06).

Обследованные семьи разделили  на 3 группы (для возможности сопоставить результаты с предыдущим исследованием):

I группа - 0%

II группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).

III группа- 50% - (04,06, 08,09,10)

По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер взаимоотношений детей и родителей в семье:

Информация о работе Психология эмоциональных отношений в семье